Пасхальный канон


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


Преподобный Иоанн Дамаскин. Икона. Афон. XIV в.

Преподобный Иоанн Дамаскин. Икона. Афон. XIV в.

Наилучшим изъяснением пасхального содержания Священной Библейской истории является канон преподобного Иоанна Дамаскина, которым он воспел Светлое Христово Воскресение. Этот канон может быть назван венцом всех церковных песнопений.
Преподобный Иоанн Дамаскин в этом каноне приводит все важнейшие пророчества и прообразы Ветхого Завета и показывает, как они исполнились в искупительном подвиге Иисуса Христа.
Агнцем прообразовательно называл добровольно идущего на страдания Христа пророк Исаия. «Агнцем Божиим, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29), именовал Иисуса Христа Иоанн Предтеча. Евангелист Иоанн Богослов написал: «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1, 17). Апостол Павел учит нас: «Пасха наша — Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 7). Преподобный же Иоанн Дамаскин в своём пасхальном каноне поэтически связал эти свидетельства священных писателей Ветхого и Нового Завета: «Христос — новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира!»
В первом же ирмосе канона преподобный Иоанн ясно показывает новозаветное содержание праздника Пасхи, сохраняя при этом ветхозаветное значение слова «пасха» — «преведение», то есть «переведение»:
«Воскресения день, просветимся людие! Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас преведе, побед­ную поющия».
На современный русский язык этот тропарь можно переложить следующими словами:
«День Воскресения! Просветимся, люди! Пасха! Господня Пасха! Потому что Христос Бог нас, поющих ныне песнь победы, перевёл от смерти к жиз­ни и от земли к Небу».
Церковно-славянское слово «преведе», так же как современное русское слово «перевёл», как раз и передаёт изначальный смысл древнего священного слова «пасха». Новозаветное, то есть христианское, значение слова «Пасха» — спасение!
В четвёртой песни пасхального канона преподобного Иоанна Дамаскина раскрывается спасительное значение самого полного ветхозаветного прообраза — пасхального агнца.
«Яко единолетный агнец, благословенный нам венец Христос волею за всех заклан бысть, Пасха чисти­тельная: и паки из гроба красное правды нам возсия Солнце».
В переложении на современный русский язык это означает:
«Как однолетний агнец, Христос, ставший для нас благословенным венцом благости Божией, добровольно отдал Себя на заклание за всех, став ­очистительной жертвой. И снова воссияло для нас из гроба Солнце пра­ведности».
В шестой песни канона преподобный Иоанн Дамаскин вспоминает чудо-знамение, которое Господь сотворил с пророком Ионой.
«Снизшел еси в преисподняя земли и сокру­шил еси вереи вечныя, ­содержащия связан­ныя, Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба».
Вот переложение этого тропаря канона:
«Ты, Христос, сошёл в преисподнюю и сокрушил там вечные затворы, удерживавшие узников, и, как Иона из чрева кита, воскрес на третий день из гроба».
В седьмой песни канона вспоминается чудо-знамение в пещи вави­лонской.
«Отроки от пещи Избавивый, быв Человек, страждет яко смертен, и страстию смерт­ное в нетления облачит благолепие, Един бла­гословен отцев Бог и препрославлен».
Это означает: «Тот, Кто избавил трёх отроков от сожжения в печи, став Человеком, претерпевает страдания как смертный и в самом этом страдании одевает смертное человеческое естество в красоту нетления. Един благословен и препрославлен Бог отцов наших».
Пасха. Художник Ю.Кузенкова

Пасха. Художник Ю.Кузенкова

В последнем тропаре канона преподобный Иоанн Дамаскин вновь называет Иисуса Христа Пасхой:
«О Пасха велия и священнейшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего».
«Истее» — значит совершеннее. Слова этого тропаря означают, что в Царстве Небесном будет ещё большая радость от общения с воскресшим Христом, нежели здесь, на земле, на пасхальной церковной службе.
В конце каждого канона, в девятой песни, прославляется Пресвятая Богородица. Преподобный Иоанн Дамаскин для последней песни канона берёт пророчество Исаии пророка о том, как будет радоваться Иерусалим в день светлого Христова Воскресения: «Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и сла­ва Господня взошла над тобою» (Ис. 60, 1).
«Светися, светися, Новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия: ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего».
То есть на современном русском языке:
«Светись, светись, Новый Иерусалим, ибо в тебе воссияла слава Господня. Ликуй и веселись ныне, святая гора Сион. Радуйся и Ты, Чистая Богородица, о Воскресении Твое­го Сына».
Новый Иерусалим — это Церковь Христова, которую Спаситель наш стяжал, то есть приобрёл, на Голгофе Честноˆю Своею Кровью.
Если бы мы подробнее рассматривали пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина, то ещё яснее увидели бы, что Библия — это Книга о Христе, а Евангелие — это свидетельство о Воскресении Христовом.
Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина поётся на Светлой Заутрени, после ночного пасхального Крестного хода. Затем он повторяется на Богослужении всей Светлой седмицы и в воскресные дни до отдания праздника Пасхи.
Перед каждым тропарём канона поётся радостный припев: «Христос воскресе из мерт­вых!»
На девятой песни канона преподобный Иоанн Дамаскин торжественно провозглашает: «Христос — новая Пасха, Жертва жи­вая, Агнец Божий, вземляй грехи мира».
Зная Священную Библейскую историю, мы будем лучше понимать пасхальное Богослужение. В свою очередь, вникая в содержание пасхальной службы, мы будем глубже усваивать и Священную Библейскую историю.
hermos-1-easter-canon

Вопросы и задания:

  1. Какие ветхозаветные прообразы преподобный Иоанн Дамаскин приводит в сво­ём пасхальном каноне?
  2. Почему преподобный Иоанн Дамаскин называет Иисуса Христа новой Пасхой?
  3. Когда поётся пасхальный канон Иоанна Дамаскина?
  4. Какое слово передаёт исходное значение слова «пасха»?
  5. Почему в одной из песен пасхального канона вспоминается чудо-знамение с пророком Ионой?
  6. Кого прославляет последняя песнь пасхального канона?
  7. Что означает словосочетание Новый Иерусалим?

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок