Божественная Литургия и Священная Библейская история


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


Самые важные события Священной Библейской истории запечатлены в словах Символа веры и отражены в молитвах и священнодействиях Божественной Литургии.
Божественная Литургия совершается по заповеди Иисуса Христа, данной Им святым апостолам на Тайной Вечери: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). И когда мы приходим в храм на эту божественную службу, Церковь Христова Православная через священнодействие Литургии напоминает нам все главные события Священной истории — истории нашего спасения через Иисуса Христа.
С благодарностью за всё, что совершил нашего ради спасения Господь Иисус Христос, на Литургии мы вспоминаем Его крестные страдания, смерть, погребение, тридневное Воскресение, на небеса восшествие и даже грядущее Его славное Второе пришествие.
Воспоминание ветхозаветных обетований, пророчеств и прообразов переходит в воспоминание проповеди Иисуса Христа о Царстве Небесном, а затем — в воспоминание Тайной Вечери и Голгофского Жертвоприно­шения. Как причастники, то есть участники Тайной Вечери, на Божест­венной Литургии мы причащаемся Святых Христовых Таин. Причастив­шись же Божественной Трапезы, мы радуемся Христову Воскресению, с надеждой ожидая жизни будущего века. Это — главное в Литургии.
agnets-01Божественная Литургия начинается с Проскомидии. Самая большая просфора, предназначенная для совершения Литургии, называется агничной просфорой, или агнцем. Начинается Проскомидия троекратным крестообразным знаменованием святым копием агничной просфоры со словами: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».
Приготовление просфоры-агнца сопровождается пророческими словами Исаии о страждущем Иисусе Христе: «Яко овча на заколение ведеся. И яко агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст Своих. Во смирении Его суд Его взятся. Род же Его кто исповесть? Яко вземлется от земли живот Его». Так Проскомидия свидетельствует, что Литургия — это служба Христова Жертвоприношения.
При крестообразном надрезании агничной просфоры священник произносит таинственные слова: «Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение!» — То есть священнодейственно приносится в жертву Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, за жизнь мира и спасение.

Святейший Патриарх Кирилл совершает Проскомидию

Святейший Патриарх Кирилл совершает Проскомидию

При прободении святым копием просфоры произносятся евангельские слова: «Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде Кровь и вода: и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его». Так в святом алтаре на Проскомидии вспоминается Голгофская Жертва.
На святом престоле в алтаре находится антиминс — маленькая плащаница. При пении Херувимской песни на антиминс переносится с жертвенника Дискос с агничной просфорой и Чаша с вином для освящения Даров. Это означает, что Литургия включает в себя и воспоминание положения во гроб Пречистого Тела Спасителя.
После поставления Дискоса и Чаши на антиминс священнослужитель произносит тропарь Великой Субботы: «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащани­цею чистою обвив, и благоуханьми во гробе нове покрыв положи».
Христа, распятого за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день, мы молитвенно исповедуем в Символе веры.
После пения Символа веры мы слышим призыв стоять со страхом Божиим, потому что начинается святое возношение, то есть принесение Бескровной Жертвы.
Возглас «Благодарим Господа!» свидетельствует о том, что совершается великая благодарственная служба Богу. Греческое слово «Евхаристия» означает «Благодарение».
В молитве, которую в алтаре читают священнослужители, возносится благодарение Богу за всё! Прежде всего — за то, что Он сотворил мир и не отступил от человека, когда человек отступил от Него. Но самое главное, в эти священные минуты мы особенно благодарим Бога за наше искупление и спасение, которое совершилось через Крест, смерть и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. С этого момента и до самого причащения мы должны помнить, что днесь мы участники Тайной Вечери Христовой!
proscomid-zhertvennikПри трепетном воспоминании Тайной Вечери мы слышим слова Христа Спасителя: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». Затем: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».
Так Церковь словами Иисуса Христа призывает нас к участию в Его Божественной Трапезе.
В молитве «Отче наш», испрашивая хлеб наш насущный, мы прежде всего молимся о даровании нам на этой Литургии Хлеба Евхаристии — Хлеба жизни вечной.
Когда же из алтаря выносится Святая Чаша, то каждый приступающий ко Святому Причащению со смирением должен просить Христа Спасителя допустить его к Тайной Вечери: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими».
eucharistiaА во время Святого Причащения по утвердившемуся в Русской Православной Церкви обычаю мы поём пасхальный стих: «Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите!»
Причастившись Святых Христовых Таин во исцеление души и тела, мы принимаем залог нашего воскресения в жизнь вечную. В алтаре сразу после причащения читается пасхальное молитвословие: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и Святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Гос­пода, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши».
Так Божественная Литургия священнотаинственно являет нам Хрис­тово Воскресение!
Святой апостол Павел в Первом послании к христианам города Коринфа написал, что Божественная Литургия будет совершаться до кончины мира.
«Я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11, 23–26).
Значит, совершая Божественную Литургию, Церковь Христова Православная готовит нас ко Второму пришествию Христову.
st-ioann-kronschtСвятой праведный Иоанн Кронштадтский, который на иконах обычно изображается со Святой Чашей в руках, так говорит нам о Божественной ­Литургии:
«Литургия есть сокращение всего Евангелия, изображение земной жизни Иисуса Христа, повторение Его Голгофской Жертвы — всегдашнее заклание, смерть Его за грехи мира, воспоминание Его Воскресения и Вознесения на небо».
«Литургия — Жертва умилостивительная, благодарственная, хвалебная и просительная. Велика Литургия! На ней воспоминается вся жизнь не какого-либо великого человека, а Бога воплотившегося, пострадавшего и умер­шего за нас, воскресшего и вознесшегося, и паки грядущего судити миру всему!»
Посылая учеников на всемирную проповедь Евангелия, воскресший Христос обещал быть с верными Ему до скончания века: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Благодатным общением со Христом для верующих в Него во все дни до скончания века и является Божественная Литургия.
Итак, будем помнить, что Божественная Литургия — это новозаветная пасхальная Тра­пеза, совершаемая по заповеди Самого Христа в воспоминание Его спасительных страданий, крестной смерти, погребения и Вос­кре­сения. И совершается Божественная Литургия ради того, чтобы мы, причащаясь Святых Христовых Таин, достигли жизни вечной.

Вопросы:

  1. Какими словами в Символе веры говорится о том, чтоˆ ради нашего спасения совершил Единородный Сын Божий?
  2. Как называется самая большая просфора на Проскомидии?
  3. Какие пророческие слова об Иисусе Христе читаются на Проскомидии?
  4. Как на русский язык переводится греческое слово «Евхаристия»?
  5. Кто из апостолов написал о том, что таинство Святого Причащения будет совершаться до скончания века?
  6. Что праведный Иоанн Кронштадтский говорит о Божественной Литургии?
  7. Как надлежит готовиться ко Святому Причащению?

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок