Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок
Когда приблизилось завершение Ветхого Завета и наступил последний праздник ветхозаветной Пасхи, Господь Иисус Христос преподал Своим ученикам таинство Пасхи Нового Завета — Святое Причащение.
Пасха Ветхого Завета, как мы уже знаем, являлась прообразом Пасхи Нового Завета. Исход израильтян из Египта был прообразом спасения всего человечества от рабства греху и вечной смерти. Ветхозаветный пасхальный агнец служил прообразом Агнца Божия, Который возьмёт на Себя грехи мира.
Установление Нового Завета совершилось на Тайной Вечери и Голгофе.
Поскольку Иисус Христос не имел собственного дома, а постоянно странствовал, проповедуя Евангелие Царства Небесного, то ученики Пётр и Иоанн перед праздником спросили Его: «Где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху» (Мф. 26, 17–19).
Домохозяин, к которому Иисус Христос послал двух Своих ближайших апостолов, вероятно, был тайным учеником Его. Кроме Петра и Иоанна никто не знал, где Иисус Христос будет совершать пасхальную трапезу. Не должен был заранее знать это место и Иуда, уже сговорившийся с первосвященниками и правителями народа хитростью взять и погубить Христа.
Показывая апостолам пример смирения, Иисус Христос «встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» (Ин. 13, 4–5).
Когда Иисус Христос подошёл к Петру, тот, имея порывистый нрав, не захотел, чтобы его Божественный Учитель умывал ему ноги: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты» (Ин. 13, 6–11).
После умовения ног Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий» (Лк. 22, 25–26).
Во время трапезы Иисус Христос со скорбью сказал: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Ин. 13, 21). Это был призыв Иуде покаяться, но лукавый ученик не принял слов Христа в своё сердце. Другие же ученики с недоумением стали озираться друг на друга, чтобы понять, о ком же говорит Христос. Весьма опечалившись и не находя ответа в своей совести, они даже стали спрашивать своего Божественного Учителя: «Не я ли, Господи?» (Мф. 26, 22).
Наконец нетерпеливый Пётр сделал знак Иоанну, сидевшему рядом с Христом, чтобы тот тихонько спросил имя предателя. Иоанн спросил: «Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту» (Ин. 13, 25–26).
В иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры в праздничном ряду есть икона, на которой изображается, как Иисус Христос на Тайной Вечери подаёт Иуде кусок хлеба.
Влекомый злой силой, предатель вскоре покинул священную трапезу. «Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» (Ин. 13, 31).
Божественная слава Христа Спасителя открылась на Голгофе в Его крестных страданиях, как и предсказывали на Фаворе пророки Моисей и Илия. А предшествовало Голгофской Жертве таинство Святого Причащения, которое заранее установил Господь Иисус Христос в воспоминание Своих спасительных страданий, крестной смерти и Воскресения.
Апостолы, по словам святителя Иоанна Златоуста, «довольно слышав об этом таинстве прежде, с благоговением и верою приступили к священной трапезе».
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28).
Так было установлено святейшее таинство Причащения. Ученики Христовы с верой и благоговением причастились Святых Христовых Таин, потому что были приготовлены к этой новозаветной пасхальной Трапезе — и долговременным пребыванием со Христом, и омовением ног, и обетованием, которое они прежде слышали о Причащении. Это было после чудесного умножения пяти хлебов. Тогда Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Я есмь хлеб, сшедший с небес. Ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 48; Ин. 6, 51).
Причастив на Тайной Вечери Своих учеников, Иисус Христос дал им заповедь: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). Спаситель мира, «однажды принеся Себя в жертву» (Евр. 9, 28) на Голгофе, даровал верующим Причащение, чтобы до скончания мира освящались причащающиеся Святых Христовых Таин. По учению святого апостола Павла, Святое Причащение будет совершаться в мире до самого Второго пришествия Христова.
Тайная Вечеря — это величайшее событие священной истории нашего спасения. «Почему же это событие величайшее? А потому, что именно через Таинство Тела и Крови Христовой всё то, что Господь совершил ради нашего спасения, — и Рождение Своё, и жизнь, исполненную скорбей, и проповедь, и страдания, и Крест, и Воскресение, и восшествие на небеса, и Второе пришествие — через таинство Святой Евхаристии актуализируется, становится реальностью для каждого верующего человека, каждого члена Церкви, — сказал в своей проповеди в Великий Четверг Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. — Мы являемся не просто зрителями во время Святой Литургии, мы не просто наблюдаем со стороны красивый обряд — мы являемся соучастниками Тайной Вечери и Жертвы Господней, подобно ученикам окружая Трапезу Господню».
Святитель Феофан Затворник (†1894), обращаясь к причастнику Святых Христовых Таин, даёт следующее наставление:
«Ныне сподобились вы Трапезы Господней и чрез Святое Причащение приняли в себя Господа! Какая милость Божия!
Когда приходит дорогой гость, чего не готовы бываете вы сделать для него, чтобы ему было приятно у вас и он не скоро ушёл от вас? Вот Господь посетил вас: а кто дороже Его?
Знаете, что Ему угодно: всё то и предлагайте Ему; всё же неугодное Ему отстраните от себя. Любит Господь смирение, кротость, правоту, миролюбие, чистоту, терпение, благопокорность, трудолюбие, всякое воздержание: всё то и позаботьтесь возыметь и предложить Ему. Не любит Господь зависти, вражды, гордости, пересудов, тщеславия, рассеянности, лености, гнева, невоздержания: от всего этого удерживайтесь. И Он навсегда пребудет с вами».
«Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими!» — так каждый из нас молится перед Святым Причащением. А в Великий Четверг в память величайшего в истории события — установления таинства Причащения — эта святая молитва поётся на Литургии вместо Херувимской песни, которую мы произносим перед Причащением.
«Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
После Тайной Вечери, пропев с учениками псалмы, Иисус Христос пошёл на гору Елеонскую. Наступила последняя ночь Его земной жизни. Предстояла Гефсиманская молитва. Затем — предательство Иуды и неправедный суд. И наконец, распятие на Голгофе.
Всё это Церковь Православная представляет нашему молитвенному вниманию на службе Великого Четверга, когда вечером читаются Двенадцать Евангелий о спасительных страданиях Господа нашего Иисуса Христа.
Совершая Тайную Вечерю, Единородный Сын Божий прежде всего вознёс благодарение Своему Отцу. Поэтому таинство Святого Причащения мы также называем Евхаристией. Как мы знаем, в переводе с греческого языка слово «Евхаристия» означает «Благодарение».
Служба, на которой мы, как на Тайной Вечери, причащаемся Святых Христовых Таин, по-гречески называется Литургией. Божественная Литургия — это самое важное общее дело тех, кто знает и помнит заповедь Иисуса Христа о Святом Причащении: «Сие творите в Мое воспоминание».
Вопросы:
- Почему Вечеря Господня называется Тайной?
- Что сделал Иисус Христос в начале Тайной Вечери?
- Каким образом Иисус Христос указал ученикам Петру и Иоанну предателя?
- Какую заповедь дал Иисус Христос сразу после причащения Своих учеников?
- Почему церковная служба, на которой верующие причащаются Святых Христовых Таин, называется Литургией?
- Что означает слово «Евхаристия»?
- Когда на Литургии вместо Херувимской песни поётся молитва «Вечери Твоея Тайныя»?
Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок