Тайная Вечеря


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


Когда приблизилось завершение Ветхого Завета и наступил последний праздник ветхозаветной Пасхи, Господь Иисус Христос преподал Своим ученикам таинство Пасхи Нового Заве­та — Святое Причащение.
Пасха Ветхого Завета, как мы уже знаем, являлась прообразом Пасхи Нового Завета. Исход израильтян из Египта был прообразом спасения всего человечества от рабства греху и вечной смерти. Ветхозаветный пасхальный агнец служил прообразом Агнца Божия, Который возьмёт на Себя грехи мира.
Установление Нового Завета совершилось на Тайной Вечери и Голгофе.
Поскольку Иисус Христос не имел собственного дома, а постоянно странствовал, проповедуя Евангелие Царства Небесного, то ученики Пётр и Иоанн перед праздником спросили Его: «Где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху» (Мф. 26, 17–19).
Домохозяин, к которому Иисус Христос послал двух Своих ближайших апостолов, вероятно, был тайным учеником Его. Кроме Петра и Иоанна никто не знал, где Иисус Христос будет совершать пасхальную трапезу. Не должен был заранее знать это место и Иуда, уже сговорившийся с первосвященниками и правителями народа хитростью взять и погубить Христа.

Умовение ног апостолам. Византия. XI в.

Умовение ног апостолам. Книжная миниатюра. Византия. XI в.

Когда началась Тайная Вечеря, Иисус Христос явил делом любовь к Своим избранным двенадцати ученикам. На Востоке был обычай умывать ноги гостям при входе их в дом или перед началом ужина. Это умовение составляло обязанность слуг, но у Христа и Его учеников слуг не было. Иисус Христос говорил о Себе: Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, а чтобы послужить другим. Ученики же Его порой спорили: кто из них должен почитаться большим.
Показывая апостолам пример смирения, Иисус Христос «встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и на­чал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» (Ин. 13, 4–5).
Когда Иисус Христос подошёл к Петру, тот, имея порывистый нрав, не захотел, чтобы его Божественный Учитель умывал ему ноги: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты» (Ин. 13, 6–11).
После умовения ног Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий» (Лк. 22, 25–26).
Тайная Вечеря. Греческая икона

Тайная Вечеря. Греческая икона

Во время трапезы Иисус Христос со скорбью сказал: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Ин. 13, 21). Это был призыв Иуде покаяться, но лукавый ученик не принял слов Христа в своё сердце. Другие же ученики с недоумением стали озираться друг на друга, чтобы понять, о ком же говорит Христос. Весьма опечалившись и не находя ответа в своей совести, они даже стали спрашивать своего Божественного Учителя: «Не я ли, Господи?» (Мф. 26, 22).
Наконец нетерпеливый Пётр сделал знак Иоанну, сидевшему рядом с Христом, чтобы тот тихонько спросил имя предателя. Иоанн спросил: «Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту» (Ин. 13, 25–26).
В иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры в праздничном ряду есть икона, на которой изображается, как Иисус Христос на Тайной Вечери подаёт Иуде кусок хлеба.
Влекомый злой силой, предатель вскоре покинул священную трапезу. «Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» (Ин. 13, 31).
Божественная слава Христа Спасителя открылась на Голгофе в Его крестных страданиях, как и предсказывали на Фаворе пророки Моисей и Илия. А предшествовало Голгофской Жертве таинство Святого Причащения, которое заранее установил Господь Иисус Христос в воспоминание Своих спасительных страданий, крестной смерти и Воскресения.
Апостолы, по словам святителя Иоанна Златоуста, «довольно слышав об этом таинстве прежде, с благоговением и верою приступили к священной трапезе».
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28).
Причащение апостолов. Мозаика. Киев. XI в.

Причащение апостолов. Мозаика. Киев. XI в.

Так было установлено святейшее таинство Причащения. Ученики Христовы с верой и благоговением причастились Святых Христовых Таин, потому что были приготовлены к этой новозаветной пасхальной Трапезе — и долговременным пребыванием со Христом, и омовением ног, и обетованием, которое они прежде слышали о Причащении. Это было после чудесного умножения пяти хлебов. Тогда Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Я есмь хлеб, сшедший с небес. Ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 48; Ин. 6, 51).
Причастив на Тайной Вечери Своих учеников, Иисус Христос дал им заповедь: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). Спаситель мира, «однажды принеся Себя в жертву» (Евр. 9, 28) на Голгофе, даровал верующим Причащение, чтобы до скончания мира освящались причащающиеся Святых Христовых Таин. По учению святого апостола Павла, Святое Причащение будет совершаться в мире до самого Второго пришествия Христова.
Тайная Вечеря — это величайшее событие священной истории нашего спасения. «Почему же это событие величайшее? А потому, что именно через
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершает Божественную Литургию

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершает Божественную Литургию

Таинство Тела и Крови Христовой всё то, что Господь совершил ради нашего спасения, — и Рождение Своё, и жизнь, исполненную скорбей, и проповедь, и страдания, и Крест, и Воскресение, и восшествие на небеса, и Второе пришествие — через таинство Святой Евхаристии актуализируется, становится реальностью для каждого верующего человека, каждого члена Церкви, — сказал в своей проповеди в Великий Четверг Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. — Мы являемся не просто зрителями во время Святой Литургии, мы не просто наблюдаем со стороны красивый обряд — мы являемся соучастниками Тайной Вечери и Жертвы Господней, подобно ученикам окружая Трапезу Господню».
Святитель Феофан Затворник (†1894), обращаясь к причастнику Святых Христовых Таин, даёт следующее наставление:
«Ныне сподобились вы Трапезы Господней и чрез Святое Причащение приняли в себя Господа! Какая милость Божия!
Когда приходит дорогой гость, чего не готовы бываете вы сделать для него, чтобы ему было приятно у вас и он не скоро ушёл от вас? Вот Господь посетил вас: а кто дороже Его?
Знаете, что Ему угодно: всё то и предлагайте Ему; всё же неугодное Ему отстраните от себя. Любит Господь смирение, кротость, правоту, миролюбие, чистоту, терпение, благопокорность, трудолюбие, всякое воздержание: всё то и позаботьтесь возыметь и предложить Ему. Не любит Господь зависти, вражды, гордости, пересудов, тщеславия, рассеянности, лености, гнева, невоздержания: от всего этого удерживайтесь. И Он навсегда пребудет с вами».
Святая Евхаристия

Святая Евхаристия

«Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими!» — так каждый из нас молится перед Святым Причащением. А в Великий Четверг в память величайшего в истории события — установления таинства Причащения — эта святая молитва поётся на Литургии вместо Херувимской песни, которую мы произносим перед Причащением.
«Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
После Тайной Вечери, пропев с учениками псалмы, Иисус Христос пошёл на гору Елеонскую. Наступила последняя ночь Его земной жизни. Предстояла Гефсиманская молитва. Затем — предательство Иуды и неправедный суд. И наконец, распятие на Голгофе.
Всё это Церковь Православная представляет нашему молитвенному вниманию на службе Великого Четверга, когда вечером читаются Двенадцать Евангелий о спасительных страданиях Господа нашего Иисуса Христа.
Совершая Тайную Вечерю, Единородный Сын Божий прежде всего вознёс благодарение Своему Отцу. Поэтому таинство Святого Причащения мы также называем Евхаристией. Как мы знаем, в переводе с греческого языка слово «Евхаристия» означает «Благодарение».
Служба, на которой мы, как на Тайной Вечери, причащаемся Святых Христовых Таин, по-гречески называется Литургией. Божественная Литургия — это самое важное общее дело тех, кто знает и помнит заповедь Иисуса Христа о Святом Причащении: «Сие творите в Мое воспоминание».

Вопросы:

  1. Почему Вечеря Господня называется Тайной?
  2. Что сделал Иисус Христос в начале Тайной Вечери?
  3. Каким образом Иисус Христос указал ученикам Петру и Иоанну предателя?
  4. Какую заповедь дал Иисус Христос сразу после причащения Своих учеников?
  5. Почему церковная служба, на которой верующие причащаются Святых Христовых Таин, называется Литургией?
  6. Что означает слово «Евхаристия»?
  7. Когда на Литургии вместо Херувимской песни поётся молитва «Вечери Твоея Тайныя»?

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок