Голгофа


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


После того, как ученики Христовы причастились Святых Христовых Таин на первой новозаветной пасхальной Вечери, Спаситель преподал им самые важные наставления и заповеди.
Накануне Своих голгофских страданий Он дал апостолам, а в их лице и всем верующим в Него людям, новую заповедь: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34–35).
Ещё Иисус Христос сказал: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14, 21).
Себя Иисус Христос назвал виноградной лозой, а Своих последователей — ветвями. Апостолам было понятно это уподобление благодатной связи со своим Божественным Учителем.
«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин. 15, 1–2).
«Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 4–5).
Дал Христос Спаситель ученикам обетование о Святом Духе: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14, 26).
После наставлений апостолам Иисус Христос стал молиться Богу Отцу о том, чтобы все верующие во имя Его хранили святое единство: «Да будут все едино!» (Ин. 17, 21).

Гефсиманская молитва. Икона. XV в.

Гефсиманская молитва. Икона. XV в.

Затем Иисус Христос направился в Гефсиманский сад, где молился до кровавого пота. Трижды Он умолял Отца Своего: если возможно, пусть мимо пройдёт страшная Чаша крестных страданий. Но всякий раз Единородный Сын Божий заканчивал моление Своему Отцу Небесному словами: да будет воля Твоя (Лк. 22, 42; Мф. 26, 42).
Не успел Иисус Христос закончить Свою молитву, как пришёл Иуда. Он вёл с собой воинов и слуг, вооружённых мечами и кольями, чтобы схватить Того, Кто добровольно отдавал Себя на жертвенную смерть.
Христа схватили и повели к первосвященникам, которые стали искать на Него лжесвидетелей. Затем враги Христовы повели Его на суд к Пилату, потому что сами не имели права предавать кого-либо смерти.
«Се, Человек!». Художник А.Чизери

«Се, Человек!». Художник А.Чизери

Пилат не нашёл никакой вины, за которую Иисуса Христа надлежало бы казнить. Но вра­ги Христовы настроили народ, чтобы все требовали у Пилата распять Его.
На праздник Пасхи был обычай отпускать на свободу кого-либо из заключённых. Пилат предложил отпустить Иисуса Христа (Ин. 19, 6). Но озлобленные люди кричали: «Распни, распни Его! Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие» (Мк. 15, 15).
Воины повели Иисуса Христа на Голго­фу — гору, которая находилась за стенами Иерусалима. Когда распинали Христа, Он молился за Своих мучителей: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34).
На Голгофе распяли Иисуса Христа и с Ним двух разбойников — справа и слева. Один разбойник начал хулить Христа, а другой стал молиться Божественному Страдальцу. За эту молитву благоразумный разбойник получил от Него обещание: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43).
На Кресте в смертных муках Иисус Христос взывал к Отцу Небесному словами псалмопевца Давида: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 46; Мк. 15, 34).
Предавая Свой дух Отцу Небесному, страждущий Христос сказал: «Совершилось!» (Ин. 19, 30)
Совершилось спасение людей, которые в Ветхом Завете ожидали ­пришествия Христова, которые уверовали по слову Самого Иисуса Христа и которые будут веровать в Него и жить по Его святым заповедям до скончания века.
Как только умер Иисус Христос на Кресте, в Иерусалимском храме как бы сама собой разорвалась священная завеса. Завершился Ветхий Завет и наступил Новый.
Приближался вечер пасхальной субботы. С наступлением темноты по закону Моисееву нельзя было делать никакой работы. Значит, нельзя было и погребать умерших. Воины, желая ускорить смерть распятых на крестах, должны были перебить им голени. Перебив голени двум разбойникам, воины увидели, что Иисус Христос уже умер. Поэтому они не стали перебивать у Него голени. Святой евангелист Иоанн Богослов, видевший всё на Голгофе своими глазами, написал, что «сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (Ин. 19, 36).
Жертвенному агнцу, который имел прообразовательное значение, при совершении ветхозаветной пасхальной трапезы нельзя было сокрушать ­костей. Иисус Христос принёс Себя в жертву на Кресте как непорочный и чистый Агнец — Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира.
На Голгофе раскрылся смысл слов, сказанных Иисусом Христом Его тайному ученику Никодиму: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Голгофа является свидетельством любви Божией к человеку, хотя и отпавшему от Бога, но созданному по образу и подобию Божию.
Снятие с Креста. Икона

Снятие с Креста. Икона

В Великую Пятницу, когда совершается воспоминание Голгофских страданий и крестной смерти Христа Спасителя, в храме у Плащаницы мы слышим слова святого апостола Павла: «Пасха наша — Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 7). Ветхозаветная Пасха исполнила своё прообразовательное значение. Поэтому преподобный Иоанн Дамаскин восклицает: «Христос — новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира».
Для каждого христианина Великая Пятница — это особый день. Чтобы почтить страдания Христовы, христиане в Великую Пятницу держат строгий пост. И в течение всего года каждая пятница, за несколькими исключениями, также является постным днём — ради воспоминания спасительных страданий Христа на Голгофе.
troparion-great-fridayПраведные Иосиф и Никодим, испросив разрешения у Пилата, сняли с Креста Пречистое Тело Господа нашего Иисуса Христа и погребли его в каменной пещере, в которой никто ранее не был погребён. Вход в гробовую пещеру привалили огромным камнем. Враги же Христовы, несмотря на это, настояли, чтобы у Гроба Спасителя поставить стражу. Почти все ученики Иисуса Христа в страхе разбежались. А жены-мироносицы издали смотрели, как поспешно погребали Тело Иисуса Христа.
Суббота была днём покоя, в который по закону Моисееву не позволялось выполнять никакой работы. Но суббота после Великой Пятницы стала особой — Великой Преблагословенной Субботой. Во Гробе Иисус Христос был Своею плотию, во аде с душой — как Бог, а в раю всегда пребывал со Отцем и Ду­хом. Он всё наполнил Светом Своего Восстания из мертвых!
chant-great-sabbathСпасительное дело Христа на Кресте и в Воскресении является непостижимой и невыразимой тайной. Таинственный смысл и значение воспоминаемых священных событий Святая Церковь Христова приближает нам своим Богослужением.

Вопросы:

  1. Какие заповеди и наставления дал Своим ученикам после Тайной Вечери Иисус Христос?
  2. О чём молился Богу Отцу Иисус Христос в Гефсиманском саду?
  3. Какие слова произнёс на Кресте Господь наш Иисус Христос?
  4. Почему евангелист Иоанн Богослов, повествуя о распятии Иисуса Христа, вспоминает о ветхозаветном пасхальном агнце?
  5. Кто сподобился погребать Пречистое Тело Христа Спасителя?
  6. Почему пятница является для христиан постным днём?
  7. Как вы думаете, для чего в Символе веры упоминается Пилат?

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок