Предательство Иуды


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


Предательство. Современная греческая икона

Предательство. Современная греческая икона

Незадолго до торжественного входа Христа в Иерусалим ожесточённые враги Его сделали распоряжение, чтобы всякий знающий о местопребывании Его объявил им. Но Иисус Христос не скрывался от врагов Своих и свободно вошёл в священный город и в храм Иерусалимский.
В последующие три дня Иисус Христос продолжал беседовать с учениками и народом, а также строго обличать книжников, фарисеев и старейшин народа.
«Тогда собрались первосвященники и книж­ники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе» (Мф. 26, 3–5).
Бога они не боялись, а народа боялись. Потому что среди народа было много тех, кто получил от Иисуса Христа исцеления и другие милости. На праздник Пасхи первосвященники и книжники не хотели устраивать казнь ненавистного им Учителя из Галилеи и поначалу не знали, как поступить. Но среди двенадцати учеников Иисуса Христа был Иуда Искариотский, который страдал недугом сребролюбия. Из-за пристрастия Иуды к деньгам сатана овладел его сердцем, и он решился предать своего Учителя.
Святой апостол и евангелист Лука так излагает историю предательства Иуды:
«Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег; и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе» (Лк. 22, 3–6).
Иуда предал Иисуса Христа за тридцать сребреников. По закону Моисееву такую цену получал господин за случайно погибшего раба.
Этот сговор Иуды с первосвященниками и начальниками народа произошёл в среду. Поэтому с апостольских времён в этот день христиане стараются соблюдать пост. Само же страшное предательство совершилось уже пос­ле Тайной Вечери, о которой мы будем читать и говорить на следующем ­занятии.
Господь Иисус Христос не закрывал дверь покаяния несчастному ученику. Но тот настолько ожесточился сердцем, что не захотел покаяться.
В молитве перед Святым Причащением мы не случайно вспоминаем бывшего апостола Иуду, предавшего Иисуса Христа. Каждый из нас, повторяя слова этой молитвы, даёт обещание своему Спасителю: «Ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбой­ник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
Благоразумный разбойник. Икона

Благоразумный разбойник. Икона

Иуда и благоразумный разбойник!
Первый был учеником Иисуса Христа и, как и другие апостолы, получил от своего Божественного Учителя все дарования. В числе других учеников и ему Спаситель умыл ноги в начале Тайной Вечери. Но грех сребролюбия поразил его душу страшным недугом неблагодарности, и он предал Иисуса Христа.
Второй — благоразумный разбойник — за свои преступления был предан смертной казни на кресте, рядом с неповинно страждущим Иисусом Христом. И здесь, в момент лютых страданий, вдруг у этого страшного разбойника совесть Господь пробудил! Он стал даже увещевать другого распятого — неблагоразумного разбойника, говоря: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Цар­ствие Твое!» (Лк. 23, 41–42).
Слова обещания, которые каждый из нас произносит перед Ча­шей Святого Причащения, — «ни лобзания Ти дам яко Иуда» — мож­но разъяснить так: «Господи, я постараюсь не грешить, потому что Ты пострадал на Кресте и за мои грехи».
Значит, строго говоря, грех — это предательство по отношению ко Христу. Он пролил за нас Свою Пречистую Кровь, а мы забываем, что ради ­нашего спасения от грехов Единородный Сын Божий воплотился, вочеловечился, был распят при Понтийском Пилате и пострадал на Кресте.
В Великий Четверг, когда вспоминается установление таинства Святого Причащения, поётся песнопение, в котором излагается страшная участь предателя:
«Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззакон­ным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учите­лю таковая дерзнув­шия: Иже о всех благий, Господи, слава Тебе».
В переложении на современный русский язык этот тропарь читается так:
«Когда славные ученики при умовении на Вечери просвещались, тогда Иуда нечестивый, одержимый сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предал. Смотри, любитель стяжаний,
на удавившегося из-за них! Избегай жадности, вот на что дерзнула она в отношении Учителя! Господи, всех превосходящий милостью, слава Тебе!»
Этим песнопением Церковь Христова учит каждого из нас избегать греха сребролюбия. Потому что от греха сребролюбия до греха предательства —короткий путь.

Вопросы:

  1. Почему Церковью установлен пост в среду?
  2. Кто был Иуда Искариотский и кем он стал?
  3. Какой грех подтолкнул Иуду к предательству?
  4. Какую цену заплатили первосвященники Иуде за предательство им своего Божественного Учителя?
  5. Почему один из разбойников был назван благоразумным?
  6. Что мы просим в молитве «Вечери Твоея Тайныя»?
  7. Почему грех — это предательство по отношению ко Христу?

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок