Молитва Господня


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


Икона «Отче наш». XIX в.

Икона «Отче наш». XIX в.

Изучая Священную Библейскую историю, мы должны хорошо знать молитву, словами которой научил молиться Своих учеников Сам Господь наш Иисус Христос. Это молитва «Отче наш» — самая распространённая среди христиан всего мира. Она дана всем нам и на все времена.
Молитву Господню мы поём на Божественной Литургии незадолго до Святого Причащения. Её же читаем или поём перед принятием пищи. И мы должны не только выучить наизусть эту особую молитву, но и уметь разъяснять её содержание.
Молитва «Отче наш» начинается обращением к Богу Отцу Небесному. Затем следуют семь молитвенных прошений. Завершается Молитва Гос­под­ня славословием Богу.
Давайте встанем и благоговейно прочитаем молитву «Отче наш»:
«Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго.
Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки».
Аминь
(Мф. 6, 9–13; Лк. 11, 2–4).
Удивительно само начало Молитвы Господней! Иисус Христос научил нас называть Бога Отцом. Все мы созданы по образу Божию и по Его подобию. Значит, уже по своему сотворению мы — чада Божии. Но если до воплощения Единородного Сына Божия человек воспринимал Бога как Творца и Судию, то Иисус Христос научил нас молиться Богу как Отцу нашему Небесному. Называя в молитве Бога Отцом, нам нужно заботиться о том, чтобы самим быть по отношению к Нему добрыми, хорошими и послушными детьми.
Слова первого прошения Молитвы Господней — да святится имя Твое — настраивают нас всё делать во славу Божию. Иисус Христос учит нас жить так, чтобы люди, видя добрые дела христиан, прославляли Бога. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). Если же мы, называя себя христианами, будем поступать плохо, то из-за нас имя Божие будет не прославляться людьми, а хулиться.
Вторым прошением Молитвы Господней — да приидет Царствие Твое — мы просим Бога помочь нам Своею благодатью жить по заповедям Божиим. Всё доброе приобретается с трудом. И Царство Божие приобретается с усилием. Об этом сказал Сам Господь Иисус Христос: «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк. 16, 16). Значит, надо стараться жить так, чтобы в жизни каждого из нас царствовал не грех, а царствовала благодать Божия.
Монастырь «Отче наш» на Масличной горе. Святая Земля

Монастырь «Отче наш» на Масличной горе. Святая Земля. На стенах монастыря установлено
165 мраморных плит с текстом молитвы «Отче наш» на разных языках

Третьим прошением Молитвы Господ­ней — да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли — мы просим Бога научить нас исполнять Его святую волю. Мы называем себя христианами. Христианин — это человек Христов, то есть принадлежащий Христу Богу, а не себе. Если мы будем жить по воле Божией, то и получим милость Божию. В Великом славословии на Богослужении каждый из нас просит Бога: «Научи мя творити волю Твою, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою веду­щим Тя!»
Четвёртое прошение Молитвы Гос­под­ней — хлеб наш насущный даждь нам днесь. В мире всё держится Богом Творцом! Все бла­га — от Господа Бога. Его обо всём и надобно просить — даже о куске насущного хлеба, хотя бы на один день. И если мы даже видим на своём обеденном столе уже приготовленный для нас хлеб, мы всё равно просим Бога о даровании нам хлеба насущного. ­Хорошо бы ещё вспомнить о том, что на земле много миллионов людей голодает, не имея насущного хлеба.
Поэтому, вкусив пищу, мы всегда должны благодарить Небесного Отца за то, что Он насытил нас земных Своих благ. При этом мы всегда просим Бога не лишить нас и Небесного Своего Царствия.
У этого прошения Молитвы Господней имеется и глубокий духовный смысл. Святые отцы Церкви учат нас, испрашивая у Бога хлеба насущного, вспоминать о Святом Причащении. Иисус Христос сказал о Себе: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6, 35). Причащаясь Святых Христовых Таин, мы вкушаем хлеб жизни вечной — залог блаженной жизни с Богом.
Пятое прошение — остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим — тоже очень важная часть Молитвы Господней. Долгами здесь называются грехи, то есть все наши плохие слова и дела. Чтобы каждому из нас получить от Бога прощение своих грехов, прежде надо простить других, например тех, кто нас обидел.
Святой евангелист Матфей пишет, что Иисус Христос, давая ученикам Своим эту молитву, сразу же после этого сказал: «Если вы будете прощать лю­дям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14–15).
Все люди — дети Отца Небесного. Если дети живут мирно, дружно, прощают друг друга, то это приятно родителям. Если же наоборот, то для родителей это очень большое огорчение. Есть особенный день, когда Церковь Христова Православная призывает всех христиан просить друг у друга прощения. Это — Прощёное Воскресенье.
Плита с молитвой «Отче наш» на русском языке

Плита с молитвой «Отче наш» на русском языке

В шестом прошении Молитвы Господней — не введи нас во искуше­ние — мы просим Не­бес­ного Отца не допустить нас до греха. Искушение — это испытание. Испытания человек проходит по-разному. В одних случаях христианин укрепляется в добродетели, а в дру­гих впадает в грех. Поэтому, чтобы нам правильно переносить испытания, мы и просим Отца Небесного укрепить нас Своей благодатью и не допустить до греха.
Седьмое прошение Молитвы Господней — избави нас от лукаваго — напоминает нам о том, что кроме добра в мире, к сожалению, есть и зло. ­Лукавый — значит злой, плохой, коварный. В молитве слово «лукавый» относится к богопротивному диаволу.
Диавол — значит клеветник, разделитель, провокатор, обманщик, поскольку он обманул Адама и Еву в раю. Теперь он старается обманывать всех людей, под предлогом добра отрывая их от Бога. Русское слово «лукавый» как раз говорит об искривлении правды. Лукавыми называют и тех людей, которые злонамеренно искажают правду.
В Евангелии от Матфея Молитва Господня завершается славословием Богу: «Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф. 6, 13). После того как Иисус Христос дал заповедь Своим апостолам крестить людей во имя Отца и Сына и Святого Духа, это славословие стало Троическим. После пения Молитвы Господней на Божественной Литургии мы слышим возглас: «Яко Твое есть Царство и сила и слава: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
Молитва Господня учит нас всецелой преданности Богу. Единородный Сын Божий Господь Иисус Христос всегда творил волю пославшего Его в мир Бога Отца. И последователей Своих Иисус Христос призывал жить по воле Божией.
pater-hmon-prayer

Вопросы:

  1. Почему молитва «Отче наш» называется Молитвой Господней?
  2. К Кому мы обращаемся в Молитве Господней?
  3. Когда читается или поётся молитва «Отче наш»?
  4. О чём мы просим Бога Отца в прошении «да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли»?
  5. Что такое «хлеб насущный»?
  6. Что означают «долги» в прошении «и остави нам долги наша…». Почему важно учиться прощать?
  7. Чему учит нас Молитва Господня?

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок