Заповеди Иисуса Христа


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


zapovedi-blazhenstvИзучая Священную историю Ветхого Завета, мы ознакомились с Десятью заповедями, данными Богом людям через великого пророка Моисея. После пасхального исхода из Египта Господь Бог повелел Моисею взойти на гору Синайскую. С горы Синайской пророк Моисей принёс каменные скрижали, на которых и было начертано Десятословие.
Завет этот был утверждён Богом, когда пророк Моисей при Синае окропил народ кровью жертвенных животных. Ныне мы называем его Ветхим Заветом. Господь наш Иисус Христос, пролив Свою Пречистую Кровь на Кресте, по словам апостола Павла, стал ходатаем Нового Завета (Евр. 9, 15).
После крестной смерти и Воскресения Христа Бога нашего отпала необходимость приносить в жертву животных. В Новом Завете в воспоминание о спасительных страданиях Иисуса Христа и Его славном Воскресении приносится бескровная жертва — совершается Божественная Литургия.
Однако если необходимость принесения в жертву животных за грехи людей отпала, то необходимость в Десяти заповедях Ветхого Завета осталась. Юноше, спросившему, что нужно сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную, Иисус Христос ответил: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19, 17). Затем Спаситель напомнил этому юноше несколько заповедей, в том числе заповедь о почитании родителей: «Почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19, 19).
Юноша ответил, что все эти заповеди он сохранил, и вновь спросил Иисуса Христа: «Чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19, 20–23).
Беседа Иисуса Христа с богатым юношей показывает, что для следования за Христом недостаточно исполнения заповедей Ветхого Завета. Воплотившийся ради нашего спасения Единородный Сын Божий указал превосходнейший путь ко спасению — крестный путь! А для восхождения по этому пути Он даровал людям новые заповеди — заповеди Нового Завета.
Удивительна сама форма этих заповедей. Иисус Христос, призывая в  Своё Небесное Царство, не повелевает, как заповеди Ветхого Завета. ­Спаситель ублажает тех людей, которые свободно примут и бу­дут исполнять Его заповеди, — их Он называет блаженными.
Что же такое блаженство? Блаженство — это не просто счастье. Это счастье быть с Богом. Быть с Богом — значит жить по воле Божией, всегда радоваться о Боге, Спасителе своём, терпеливо нести свой крест и служить спасению других людей. Бог желает спасения всем людям. Иисус Христос пострадал за всех людей и всех призвал к вечной жизни.

Нагорная проповедь. Художник К.Блох

Нагорная проповедь. Художник К.Блох

Теперь новозаветные заповеди чаще всего называют Заповедями Блаженств. Эти заповеди Иисус Христос дал нам как таинственную лествицу восхождения в Его Небесное Царство. Как мы уже знаем, церковно-славянское слово «лест­ви­ца» значит «лестница». Как повествует святой евангелист Матфей, Спаситель провозгласил Свои заповеди на горе, которая теперь так и на­зы­вает­ся — гора Блаженств.
«Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах»
(Мф.
5, 1–12).
Даруя людям заповеди Нового Завета, Иисус Христос называет блаженными тех, кто будет соблюдать эти заповеди.
Первой ступенью лествицы новозаветных заповедей является правильный взгляд христианина на самого себя. Желая достигнуть Царства Небесного, каждый из нас прежде всего должен помнить, что без помощи Божией спастись невозможно.
Лоза. Греческая икона

Лоза. Греческая икона

Иисус Христос назвал Себя виноградной лозой, а апостолов и всех верующих в Него — ветвями этой лозы. Как отросток виноградной лозы составляет единое целое с лозой, так и тот, кто будет со Христом, принесёт плоды добродетелей. А кто не будет со Христом, тот, как отпавшая от виноградной лозы веточка, не принесёт духовных плодов. «Ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5), — сказал Иисус Христос.
Затем Иисус Христос блаженными называет плачущих. Плач бывает разный: от обиды, от боли или от страха перед какой-либо опасностью. А бывает блаженный покаянный плач или плач от скорби за другого человека. Слёзы покаяния — это великий дар Божий, к нему необходимо стремиться и его ещё надо заслужить.
Блаженными Иисус Христос называет кротких. Кротость является наилучшим украшением души человека. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29), — сказал Иисус Христос.
Далее Иисус Христос восхваляет стремление человека к правде Божией. Человек обычно своей правды ищет, а Христос говорит о правде Божией. Правда Божия — в том, что Господь Сам пострадал за людей и нас призвал к спасению через несение своего креста.
Милосердие — следующая ступень Заповедей Блаженств. На суде Божием помилован будет тот, кто проявил милость к ближнему своему. «Суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2, 13), — учит святой апостол Иаков. Иисус Христос оставил нам притчу о милосердном самарянине, чтобы мы не забывали об этой заповеди.
Чистые сердцем узрят Бога — гласит следующая Заповедь Блаженств. Всё доброе или лукавое исходит из сердца. «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). Иными словами: что любит человек, к тому он и стремится. Если человек любит Бога, он к Богу и стремится. Как написано в Библии, сердце человека должно принадлежать Богу: «Сын Мой! отдай сердце твое Мне» (Притч. 23, 26), — говорит человеку Господь Бог.
Христос Спаситель принёс на землю мир, который и воспели ангелы Божии перед вифлеемскими пастухами. Миротворцы будут названы сынами Божиими, то есть станут ближайшими наследниками Небесного Царствия.
Гора Блаженств

Гора Блаженств на берегу Галилейского моря — место Нагорной проповеди Иисуса Христа

Изгнанные за правду Божию, претерпевшие за Христа поношение и всякое злое слово как последователи Христовы будут вечно царствовать со Христом. «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15, 20), — сказал Спаси­тель.
Вершина лествицы Блаженств — благодатное терпение поношений и оскорблений за Христа, за правду Божию, за стремление ко спасению. Этой вершины достигли мученики и многие святые угодники Божии.
Указав эту трудную лествицу восхождения в Царство Небесное, Господь Иисус Христос обещал великую награду за исполнение этих заповедей: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах!» (Мф. 5, 12).
Заповеди Блаженств указывают нам прямой путь в Царство Небесное. И поэтому Церковь Христова Православная напоминает их нам почти на каждой Божественной Литургии.
Чтобы мы не привыкали к призывам Заповедей Блаженств, перед ними на Божественной Литургии поётся или читается покаянная молитва благоразумного разбойника: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».

Вопросы и задания:

  1. Вспомните заповеди, которые Господь дал людям через пророка Моисея. Как они иначе называются?
  2. Что означает слово «лествица»?
  3. Какую «лествицу добродетелей» указал нам Иисус Христос?
  4. Что такое «блаженство»? Как вы понимаете это слово?
  5. Почему заповеди, данные Иисусом Христом, получили название Заповедей Блаженств?
  6. На каком церковном Богослужении поются Заповеди Блаженств?
  7. Почему Иисус Христос назвал Себя виноградной лозой, а апостолов ветвями этой лозы?

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок