Чудеса Иисуса Христа


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


Исцеление десяти прокажённых. Фреска

Исцеление десяти прокажённых. Фреска

Читая и слушая Святое Евангелие, мы узнаём, какое множество чудес совершил Господь наш Иисус Христос. Хромым Спаситель даровал хождение, слепым прозрение, глухим слух, прокажённым исцеление кожи, парализованным силу вставать и ходить.
Пришедший однажды ночью к Иисусу Христу праведный Никодим сказал: «Мы зна­ем, что Ты Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3, 2).
Чудеса Иисуса Христа свидетельствовали о Его Божестве. Как всесильный Бог Он мог исцелить всякую болезнь и даже даровать зрение слепорождённому. Но для исцеления требовалась вера самого больного или его близких. Исцеляя больного, Иисус Христос обычно говорил: «Вера твоя спасла тебя» (Мф. 9, 22; Мк. 5, 34; Мк. 10, 52; Лк. 7, 50; Лк. 8, 48; Лк. 17, 19; Лк. 18, 42).
Такие слова услышал, например, один из десяти исцелённых от проказы мужей. Об этом необычайном исцелении мы читаем в Евангелии от Луки.
Однажды, когда Иисус Христос проходил между Самарией и Галилеей, при входе в одно селение «встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17, 12–19).
Проказа — это страшная, почти неизлечимая болезнь. В тех очень редких случаях, когда прокажённый выздоравливал, по закону Моисея он должен был прежде всего показаться священникам храма Иерусалим­ского. Священники обладали необходимыми медицинскими знаниями и правом давать разрешение исцелившемуся от проказы возвратиться в общество. Больным проказой не разрешалось общаться с другими людьми. Поэтому прокажённые жили вне городов и селений, питаясь тем, что милосердные люди, не подходя к ним близко, оставляли при дороге.
Вот такая группа из десяти прокажённых и встретила Иисуса Христа, когда Он шёл по дороге между Самарией и Галилеей. Совсем близко к дороге им не разрешалось подходить. Поэтому, как пишет святой евангелист Лука, они «остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас» (Лк. 17, 12–13).
Иисус Христос сжалился над этими несчастными людьми. Но, исцеляя прокажённых, Спаситель сначала испытал их веру. Он не сказал: вот, Я исцеляю вас. Иисус Христос повелел им исполнить закон, послал их в Иерусалимский храм к священникам для медицинского освидетельствования. Прокажённые поспешили в Иерусалим. «И когда они шли, очистились», — пишет святой евангелист Лука (Лк. 17, 14).
«Не десять ли очистились? где же девять?»

«Не десять ли очистились? где же девять?»

Один же из них, увидев, что выздоровел, тотчас побежал обратно ко Хрис­ту и, поклонившись до земли, стал благодарить своего Целителя. А девять не возвратились и не услышали слов Спасителя: «Вера твоя спас­ла тебя».
Чем можно измерить веру? — Только благодарностью. Насколько благодарен человек Богу, настолько он и верен Ему. Грех же неблагодарности лишает главного — спасения души.
Все чудеса Господь Иисус Христос совершал ради вечного спасения человека. Глухим Он даровал слух, чтобы они слышали спасительное слово Божие. Прокажённых очищал, чтобы от греховных болезней очистились и души их. Исцеляя человека, Иисус Христос нередко говорил ему: «Иди и впредь не греши, чтобы не было тебе хуже».
«И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях»
(Мф. 9, 35).
Среди всех чудес Христовых особое значение имело чудесное насыщение более чем пяти тысяч человек пятью хлебами. Об этом великом чуде написали все четыре евангелиста — Матфей, Марк, Лука и Иоанн. При этом святой евангелист Иоанн Богослов не только описал само чудесное событие, но и раскрыл его прообразовательное значение.
Древняя мозаика «Умножение хлебов и рыб». Святая Земля

Древняя мозаика «Умножение хлебов и рыб». Святая Земля

Однажды Иисус Христос пошёл на ту сторону моря Галилейского, где находился город Тивериада. «За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными» (Ин. 6, 2).
«Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч.
Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, кото­рые ели.
Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один»
(Ин. 6, 5–15).
Христа ожидали как великого пророка и царя. Пророком Христа называл Моисей и говорил: Его слушайте. Как Царя Иудейского искали Богомладенца Христа восточные мудрецы. Но Царство Христово не от мира сего, то есть это не земное царство-государ­ство. Иисус Христос верующим в Него людям даровал Царство Божие, Царство Небесное. Жить в Цар­стве Божием — значит жить с Бо­гом. Получить Царство Небесное — значит достигнуть вечной блаженной жизни с Богом. А насытившиеся в пустынном месте от пяти хлебов люди, поражённые этим чудом, хотели сделать Иисуса Христа земным царём.
«Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» (Ин. 6, 26–27). Так говорил им Иисус Христос.
О какой же пище велел заботиться людям Иисус Христос? — О прича­щении Святых Христовых Таин.
Истинное значение чудесного насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами раскрылось ученикам на Тайной Вечери, когда Иисус Христос, «взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).
После чудесного насыщения пяти тысяч пятью хлебами Иисус Христос назвал Себя хлебом жизни, хлебом небесным: «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6, 35; Ин. 6, 48); «Я есмь хлеб, сшедший с небес» (Ин. 6, 41).
Слышавшие эти слова люди недоумевали, почему Христос называет Себя хлебом небесным. И тогда Он таинственно указал им на Святое Причащение: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 51).
Причащающимся Святых Христовых Таин Спаситель обещал пребывание с Ним и жизнь вечную. «Хлеб небесный и Чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия». Так поётся перед Святым Причащением в дни Великого поста.
Воскрешение дочери Иаира. Художник В.Поленов

Воскрешение дочери Иаира. Художник В.Поленов

Кроме упомянутых чудес, в Евангелии приводятся также три свидетельства о чудесном воскрешении мертвых. Иисус Христос воскресил дочь Иаира, а также сына вдовы из города Наин и праведного Лазаря. Воскрешение Лазаря, тело которого по смерти уже четыре дня находилось в гробовой пещере, удостоверило многих, что Иисус из Назарета есть Христос, пришествие Которого предсказывали Моисей, Давид и другие пророки Божии.
Воскрешение Четверодневного Лазаря явилось величайшим чудом, совершённым Иисусом Христом. Но именно после воскрешения Лазаря ненавидевшие Христа первосвященники и фарисеи стали настойчиво искать Иисуса, чтобы убить Его. А фарисеи и книжники просили Иисуса показать им какое-либо ­великое чудо с неба. Об этом мы будем подробнее говорить на уроке, посвящённом знамению пророка Ионы, которое прообразовало страдания и Воскресение Христа Спасителя.
Когда Иисус Христос страдал на Кресте, то издевавшиеся над ним враги Его вновь требовали чуда. «Первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него» (Мф. 27, 41–42).
Но Сын Божий пришёл в мир не для того, чтобы творить чудеса по прихоти не верующих в Него людей. Он пришёл к людям, чтобы всех призвать к покаянию и спасению. А верующим в Его божественную силу в знак спасения являл многочисленные чудеса.
Не случайно поэтому во многие Воскресные дни Церковь Христова предлагает нам евангельские чтения о чудесах, которые совершал Господь наш Иисус Христос.

Вопросы:

  1. С какой целью Иисус Христос творил чудеса?
  2. Как Иисус Христос исцелил десять прокажённых?
  3. Почему евангельское повествование об исцелении десяти прокажённых читается на благодарственном молебне?
  4. Как Иисус Христос напитал пять тысяч человек пятью хлебами?
  5. Какое прообразовательное значение имело чудесное насыщение пятью хлебами?
  6. Какое величайшее чудо совершил Иисус Христос накануне Своих крестных страданий?
  7. Почему не следует требовать чуда у Бога?

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок