Преображение Господне


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


Преображение Господне. Икона. XV в.

Преображение Господне. Икона. XV в.

Священная Библейская история как история нашего спасения раскрывается через явление в наш человеческий мир Бога во плоти. «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16), — учит святой апостол Павел.
«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18), — пишет в Евангелии апостол Иоанн Бого­слов. — «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1, 14).
Где же и когда святой евангелист Иоанн Богослов видел славу Иисуса Христа как Единородного Сына Божия, как «Света от Света, Бога истинна от Бога истинна»?
Славу Божества евангелист Иоанн вместе с братом своим Иаковом и апостолом Петром видели на горе Фавор, где незадолго до крестных страданий Иисуса Христа совершилось Его славное Преображение.
Незадолго до торжественного входа в Ие­ру­салим Христос Спаситель всё чаще стал говорить ученикам о Своих грядущих страданиях, смерти и Воскресении: «Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мк. 8, 31).
Однако спасительная тайна Креста Христова, через который Единородному Сыну Божию надлежало «войти в славу Свою» (Лк. 24, 26), тогда ещё не была доступна апостолам. Ревностный ученик Пётр однажды даже пытался отговорить Христа от принятия страданий. Страдания и смерть Иисуса Христа не совмещались в сознании учеников с грядущей божественной славой Его Царствия.
Господь Иисус Христос добровольно принёс Себя в жертву на Кресте за спасение мира. Но чтобы ученики убедились, что Он добровольно отдаст Себя на крестные страдания и смерть, Христос прежде Своих страданий показал им на Фаворе славу Своего Божества.
Взяв Петра, Иакова и Иоанна, Иисус Христос взошёл на гору помолиться. «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9, 29–31).
Во время славного Преображения Господня на горе Фаворской явилось чудесное облако и был глас из облака: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Мф. 17, 35; Мк. 9, 7; Лк. 9, 35). Это был тот же божественный глас, который слышан был на Иордане при Крещении Иисуса Христа: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17).
Ученики Христовы, видя Свет неизреченный и слыша глас Бога Отца, в трепетном ужасе «пали на лица свои. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь» (Мф. 17, 6, 7).
Когда апостолы Пётр, Иаков и Иоанн вместе со Христом сходили с горы Фавор, «Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк. 9, 9).
Гора Фавор. Святая Земля

Гора Фавор. Святая Земля

В Богоявлении на Фаворе славу преобразившегося Господа, как свидетельствуют евангелисты Матфей, Марк и Лука, видели не только Его избранные ученики Пётр, Иаков и Иоанн. Перед преобразившимся Господом на Фаворе предстали два величайших пророка Ветхого Завета — Моисей и Илия.
Преподобный Ефрем Сирин о предстоянии перед преобразившимся Господом святых пророков и апостолов пишет: «Радостью исполнились пророки и апостолы, вошедшие на гору. Радовались пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели. Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга — пророки на апостолов и апостолы на пророков. Там взаимно простирали на себя взоры первостоятели Ветхого Завета и Нового».
На Фаворе пророки Моисей и Илия беседовали со Христом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9, 31). Исход этот — ожидающие Спасителя крестные страдания и смерть. В лучах славы Преображения на Фаворе пророческим взором Моисей и Илия видели славу Креста Господня на Голгофе. Об этой славе крестной Иисус Христос сказал ученикам Своим в прощальной беседе: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» (Ин. 13, 31). Слава Христа — Крест, которым Единородный Сын Божий принёс спасение миру.
После сошествия Святого Духа на апостолов, проповедуя о воскресшем Спасителе, они свидетельствовали и о Его преславном Преображении на Фаворе. Святой апостол Пётр пишет в своём Послании: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» (2 Пет. 1, 16–18).
Спасительную цель Преображения Господня Церковь Христова Православная раскрывает нам в кондаке праздника Преображения: «На горе пре­образился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют воль­ное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние».
В переложении на современный русский язык кондак праздника Преображения Господня читается так: «На горе преобразился Ты, и, насколько могли вместить ученики Твои, славу Твою, Христе Боже, они увидели; чтобы, когда увидят Тебя распинаемого, уразумели, что Твоё страдание — добровольное, миру же проповедали, что Ты — воистину сияние Отца».
Вход в монастырь на вершине горы Фавор

Вход в монастырь на вершине горы Фавор

Пасхальный смысл Богоявления на Фаворе Церковь Христова Православная показывает нам и в других песнопениях этого праздника. Вот начало одного из таких песнопений:
«Прообразуя Воскресение Твое, Христе Боже, тогда поят три Твоя ученики, Петра, и Иакова, и Иоанна, на Фавор возшел еси».
Следовательно, Преображение Господне явилось прообразом светоносного Воскресения Христова.
Прообразовательный смысл Преображения Господня раскрывает преподобный Ефрем Сирин. Христос Спаситель, по его словам, явил трём ученикам Своим «Царство Своё прежде Своих страданий, силу Свою прежде смерти Своей, славу Свою прежде поругания Своего и честь Свою прежде бесчестия Своего, чтобы, когда будет взят и распят, они знали, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему добровольно во спасение миру».
Слова церковных песнопений праздника Преображения Господня «якоже можаху», «якоже вмещаху» говорят о том, что Бога во всей полноте Его славы человеку невозможно видеть. Когда Моисей просил увидеть Бога, то услышал в ответ: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в жи­вых» (Исх. 33, 20).
Великий церковный праздник во славу Преображения Господня празднуется Церковью в августе, за сорок дней до праздника Воздвижения Креста Господня. Однако само священное событие происходило незадолго до торжественного входа Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим. Исторический порядок священных событий земной жизни Иисуса Христа прекрасно отражён в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Иконы этого иконостаса были написаны ­величайшим русским иконописцем преподобным Андреем Рублё­вым и его сподвижниками. Икона Пре­о­браже­ния Господня помещена в нём перед иконами «Воскрешение Лаза­ря» и «Вход Господень в Иерусалим».
По древнему церковному установлению в праздник Преображения Господня освящаются плоды новосозревшего винограда и других фруктов. Из винограда ­делается вино. А вино необходимо для ­Божественной Литургии — службы, совершаемой в воспоминание крестных страданий и Воскресения Христа Бога ­нашего.
Замечательное поучение, связанное с Преображением Господним, дал нам святитель Тихон Задонский:
«Глас Отчий — Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих; Того послушайте — не только апостолов, но и всех нас касается. Тогда возглашал Бог из облака апостолам, но через них и к нам сей глас дошёл. Сколько раз читаем или слышим Евангелие Его святое, столько раз слышим глас Сына Божия».

Вопросы и задания:

  1. На какой горе Иисус Христос преобразился перед Своими учениками?
  2. Кто из учеников Иисуса Христа стал свидетелем Его Преображения? Назовите их имена.
  3. Какие слова Бога Отца апостолы слышали на Фаворе?
  4. Что общего между Богоявлением на Иордане и Богоявлением на Фаворе?
  5. Каково прообразовательное значение Преображения Господня?
  6. Какие слова кондака праздника Преображения Господня раскрывают цель воспоминаемого священного события на Фаворе?
  7. Для чего освящаются начатки нового урожая винограда?

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок