Притча о мытаре и фарисее


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


Притча о мытаре и фарисее. Фреска. Сербия

Притча о мытаре и фарисее. Фреска. Сербия

Одно из самых поучительных приточных сказаний Иисуса Христа — притча о мытаре и фарисее. Эту притчу приводит святой евангелист Лука.
Мытарь — это сборщик налогов. Мытарей презирали за то, что они собирали налоги в пользу римских властей и нередко злоупотребляли своим служебным положением.
Фарисей — это ревностный исполнитель требований закона Моисеева. Но одно лишь внешнее исполнение предписаний закона приводит к лице­мерию.
Притчу о мытаре и фарисее Иисус Христос сказал, обращаясь к тем людям, которые были уверены в своей праведности и уничижали других.
«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот ­мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» (Лк. 18, 10–13).
Завершил эту притчу Иисус Христос словами: «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 14).
По-церковнославянски это наставление звучит так: «Всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется».
Великопостное Богослужение

Великопостное Богослужение

Притча о мытаре и фарисее читается в храме на Божественной Литургии за три седмицы до начала Великого поста. Напоминанием этой притчи Церковь начинает готовить нас к Великому посту, ведущему нас к празднику Пасхи Христовой.
Великий пост — это время усердного покаяния. Что прежде всего необходимо человеку, который заботится о прощении своих грехов? — Необходимо не осуждать других людей.
Господь Бог желает спасения всем людям, а значит, и тем, которых мы осуждаем. Более того, осуждая других людей, мы часто не замечаем своих собственных грехов перед Богом и людьми.
В Евангелии на этот случай имеется ещё одна притча. Это притча о сучке и бревне.
«Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: „дай, я выну сучок из глаза твоего“, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 3–5).
Притча о сучке и бревне. Фреска

Притча о сучке и бревне. Фреска

Сучок — это небольшой грех, который мы замечаем в других людях. А бревно — это собственный большой грех, который мы, к сожалению, не видим в себе. Поэтому Господь наш Иисус Христос учит: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1).
В притче о мытаре и фарисее предлагается непривычный для нашего времени взгляд на достоинство человека. Сегодня многие люди считают, что самое главное — это защита собственного достоинства. А притча о мытаре и фарисее учит противоположному — осознавать своё недостоинство.
В Библии несколько раз говорится, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5, 5; Иак. 4, 6). Благодать — это сила Божия, которая даётся смиренному человеку, стремящемуся ко спасению. Поэтому в храме на Богослужении мы очень часто слышим и повторяем молитву: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию!»
Человек велик с Богом! А без Бога человек утрачивает образ неизреченной славы Божией. Грех затмевает образ Божий, и нет другого пути для грешника, как только начать правильно думать о себе. Пример тому — кающийся мытарь. Фарисей возгордился, а мытарь смирился. Мытаря Господь оправдал, а фарисей не получил пользы от своего превозношения.
Величайшим примером кротости и смирения является Сам Господь наш Иисус Христос. Он через Евангелие обращается к каждому из нас: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29).
Святые отцы учат: если человек начнёт тщательно следить за собой, чтобы избегать всякого греха, то ему некогда будет следить за грехами других людей. Тогда будет легче исполнить заповедь Христа Спасителя: «Не судите, да не судимы будете».
Постараемся всегда помнить поучение, которым Иисус Христос закончил притчу о мытаре и фарисее: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Вопросы и задания:

  1. Ради кого и чего Иисус Христос сказал притчу о мытаре и фарисее?
  2. Что говорил фарисей, войдя в храм?
  3. Как молился мытарь?
  4. Перескажите притчу о сучке и бревне.
  5. Когда в храме на Литургии читается притча о мытаре и фарисее?
  6. Почему так важно не осуждать других?
  7. Запомните слова апостолов Петра и Иакова: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5, 5; Иак. 4, 6).

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок