Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок
Славное явление миру вочеловечившегося Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа совершилось на Иордане.
Обетования, пророчества и прообразы Ветхого Завета давно уже предвещали пришествие в мир Христа Спасителя. Но о том, что Иисус Христос родился в Вифлееме и как Просветитель всех народов был узнан Богоприимцем Симеоном, знали немногие. Необходимо было такое священное событие, которое бы открыло всем людям явление в мир Агнца Божия, взявшего на Себя грехи мира.
Господь Бог, пославший пророка Иоанна крестить людей на Иордане, сказал ему: «На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1, 33).
И когда пророк Иоанн Предтеча стал проповедовать о приближающемся Царстве Христо- вом, пришёл к нему Тот, о Ком он и возвещал крестящимся в Иордане людям.
Святой евангелист Марк так свидетельствует о Крещении Господнем.
«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1, 9–11).
Крещением Иоанн Предтеча приготовлял людей к принятию Христа Спасителя. Крещением Своим Сам Господь Иисус Христос благоволил начать открытое служение спасению рода человеческого.
Иисус Христос был безгрешен и крестился не потому, что имел нужду в очищении. По словам преподобного Иоанна Дамаскина, Христос принял крещение для того, чтобы исполнить закон Божий, открыть таинство Святой Троицы и нам преподать образ и пример крещения. Святой Иоанн Предтеча сначала не решался крестить Того, Кто принёс очищение и спасение миру. Но Иисус Христос сказал ему: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15).
Святой евангелист Иоанн Богослов приводит слова Иоанна Предтечи, видевшего Духа Святого, сходящего на крестившегося в Иордане Иисуса Христа: «И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 34).
Спасительное значение Крещения Господня прекрасно изъясняется в тропаре праздника, в который мы вспоминаем это священное событие.
«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».
В переложении на современный русский язык этот тропарь читается так: «Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, открылось поклонение Троице: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтвердил истину этого слова. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!»
В Священном Писании Ветхого Завета есть таинственные свидетельства о том, что Бог един по существу и троичен в Лицах. Но открылась божественная тайна Святой Троицы только на Иордане, при крещении Иисуса Христа Сына Божия. Бог Отец возгласил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святой сошёл на Него в виде голубя. Единый Бог явился во Святой Троице. Поэтому праздник Крещения Господня называется также Богоявлением.
Сошествие Святого Духа на Иисуса Христа святитель Иоанн Златоуст объясняет такими словами: «Дух Святой сошёл на Иисуса не так, как бы в это время был Ему первоначально даˆруем, но для того, чтобы показать Проповеданного Сына Давидова».
Крещением в водах Иорданских был явлен миру Христос, Которому впоследствии при Его торжественном входе в Иерусалим как Сыну Давидову и Царю кричали «Осанна!» и Которого вскоре распяли на Кресте.
Между Крещением Господним и Голгофой имеется прямая связь. Предтеча и Креститель Господень Иоанн не случайно назвал идущего на крещение Иисуса Христа Агнцем Божиим. Единородный Сын Божий вочеловечился для того, чтобы спасти людей от греховной жизни, вечной смерти и даровать людям вечную жизнь. В воды Иордана Иисус Христос погружался как Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира. И на Кресте Он принёс Себя в жертву за наши грехи как Агнец Божий.
Святой пророк Божий Исаия о крестных страданиях Христа, Агнца Божия, пророчествовал такими словами: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 5).
Чтобы яснее понять связь Крещения Господа Иисуса Христа и Его крестных страданий, вспомним об одном евангельском событии, случившемся незадолго до Голгофы.
На пути в Иерусалим Иисус Христос стал говорить ученикам Своим о том, чтоˆ будет с Ним вскоре: «Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам; и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Мк. 10, 33–34).
Тогда подошли ко Христу Иаков и Иоанн и стали просить о том, чтобы Господь пообещал им посадить их рядом с Собой, справа и слева, когда наступит Его славное Царство.
«Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано (Мк. 10, 38–40) Отцем Моим» (Мф. 20, 23).
Слово «крещение» в Евангелии имеет два значения: священное погружение в воду и страдание до смерти. Поэтому, когда Иисус Христос спрашивал учеников Иакова и Иоанна: «Можете ли креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мк. 10, 38), — Он говорил им о Cвоих грядущих страданиях.
Апостолы Христовы, проповедуя о Христе распятом и воскресшем, крестились крещением страданий и испили чашу своих страданий за Христа. И каждый из нас, празднуя Крещение Господне, должен вспоминать своё крещение. Потому что спасительный смысл этого таинства, по словам святого апостола Павла, заключается в том, чтобы нам быть мёртвыми для греха и живыми для Бога. «Дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 4).
Праздник Крещения Господня имеет ещё одно название — Просвещение, или День светов. Слово «просвещение» с древних христианских времён являлось синонимом слова «крещение». Об этом нам говорит и кондак праздника Крещения Господня.
На Крещение Господне и в канун праздника во всех храмах совершается Великое Водоосвящение. Святая вода этого праздника по-гречески называется Великой Агиасмой, то есть Великой Святыней. После Великого Водоосвящения мы не только сами с благоговением пьём эту святую воду, но также окропляем ею наши жилища и всё, что находится в них.
На Божественной Литургии мы слышим слова святого апостола Павла: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2, 11). Поэтому в праздник Крещения Господня великое множество людей идёт в храм за святой водой. И не только в этот день верующие люди окропляют себя и свои жилища Великой Агиасмой, но и весь год с благоговением хранят и с молитвой принимают её.
Вопросы:
- Почему безгрешный Иисус Христос пришёл на Иордан принять крещение?
- Какими словами в тропаре праздника Крещения Господня говорится о явлении Святой Троицы?
- Почему Иоанн Предтеча называл грядущего на крещение Иисуса Христа Агнцем Божиим?
- Что подразумевал под крещением Иисус Христос, когда отвечал Своим ученикам Иакову и Иоанну?
- Как иначе называется праздник Крещения Господня?
- Как с греческого языка переводится название святой воды «Великая Агиасма»?
- Почему каждому из нас следует всегда помнить о своём крещении?
Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок