Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок
Когда Богомладенцу Иисусу Христу исполнилось сорок дней, Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли Его в Иерусалимский храм для посвящения Богу.
Освятить, или посвятить первенца Богу в Ветхом Завете означало определить сына на служение при святилище, то есть при скинии, а впоследствии при храме Иерусалимском.
Для чего совершалось это посвящение? — Для того, чтобы из поколения в поколение не угасала в людях благодарность Богу за исход из Египта и чтобы спасённые от рабства люди умели ценить свободу как дар Божий.
Будучи посвящёнными Богу, первенцы должны были бы служить в храме Иерусалимском. Но так как на священное служение было избрано только одно из двенадцати колен израилевых — Левиино, то за первенцев из других колен полагалось давать выкуп. Выкуп состоял из пяти священных сиклей серебра.
Исполняя требования закона Моисеева, Пресвятая Дева Мария с Иосифом Обручником приготовили свою посильную жертву — двух птенцов голубиных. На иконах Сретения Господня можно видеть, как святой Иосиф Обручник несёт в руках или в клетке двух голубей.
Когда Матерь Божия внесла в храм Богомладенца Христа, произошла удивительная встреча. О ней подробно написал святой евангелист Лука.
«Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 25–32).
Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица дивились сказанному праведным Симеоном. Старец же Симеон благословил их и, обращаясь к Деве Марии, произнёс необычное пророчество: «И Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35).
Крестный путь Христа Спасителя простирался от Вифлеема до Голгофы. И пришедший по вдохновению Святого Духа в храм праведный Симеон знал, что на руках он держит Христа — Агнца Божия, пришедшего в мир спасти людей от греха и вечной смерти Крестом и Воскресением.
Пророческие слова праведного Симеона исполнились на Голгофе во время распятия Господа Иисуса Христа. На Голгофе мы видим, как Христос страдает на Кресте, а Божия Матерь стоит у подножия Креста. С глубокой верой и полной надеждой отдаёт Она Сына Своего на смерть, как в день Сретения посвятила Его Богу.
Что за оружие пронзит сердце Богородицы? — Гвозди и копьё, от которых на Кресте принял смерть Спаситель, прошли нестерпимой болью через Её материнское сердце. Есть икона Богородицы, на которой отражено пророчество, услышанное Богородицей в день Сретения. Эта икона называется «Семистрельной». Богоматерь изображается на ней с семью пронзающими Её сердце мечами.
Много-много лет по обещанию Божию праведный Симеон ожидал увидеть своими глазами Спасителя мира. Теперь древний старец обращается к сорокадневному Иисусу Христу как к Богу и называет Его Владыкой мира. Он смиренно просит у Владыки, Христа Бога, отпустить его от тяжкой земной участи в блаженную вечность.
Приняв на руки Богомладенца Христа, старец Симеон увидел в Нём свет к просвещению всех людей, всех народов земли. В Ветхом Завете вера в единого истинного Бога хранилась по преимуществу среди потомков Авраама — «отца верующих», как называет его святой апостол Павел. Но Единородный Сын Божий Господь наш Иисус Христос пришёл в мир, чтобы спасти все народы. Поэтому праведный Симеон Богоприимец и сказал, что глаза его увидели спасение, уготованное Богом для всех людей, для всех народов.
Многие из праведников Ветхого Завета желали видеть пришествие Христово на землю. А праведный Симеон сподобился не только увидеть Христа Бога нашего, но и принять Его на свои старческие руки. Поэтому Церковь Христова Православная наименовала его Богоприимцем.
Церковь Христова сохранила удивительное предание о праведном Симеоне Богоприимце. При встрече Богомладенца Христа старцу Симеону было более 200 лет. Он был одним из семидесяти двух учёных, которым было поручено перевести Священное Писание Ветхого Завета с еврейского языка на греческий. Перевод этот был сделан в середине III века до Рождества Христова по поручению египетского царя Птолемея II для знаменитой Александрийской библиотеки. С тех пор священные книги Ветхого Завета стали доступны не только для тех, кто знал древнееврейский язык, но и для читающих на греческом языке. А греческий язык в ту эпоху в странах Средиземноморья был международным языком.
Праведный Симеон занимался переводом Книги пророка Божия Исаии. Когда он дошёл до таинственных слов «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7, 14), то подумал, что в тексте допущена какая-то неточность. И хотел было исправить слово «Дева» на слово «Жена», то есть «Женщина». Но ему явился Ангел Господень и запретил заменять удивившее его слово. При этом Симеон получил обетование, то есть обещание, что он не умрёт, пока сам не убедится в истинности пророческого слова о рождении от Девы Христа Еммануила.
Это священное предание совпадает с тем, что пишет святой евангелист Лука о предсказании праведному Симеону, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2, 26).
В день Сретения Господня в Иерусалимском храме произошла ещё одна встреча. К Богоматери подошла 84-летняя пророчица Анна. Она много лет «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 37–38). То есть она говорила, что все, кто ожидает пришествия Христа, обретут Спасителя в этом Младенце.
Совершив всё, что полагалось сделать по закону Господню, Иосиф и Пресвятая Дева Мария возвратились в Вифлеем. А из Вифлеема по велению Божию они поспешили в Египет, спасаясь от царя Ирода, который приказал убивать всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях.
Слово «сретение» в переводе с церковно-славянского означает «встреча». В этот день, можно сказать, произошла встреча Ветхого и Нового Завета, древнего мира и мира христианского.
Старец Симеон и пророчица Анна оставили свои имена в Священном Писании, потому что дали нам пример — как принять Господа с чистым и открытым сердцем. Поэтому в церковном понимании сретение — это встреча с Господом.
Любой человек хотя бы раз в жизни оказывается в храме Божием. И там может произойти его встреча с Богом. Только бы сердце человека было чистым: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).
В воспоминание о Сретении Господнем в православном храме за каждым вечерним Богослужением поётся или читается песнь Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко».
С 1992 года праздник Сретения Господня отмечается в России как День православной молодёжи.
Вопросы:
- На какой день от рождения Богомладенца Христа Богородица и праведный Иосиф Обручник принесли Его в Иерусалимский храм?
- Для чего родители приносили в Иерусалимский храм своих первенцев?
- Кто встретил в Иерусалимском храме Богомладенца Христа?
- Почему праведный Симеон Богоприимец произнёс слова «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…»?
- Когда на Богослужении в православных храмах читается или поётся песнь Симеона Богоприимца?
- Какое пророчество сказал старец Симеон Пресвятой Деве Марии? Что оно означало?
- Что означает на современном русском языке слово «сретение»?
Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок