Сретение Господне


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


Сретение Господне. Икона. XV в.

Сретение Господне. Икона. XV в.

Когда Богомладенцу Иисусу Христу исполнилось сорок дней, Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли Его в Иеруса­лимский храм для посвящения Богу.
Освятить, или посвятить первенца Богу в Ветхом Завете означало определить сына на служение при святилище, то есть при скинии, а впоследствии при храме Иерусалимском.
Для чего совершалось это посвящение? — Для того, чтобы из поколения в поколение не угасала в людях благодарность Богу за исход из Египта и чтобы спасённые от рабства люди умели ценить свободу как дар Божий.
Будучи посвящёнными Богу, первенцы должны были бы служить в храме Иерусалимском. Но так как на священное служение было избрано только одно из двенадцати ко­лен израилевых — Левиино, то за первенцев из других колен полагалось давать выкуп. Выкуп состоял из пяти священных сиклей серебра.
Исполняя требования закона Моисеева, Пресвятая Дева Мария с Иосифом Обручником приготовили свою посильную жертву — двух птенцов голубиных. На иконах Сретения Господня можно видеть, как святой Иосиф Обручник несёт в руках или в клетке двух голубей.
Когда Матерь Божия внесла в храм Богомладенца Христа, произошла удивительная встреча. О ней подробно написал святой евангелист Лука.
«Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля»
(Лк. 2, 25–32).
Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица дивились сказанному праведным Симеоном. Старец же Симеон благословил их и, обращаясь к Деве Марии, произнёс необычное пророчество: «И Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35).
Крестный путь Христа Спасителя простирался от Вифлеема до Голгофы. И пришедший по вдохновению Святого Духа в храм праведный Симеон знал, что на руках он держит Христа — Агнца Божия, пришедшего в мир спасти людей от греха и вечной смерти Крестом и Воскресением.
Пророческие слова праведного Симеона исполнились на Голгофе во время распятия Господа Иисуса Христа. На Голгофе мы видим, как Христос страдает на Кресте, а Божия Матерь стоит у подножия Креста. С глубокой верой и  полной надеждой отдаёт Она Сына Своего на смерть, как в день Сретения посвятила Его Богу.
Икона Божией Матери «Семистрельная»

Икона Божией Матери «Семистрельная»

Что за оружие пронзит сердце Богороди­цы? — Гвозди и копьё, от которых на Кресте принял смерть Спаситель, прошли нестерпимой болью через Её материнское сердце. Есть икона Богородицы, на которой отражено пророчество, услышанное Богородицей в день Сретения. Эта икона называется «Семистрельной». Богоматерь изображается на ней с семью пронзающими Её сердце мечами.
Много-много лет по обещанию Божию праведный Симеон ожидал увидеть своими глазами Спасителя мира. Теперь древний старец обращается к сорокадневному Иисусу Христу как к Богу и называет Его Владыкой мира. Он смиренно просит у Владыки, Христа Бога, отпустить его от тяжкой земной участи в блаженную вечность.
Приняв на руки Богомладенца Христа, старец Симеон увидел в Нём свет к просвещению всех людей, всех народов земли. В Ветхом Завете вера в единого истинного Бога хранилась по преимуществу среди потомков Авраама — «отца верующих», как называет его святой апостол Павел. Но Единородный Сын Божий Господь наш Иисус Христос пришёл в мир, чтобы спасти все народы. Поэтому праведный Симеон Богоприимец и сказал, что глаза его увидели спасение, уготованное Богом для всех людей, для всех народов.
Многие из праведников Ветхого Завета желали видеть пришествие Христово на землю. А праведный Симеон сподобился не только увидеть Христа Бога нашего, но и принять Его на свои старческие руки. Поэтому Церковь Христова Православная наименовала его Богопри­имцем.
Церковь Христова сохранила удивительное предание о праведном Симеоне Богоприимце. При встрече Богомладенца Христа старцу Симеону было более 200 лет. Он был одним из семидесяти двух учёных, которым было поручено перевести Священное Писание Ветхого Завета с еврейского языка на греческий. Перевод этот был сделан в середине III века до Рождества Христова по поручению египетского царя Птоле­мея II для знаменитой Александрий­ской библиотеки. С тех пор священные книги Ветхого Завета стали доступны не только для тех, кто знал древнееврейский язык, но и для читающих на греческом языке. А греческий язык в ту эпоху в странах Средиземноморья был международным языком.
Праведный Симеон Богоприимец. Греческая икона. XX в.

Праведный Симеон Богоприимец. Греческая икона. XX в.

Праведный Симеон занимался переводом Книги пророка Божия Исаии. Когда он дошёл до таинственных слов «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7, 14), то подумал, что в тексте допущена какая-то неточность. И хотел было исправить слово «Дева» на слово «Же­на», то есть «Женщина». Но ему явился Ангел Господень и запретил заменять удивившее его слово. При этом Симеон получил обетование, то есть обещание, что он не умрёт, пока сам не убедится в истинности пророческого слова о рождении от Девы Христа Еммануила.
Это священное предание совпадает с тем, что пишет святой евангелист Лука о предсказании праведному ­Симеону, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2, 26).
В день Сретения Господня в Иерусалим­ском храме произошла ещё одна встреча. К Богоматери подошла 84-летняя пророчица Анна. Она много лет «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 37–38). То есть она говорила, что все, кто ожидает пришествия Христа, обретут Спасителя в этом Младенце.
Совершив всё, что полагалось сделать по закону Господню, Иосиф и Пресвятая Дева Мария возвратились в Вифлеем. А из Вифлеема по велению Божию они поспешили в Египет, спасаясь от царя Ирода, который приказал убивать всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях.
Слово «сретение» в переводе с церковно-славянского означает «встреча». В этот день, можно сказать, произошла встреча Ветхого и Нового Завета, древнего мира и мира христианского.
Старец Симеон и пророчица Анна оставили свои имена в Священном Писании, потому что дали нам пример — как принять Господа с чистым и открытым сердцем. Поэтому в церковном понимании сретение — это встреча с Господом.
Любой человек хотя бы раз в жизни оказывается в храме Божием. И там может произойти его встреча с Богом. Только бы сердце чело­века было чистым: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).
В воспоминание о Сретении Господнем в православном храме за каждым вечерним Богослужением поётся или читается песнь Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко».
С 1992 года праздник Сретения Господня отмечается в России как День православной молодёжи.

Вопросы:

  1. На какой день от рождения Богомладенца Христа Богородица и праведный Иосиф Обручник принесли Его в Иерусалимский храм?
  2. Для чего родители приносили в Иерусалимский храм своих первенцев?
  3. Кто встретил в Иерусалимском храме Богомладенца Христа?
  4. Почему праведный Симеон Богоприимец произнёс слова «Ныне отпущаеши раба Твоего, Влады­ко…»?
  5. Когда на Богослужении в православных храмах читается или поётся песнь ­Симеона Богоприимца?
  6. Какое пророчество сказал старец Симеон Пресвятой Деве Марии? Что оно означало?
  7. Что означает на современном русском языке слово «сретение»?

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок