Рождество Христово


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


Рождество Христово. Икона. Преподобный Андрей Рублёв

Рождество Христово. Икона. Преподобный Андрей Рублёв

Рождество Христово по вдохновению Святого Духа предсказывал святой пророк Божий Исаия. Он возвещал пришествие в мир Христа Сына Божия за 800 лет до того, как в город Вифлеем на перепись пришли Дева Мария и праведный Иосиф Обручник.
«Ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень» (Мф. 1, 20–24). И когда вышло повеление от римского императора Августа провести перепись населения по всей земле, пошёл также и Иосиф с Девой Марией из города Назарета в Вифлеем. Вифлеем был родиной псалмопевца царя Давида. А поскольку праведный Иосиф происходил из рода царя Давида, то по правилам переписи того времени для участия в ней он должен был идти в Вифлеем. В переводе на русский язык Вифлеем означает «Дом хлеба».
Когда Дева Мария и праведный Иосиф пришли в Вифлеем, то им в гостинице места не нашлось. Приюти­лись они в пещере за городом, куда вифлеемские пастухи загоняли овец. Здесь Пречистая Дева Мария «родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли» (Лк. 2, 7). Так повествует о рождении Христа Спасителя святой евангелист Лука.

Вифлеемская звезда. Рисунок Н. Пивоваровой

Вифлеемская звезда. Рисунок Н. Пивоваровой

Была ночь. Невдалеке от пещеры в ночном дозоре пастухи охраняли своё стадо. «Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их, и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пасту­хи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было»
(Лк. 2, 9–20).
На восьмой день Богомладенцу Христу было дано имя Иисус. Это имя, как мы знаем, было наречено Ангелом, благовествовавшем Пресвятой Богородице. Имя ИИСУС означает СПАСИТЕЛЬ.
«Нас ради человек и нашего ради спасе­ния», — поём мы в Символе веры, — Единородный Сын Божий сошёл с небес, и воплотился от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечился. Святой евангелист Иоанн Богослов о воплощении Бога-Слова говорит: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1, 14). Сын Божий стал Сыном Человеческим. Он во всём стал подобен человеку, кроме греха, — чтобы избавить человека от греховной жизни.
Святой евангелист Матфей повествует нам о том, как в Иерусалим пришли волхвы с востока и стали спрашивать: где родившийся Царь Иудейский? Мы, находясь в своей стране на востоке, увидели звезду Его и пришли поклониться Ему.
Волхвы. Дионисий

Волхвы. Дионисий. Стенная роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Начало XVI в.

Волхвами этих мудрецов называли потому, что они занимались астрономией. А за звёздами, как в древности, так и в настоящее время, наблюдали и наблюдают не только настоящие учёные, но и суеверные астрологи, которых в старину также называли волхвами.
Однако те мудрецы, о которых пишет евангелист Матфей, были людьми благочестивыми. На востоке ещё со времён плена вавилонского некоторые учёные-мудрецы знали и из поколения в поколение передавали предсказание пророка Даниила о том, что некогда родится Великий Царь, Царству ­Которого не будет конца.
Занимаясь наблюдением за звёздами в своей родной стране, на востоке, древние мудрецы-астрономы открыли новую звезду. Увидев чудную звезду, они пошли искать Великого Царя — Спасителя мира, и она привела их в Вифлеем. Эта путеводная звезда, по объяснению святителя Иоанна Златоуста (†407), не была обыкновенной звездой. Она была невидимой божественной силой, принявшей вид звезды. Вспомним, как при исходе ­израильтян из Египта сила Божия предшествовала им днём в виде столпа облачного, а ночью — в виде столпа огненного.
Когда слух о необычных путешественниках с востока, ищущих новорождённого Царя, достиг Ирода, он весьма встревожился. «И, ­собрав всех первосвященников и книжников ­народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском» (Мф. 2, 4–5), ибо так написано пророком Божиим Михеем. Этот пророк предсказал, что Вифлеем прославится не меньше других городов и земель. Потому что из Вифлеема «произойдет Вождь, Который упасет народ Мой» (Мф. 2, 6). Вождём в этом пророчестве назван ожидаемый Христос Спаситель.
Узнав, что Христу надлежало родиться в Вифлееме, Ирод тайно призвал восточных мудрецов и выведал у них, когда они впервые увидели звезду. Затем Ирод разрешил волхвам пойти в Вифлеем, но при этом дал им задание. Он велел им тщательно разведать всё о Младенце и сообщить ему. Ирод сказал, что и сам он хочет поклониться Младенцу.
Звезда на месте Рождества Христова

Звезда на месте рождения Христа. Храм Рождества Христова. Вифлеем

Мудрецы, выслушав царя, отправились в путь. И звез­да, которую они видели у себя на востоке, шла пред ними, пока наконец не остановилась над местом, где был Младенец Христос.
Видя звезду, они испытывали великую радость. А когда увидели Богомладенца Христа с Марией, Матерью Его, поклонились Христу до земли. Затем открыли сокровища свои и принесли Христу дары: золото, ладан и смирну. Золото — как Великому Царю, Царство Которого будет выше и славнее всех царств земных. Ладан — как Первосвященнику, Который принесёт Себя в жертву на Кресте. А смирну — на погребение Тому, Кто, смертию смерть поправ, дарует людям жизнь вечную. Достигнув желанной цели, восточные мудрецы получили от Бога откровение во сне не возвращаться к Ироду, и поэтому они другим путём пошли в свою страну.
Храм Рождества Христова. Вифлеем

Храм Рождества Христова. Вифлеем

Название города, где родился Христос, — неслучайное. Вифлеем, как мы уже знаем, — «Дом хлеба». Господь Иисус Христос, обещая апостолам и всем верующим Святое Причащение, назвал Себя хлебом жизни: «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6, 48).
Когда наступает праздник Рождества Христова, мы всегда вспоминаем вифлеемских пастухов, восточных мудрецов и путеводную звезду, сияющую над вертепом. Мы часто слышим в храме слова пророка Исаии «Яко с нами Бог!» (Ис. 8, 10) и рождественское славословие ангелов «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» (Лк. 2, 14). Слово «благоволение» означает, что у людей благой, то есть доброй, воли, славящих Бога, на сердце всегда будет благодатный Божий мир. Великая благодать ниспослана нам рождением Божия Слова от Марии Девы на спасение миру.
Слова тропаря праздника Рождест­ва Христова «звездам служащии звез­дою учахуся» означают следующее. Следившие за звёздами трое учёных астрономов с востока пошли за звездой. Путеводная звезда вела их, то есть учила, как найти новорождённого Христа.
В IV веке святая равноапостольная царица Елена построила храм на месте вифлеемской пещеры, прославленной рождением Христа Спасителя. И те­перь уже миллионы христиан спешат в Вифлеем, чтобы помолиться Иисусу Христу на месте Его святого Рождества.
Храм Христа Спасителя

Храм в честь Рождества Христова — Храм Христа Спасителя. Москва

В России праздник Рождества Христова также является Днём Победы в Отечественной войне 1812 года. Памятником Великой Победы над Наполеоном стал Храм Христа Спасителя в Моск­ве. Этот величественный Храм освящён в честь Рождества Христова.
К великим праздникам Церковь готовит нас постом. Чтобы достойно встретить Рождество Христово, нужно хорошо к этому подготовиться. А сам праздник Рождества Христова каждый христианин должен провести так, чтобы подарить другим людям добро, радость и любовь, чтобы стать лучше, а самое глав­ное — ближе к Богу. Когда люди чувствуют христианскую любовь, когда они видят, что христианин отличается от других в лучшую сторону, тогда и они смогут найти дорогу к Вифлеему.
Стенная роспись в Храме Христа Спасителя

Рождество Христово. Стенная роспись в Храме Христа Спасителя

Что мы можем принести в дар Бо­гу? — Только нашу благодарность Богу, послушание родителям, мир в душе и заботу о ближних. Когда на иконе Рождества Христова мы видим, как в бедных яслях лежит Отроча Младо — Превечный Бог, то понимаем, что этот праздник учит нас кротости, простоте, смирению и снисхождению к людям.
До школы и до детского сада многих детей родители водят в ясли. Это сло­во — евангельское. И пришло оно в нашу жизнь из евангельского повествования о Рождестве Иисуса Христа.
В рождественские дни в России, как и во многих других странах, сохраняется святая традиция — ходить и славить Богомладенца Христа. Каждый год благодаря празднику Рождества Христова мы имеем благодатную возможность вновь прочитать те драгоценные страницы Священной Библейской истории, которые повествуют нам о Рождестве Господа нашего Иисуса Христа.
Христос рождается — славьте!
Христос с небес — встречайте!
Христос на земле — возноситесь!

Вопросы:

  1. Кто из пророков возвестил пришествие в мир Христа Спасителя?
  2. Что означает имя Еммануˆил?
  3. Как переводится название города Вифлеем?
  4. Для чего Дева Мария и Иосиф Обручник отправились в Вифлеем?
  5. Как вифлеемские пастухи узнали о Рождестве Спасителя?
  6. Как нашли дорогу к вифлеемской пещере восточные мудрецы?
  7. Какой праздник является главным храмовым праздником Храма Христа Спасителя в Москве?

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок