Древнейший молитвослов


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


Каждому христианину знакома книга под названием «Молитвослов». Есть большие молитвословы, в которых содержится множество молитв, канонов, акафистов. Есть маленькие молитвословы, в которые включены самые употребительные молитвы. Существуют и детские молитвословы — с одними лишь краткими утренними и вечерними молитвами.
Однако среди всех христианских молитвословов имеется особенная книга молитв — ПСАЛТИРЬ.

Пророк Давид играет на псалтири. Миниатюра греческой Хлудовской Псалтири. IX в.

Пророк Давид играет на псалтири. Миниатюра греческой Хлудовской Псалтири. IX в.

Псалтирь — это книга Священного Писания Ветхого Завета, которая содержит 150 хва­лебных песнопений, обращённых к Богу. Отсюда её другое название — «Книга Хвалений». Иногда эта книга называется «Псалтирью царя Давида», потому что более 70 псалмов в ней составлены царём Давидом или посвящены ему.
Само слово «Псалтирь» происходит от названия греческого десятиструнного музыкального инструмента — псалтири, игрой на которой пророк Давид сопровождал пение своих молитв. Поэтому его вдохновенные молитвы и были названы псалмами.
Псалтирь — это книга, которая чаще других библейских книг употребляется на Богослужении Церкви Христовой Православной. Святитель ­Филарет Московский писал о Псалтири: «Она является превосходным руководством к молитве и прославлению Бога и потому постоянно употребляется в цер­ковном Богослужении».
Псалтирь можно назвать и самым прочным связующим звеном между Ветхим Заветом и Новым — между Богослужением Ветхого Завета и Нового, а также между обетованиями, пророчествами и прообразами Ветхого Завета и исполнением их в Новом Завете. В книгах Священного Писания Нового ­Завета более пятидесяти раз приводятся слова из священных псалмов Ветхого Завета!
Употребление Псалтири в христианском Богослужении было положено Самим Иисусом Христом, когда по совершении Тайной Вечери Он со Сво­ими учениками, воспевши псалмы, пошёл на гору Елеонскую в Гефсиманский сад.
Священные псалмы пели на своих молитвенных собраниях святые апостолы Христовы. Святой апостол Павел учит: «Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием» (Еф. 5, 18–21).
Есть и другое наставление апостола Павла, касающееся псалмов: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями» (Кол. 3, 16).
Святой апостол Иаков пишет: «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы» (Иак. 5, 13).
В IV веке для церковного Богослужения Псалтирь была разделена на 20 кафизм. «Кафизма» происходит от греческого слова, означающего «сидеть». По окончании чтения кафизмы читались святоотеческие поучения, во время которых можно было сидеть. Каждая кафизма разделена на три части — «Славы» в честь Пресвятой Троицы. Для нас это указание на то, что конечная цель наших молитв Богу — прославление Пресвятой Троицы.
На славянский язык с греческого книга Псалтирь была переведена святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием в IX веке. И с тех пор у славян без Псалтири не совершается ни одной церковной службы.
Псалтирь как книга священная и постоянно употребляемая на Богослужении была настольной книгой наших благочестивых предков. О важности Псалтири святитель Иоанн Златоуст говорит: «Лучше солнцу остановиться, нежели оставить Псалтирь. Очень полезно учиться псалмам и читать прилежно Псалтирь».
Содержание псалмов весьма разнообразно. Есть псалмы покаянные, благодарственные, хвалебные, просительные, учительные. Во мно­гих псалмах находятся пророчества об Иисусе Христе, о Церкви Христовой, о Втором пришествии Христовом.
Святитель Афанасий Великий писал о Псалтири: «Я думаю, что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, всё состояние души, все движения мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе наставление в божественных псалмах».
Новгородская Псалтирь. Псалом 75. Начало XI в.

Новгородская Псалтирь. Псалом 75. Начало XI в.

Издревле русские педагоги имели обычай учить малых детей вначале азбуке, потом же по Часослову и Псалтири. Таким образом, много веков назад на Руси Псалтирь была и главной учебной книгой, по которой учили детей грамоте и страху Божию. Во 2-м псалме сказано: «Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2, 11). Работать Госпо­ду — значит жить по заповедям Божиим. А радоваться пред Богом с трепетом — значит иметь радостный благоговейный страх Божий.
Научившись в раннем детстве читать по Псалтири и выучив многие псалмы наизусть, православный человек уже никогда не расставался с этой святой книгой. Она была для него и настольной книгой, и верной спутницей в путешествиях. Иногда её так и называли — «дорожная книжица».
На основании Псалтири написано «Поучение Владимира Мономаха» — один из самых замечательных памятников древнерусской литературы.
Псалмы служили источником вдохновения и для многих русских поэтов. Ниже мы с вами познакомимся с одним из поэтических переложений псалмов в русской поэзии.
И сегодня Псалтирь остаётся любимым молитвословом миллионов православных людей в России и по всему миру. Она по-прежнему больше других библейских книг употребляется как на церковных службах, так и в повседневной жизни. Так, в Церкви Христовой Православной давно утвердился и поныне сохраняется святой обычай читать Псалтирь при молитве об усопших.
Когда приводятся слова Иисуса Христа «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 4), то в первую очередь эти слова следует отнести к Псалтири.
Давайте прочитаем несколько стихов из разных псалмов.
Киевская Псалтирь. XIV в. Псалом 1

Киевская Псалтирь. XIV в. Псалом 1

Одним из самых прекрасных псалмов является 1-й псалом — ПСАЛОМ ДАВИДА. Первый его стих в переложении на современный русский язык читается так:
«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании нечестивых» (Пс. 1, 1).
Прочитаем его по-церковнославянски:
«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе».
Кого хвалит псалмопевец Давид? — Того, кто не ходит в худые собрания и сообщества, кто не стоит при дороге, где гуляет грех, и не общается с развратными людьми.
«Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс. 1, 2) — говорится в следующем стихе этого псалма.
Возвышенная поэтичность и молитвенная выразительность псалмов во все времена вдохновляла на творчество русских поэтов и писателей. Если мы прочитаем поэтическое переложение 1-го псалма, сделанное М.В.Ломоносовым, то увидим те же образы, ту же высоту мыслей, силу веры, теплоту молитвы, что и в священной Псалтири.
Блажен, кто к злым в совет не ходит,
Не хочет грешным в след ступать,
И с тем, кто пагубу приводит,
В согласных мыслях заседать.
Но волю токмо подвергает
Закону Божию во всём
И сердцем оный наблюдает
Во всём течении своём.

Для нас очень важен 33-й псалом, где псалмопевец учит нас страху Божию: «Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас» (Пс. 33, 12).
По-церковнославянски он читается следующим образом: «Приидите, чада, послу­шайте мене, страху Господню научу вас».
Вспомним и чаще всего употребляемый 50-й псалом, из которого прочитаем следующий стих: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50, 12).
По-церковнославянски: «Сердце чисто со­зижди во мне, Боже, и дух прав обнови во ут­робе моей».
Итак, мы познакомились с небольшой частью святой для всех верующих книги — Псалтири. При всём многообразии псалмов, отражающих самые разные молитвенные состояния души человека, основная их цель — это хвала Богу.
Слава Богу за всё! — вот лейтмотив, который проходит через все псалмы.

Вопросы и задания:

  1. Откуда происходит название книги Псалтирь?
  2. Что такое «кафизма»?
  3. Из какого псалма слова «Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас»?
  4. Прочтите 50-й псалом.
  5. В каноне ко Причащению перед тропарями читаются два псаломских стиха: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» и «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». Из какого псалма эти стихи?
  6. По какой книге учились читать дети на Руси?
  7. Прочтите 90-й псалом.

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок