Предтеча Господа Иисуса Христа


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


Святой Иоанн Креститель. Икона. XV в.

Святой Иоанн Креститель. Икона. XV в.

Величайшим пророком Ветхого Завета явился святой Иоанн Креститель, названный Церковью Пред­те­чей Господним.
Предтечей он назван потому, что прежде чем Господь наш Иисус Христос возвестил БЛАГУЮ ВЕСТЬ о Царствии Небесном, людей к покаянию призывал святой Иоанн Креститель. Прежде чем пострадал на Кресте Господь Иисус Христос, мученическую кончину принял Его Предтеча.
Видя подвижническую жизнь Иоанна Крестителя и слыша его пламенный призыв к покаянию, некоторые думали, что Иоанн Креститель и есть ожидаемый Христос. Но святой пророк Иоанн ясно говорил всем, что он — не Христос, а только провозвестник Христа Спасителя мира.
«Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; а пищею его были акриды и дикий мед» (Мф. 3, 4).
Проповедовал Иоанн Креститель о грядущем Христе в Иудейской пустыне на берегах Иордана. Всем приходящим к нему он говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2).
Современники Иоанна Крестителя, ожидавшие пришествия Христа, знали, что надо понимать под возвещаемым Царством. Иоанн Креститель говорил, что наступают времена Христа — Помазанника, Мессии, Спасителя, Избавителя. Но не все осознавали, что для вступления в Цар­ство Христово прежде всего нужно очистить свои души искренним покаянием.
Покаяться — значит измениться к лучшему: переменить образ мыслей и свою жизнь. Готовя людей к благовестию Христову, Иоанн Креститель призывал к покаянию и в знак раскаяния погружал исповедующих грехи свои в воды Иордана.
Иудейская пустыня

Иудейская пустыня

Святой евангелист Марк так повествует о проповеди Иоанна Предтечи:
«Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
И проповедывал говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою; а Он будет крестить вас Духом Святым»
(Мк. 1, 4–8).
Смирение Иоанна Крестителя было настолько велико, что он считал себя недостойным служить грядущему Христу даже как простой слуга. На Востоке во времена земной жизни Иисуса Христа для защиты ног от острых камней носили сандалии — деревянные или кожаные подошвы, которые прикреплялись к ноге ремнями. При входе в дом эти сандалии обычно снимали, а при выходе опять надевали. Слуги при этом помогали завязывать или развязывать ремешки.
Иоанн Креститель говорил, что недостаточно надеяться только на своё происхождение от Авраама. Нужно принести Богу «плоды покаяния» (Лк. 3, 8), то есть реально изменить свою жизнь в лучшую сторону.
«И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3, 10–14).
Так пророк Иоанн Предтеча призывал кающихся людей жить честно, поступать справедливо, быть милосердными к неимущим и страждущим. «Многое и другое благовествовал он народу, поучая его» (Лк. 3, 18).
Река Иордан недалеко от места крещения Иисуса Христа

Река Иордан недалеко от места крещения Иисуса Христа

Но не все приходившие на Иордан к Иоанну Предтече крестились у него. Святой евангелист Лука писал, что фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не приняв крещение. Когда впоследствии Иисус Христос спрашивал у таких людей, откуда крещение Иоанново — от Бога или простое человеческое начинание, они не смогли на это ничего ответить. Если бы они сказали, что оно от Бога, Иисус Христос спросил бы у них, почему они не приняли крещение от Иоанна. А сказать, что крещение Иоанна «от человек», они боялись. Потому что весь народ почитал Иоанна Крестителя как пророка.
Господь Иисус Христос говорил о Своём Предтече: «Нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя» (Лк. 7, 28).
Когда пророк Иоанн Креститель, указывая на Иисуса Христа, сказал людям: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29), лучшие ученики Иоанна Предтечи после Крещения Иисуса Христа в Иордане стали учениками Христа Спасителя. Святой евангелист Иоанн Богослов называет имя первого такого ученика. Им стал будущий апостол — святой Андрей Первозванный.
О пророке Иоанне Крестителе мы говорим тогда, когда знакомимся с евангельским повествованием о Крещении Господнем.
Завершая изучать ветхозаветные страницы Священной Библей­ской ­истории, давайте прочитаем тропарь, в котором Церковь Христова Православная прославляет величайшего пророка Ветхого Завета.
troparion-to-st-john-prodromosПамять праведника чтится похвалами, тебе же довольно свидетельства Господня, Предтеча, ведь явился ты поистине из пророков славнейшим, ибо удостоился в струях крестить Проповеданного. ­Потому за истину пострадав с радостью, благовествовал ты и находящимся во аде Бога, явившегося во плоти, взявшего на Себя грех мира и подающего нам великую милость.
Как свидетельствует этот тропарь в честь Иоанна Крестителя, его благовестие Иисуса Христа — Бога, явившегося на земле во плоти, — предшествовало сошествию Христа во ад. Поэтому на иконе «Сошествие во ад», являющейся самой древней пасхальной иконой, мы видим изображение Предтечи Господня Иоанна.
Святой евангелист Иоанн Богослов написал: «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1, 17). Святой Иоанн Креститель стал последним пророком Ветхого Завета и первым, кто пострадал за истину Христову, когда наступила эпоха Нового Завета.
Иоанн Креститель в пустыне. Икона. XVII в.

Иоанн Креститель в пустыне. Икона. XVII в.

Пророк Божий Малахия называл Предтечу Господа нашего Иисуса Христа Ангелом Божиим, то есть вестником от Бога, а также вторым Илиёй.
А великий Исаия пророчески слышал «глас вопиющего в пустыне» (Ис. 40, 3) Предтечи Господа нашего Иисуса Христа, призывающий всех людей к покаянию. Святой евангелист Марк начинает своё повествование именно с этих слов Исаии пророка.
«Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мк. 1, 1–3).
Изучая священную историю Ветхого Завета, мы должны помнить о том, что Ветхий Завет в целом являлся приготовлением к Новому Завету. Об отличии грядущего Нового Завета от Ветхого выразительно написал славный пророк Божий Иеремия.
«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит ­Господь.
Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом»
(Иер. 31, 31–33).
Слова Ветхого Закона были высечены на каменных скрижалях пророка Моисея. Новый Закон — закон жертвенной любви — благодать Христова запечатлевает в сердцах верующих во имя Его.
С пришествием на землю Христа Бога нашего завершились ветхозаветные времена. Наступило время спасительной благодати Божией, воссиявшей всему миру через Крест и Воскресение Христово.

Вопросы:

  1. Почему святой Иоанн Креститель Церковью именуется Предтечей?
  2. Кто из пророков назвал Иоанна Крестителя «гласом вопиющего в пустыне»?
  3. Что означает слово «покаяние»?
  4. Какие люди приходили к Иоанну Крестителю на Иордан и зачем?
  5. Почему книжники и фарисеи не крестились у Иоанна Предтечи?
  6. Чем, по словам пророка Иеремии, Новый Завет отличается от Ветхого?
  7. Кто из учеников святого Иоанна Предтечи первым пошёл за Христом?

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок