Библейские песни в Богослужении Православной Церкви


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


Богослужение Православной Церкви является наилучшей школой для изучения Библии.
Священное Писание Ветхого и Нового Завета наполняет все церковные службы, молитвы и священнодействия. А Богослужение, в свою очередь, наилучшим образом изъясняет нам Священную Библейскую историю.
На службах церковных Святая Библия читается, поётся, проповедуется, изображается на иконах и в священнодействиях.
С апостольских времён Церковь Христова употребляет на Богослуже­нии Псалтирь и мно­гие другие книги Священного Писания Ветхого За­вета. Когда апостолы и евангелисты написали книги Священного Писания Нового Завета, то и эти богодухновенные книги стали читаться на церковных службах.
Чтения и песнопения из книг Ветхого Завета перемежались с чтениями и песнопениями из книг Нового Завета. Празднуя какое-либо священное событие новозаветной Священной истории, Церковь вспоминала обетования, пророчества и прообразы Ветхого Завета, относящиеся к этому новозаветному событию.
irmologion_titleТаким образом в церковном Богослужении постепенно сформировалось удивительно гармоничное сочетание библейских книг. Самым ярким примером такого сочетания является КАНОН.
Слово «канон» имеет два основных церковных значения. Первое значение слова «канон» — «правило», то есть церковное установление. Такие правила-установления касаются церковного календаря, постов, поклонов и других сторон церковной жизни. Другое значение слова «канон» касается изучения Священной Библейской истории. В Богослужении Православной Церкви КАНОН — это круг песнопений и чтений, основой которого являются библейские песни.
Если мы возьмём полный молитвослов, то найдём в нём как минимум три канона: Канон ко Господу нашему Иисусу Христу, Канон ко Пресвятой Богородице и Канон Ангелу-Хранителю. Рассмотрев эти каноны, мы увидим, что они состоят из девяти песней, причём второй песни в них нет. Вторая песнь содержится в канонах, которые поются Великим постом.
Чтобы понимать, как сформировались все каноны, рассмотрим библейскую основу каждой песни.
Первой библейской песнью является песнь пророка Моисея после перехода израильтянами Чермного моря (Исх. 15, 1–20). Как мы знаем, Пасха ветхозаветная явилась прообразом Пасхи Христовой. Поэтому, вспоминая в первой песни канона этот прообраз, мы славим наше спасение Воскресением Христовым. Ирмос первой песни канона праздника Пасхи приводится в Разделе 1 этой ступени.
Вторая библейская песнь — это песнь Моисея, данная израильтянам перед самой его кончиной (Втор. 32, 1–44). Предвидя, что израильтяне станут отступать от Бога, ­пророк Божий Моисей предостерегает их от грехов и призывает к покаянию. Поскольку эта песнь имеет покаянный характер, то она обязательно поётся Великим постом.
Третья библейская песнь — это песнь праведной Анны, матери великого пророка Божия Самуила (1 Цар. 2, 1–11). Пророк Самуил был хранителем истинной веры и благочестия, а в молитвенной песни его матери есть пророчество о грядущем Христе Спасителе.
Четвёртая — песнь пророка Аввакума, прославившего явление миру воскресшего Христа (Авв. 3).
Пятая — песнь пророка Исаии (Ис. 26, 9–20), который пророчествовал о том, что «воскреснут мерт­вии, и востанут, иже во гробех, и возрадуются, иже на земли». Всё это исполнилось по воскресении Христовом.
Шестая песнь — это молитва пророка Божия Ионы (Иона 2, 3–11). Составленная на её основе шестая песнь канона напоминает нам о чуде-знамении с пророком Ионой.
В ирмосе шестой песни канона праздника Пасхи Христовой раскрывается пасхальное значение чуда, происшедшего с пророком Ионой: «Снизшел еси в преисподняя земли и сокру­шил еси вереи вечныя, содержащия связан­ныя, Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба».
В переложении на современный русский язык этот ирмос звучит так:
«Сошёл Ты, Христе, в преисподние места земли и сокрушил вечные ­затворы, содержащие узников, и в третий день, как Иона из кита, воскрес из гроба».
Седьмая и восьмая библейские песни — это песни трёх юношей, которые за исповедание веры во Единого Бога и отказ поклониться идолу были брошены в огненную пещь, но по благодати Божией остались невредимы (Дан. 3, 26–88).
В девятой библейской песни две части. Первая — это Песнь Пресвятой Богородицы «Величит душа Моя Господа», которая была записана евангелистом Лукой (Лк. 1, 46–56). Вторая часть — это пророческая песнь Захарии, отца Иоанна Предтечи (Лк. 1, 68–80). В этой песни пророк Захария благодарит Бога за то, что наступило исполнение обетований Божиих о спасении всех людей.
Библейская основа каждой песни лучше всего видна в ирмосах канона. Ирмосами начинается каждая песнь канона. Книга, в которой содержатся все ирмосы, называется «Ирмологий». Ирмологий является уникальным богослужебным изъяснением всех важнейших событий Священной Библейской истории.
После пения ирмоса читаются тропари канона. Каждому тропарю канона предшествует припев. Например: «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему!» Или: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Если читается канон святителю Николаю, то возглашается: «Святителю отче Николае, моли Бога о нас!»

Святые Иоанн Дамаскин и Косьма Маюмский. Византийская книжная миниатюра. XI в.

Святые Иоанн Дамаскин и Косьма Маюмский. Византийская книжная миниатюра. XI в.

Величайшими творцами канонов являются преподобные Иоанн Дамаскин и Косьма Маюмский. Завершая изучение Священного Писания Нового Завета, мы познакомились с пасхальным каноном преподобного Иоанна Дамаскина.
Все указанные библейские песни приводятся в конце богослужебного издания Псалтири. Вместе с Псалтирью эта священная поэзия составляет величайшее украшение наших церковных служб.

Вопросы и задания:

  1. Какие два основных значения имеет слово «канон»?
  2. Какое священное событие Библейской истории послужило основанием первой песни канона?
  3. Какое священное событие послужило основанием шестой песни канона?
  4. Какое священное событие послужило основанием седьмой и восьмой песней канона?
  5. Перед какой песнью канона поётся Песнь Богородицы?
  6. Назовите имена самых известных творцов канонов.
  7. Прочтите ирмосы канона ко Святому Причащению.

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок