Таинственные видения пророка Иезекииля


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


Пророк Иезекииль. Фреска. Греция. XVI в.

Пророк Иезекииль. Фреска. Греция. XVI в.

Великий пророк Божий Иезекииль в числе десяти тысяч пленников был отведён в плен вавилонский за шесть столетий до Рождества Христова.
О вавилонском пленении Церковь Христова Православная напоминает нам накануне Великого поста, когда на Утрени Воскресных служб поётся 136-й псалом: «На реках вавилон­ских, тамо седохом и плакахом» (Пс. 136, 1).
Семьдесят лет длился вавилонский плен, постигший израильтян за гре­хи их, как свидетельствовали пророки Божии. Но Господь через пророков Своих пробуждал в народе покаяние и утешал надеждой на освобождение из плена вавилонского — на новый исход.
Духовным пастырем народа израильского Господь Бог поставил пророка Иезекииля: «Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня» (Иез. 3, 17).
Повинуясь Богу, пророк Иезекииль со всей строгостью обличал увлечения своих соплеменников языческими обычаями и непокорность Богу. Но чтобы они не унывали, он предрекал окончание плена вавилонского и восстановление храма Иерусалимского.
Святитель Григорий Богослов называет Иезекииля «удивительнейшим и высочайшим из пророков, созерцателем и толкователем великих таинств и видений».
В пятый год плена вавилонского пророк Иезекииль в дивном откровении удостоился видеть подобие славы Господней. После этого Бог призвал его на пророческое служение.
Пророк Иезекииль увидел большое грозное облако, движущееся с севера. Вокруг него было необыкновенное сияние, внутри — «как бы свет пламени из средины огня, и в нём — подобие четырех животных». Каждое из четырёх существ имело подобие четырёх лиц: человека, льва, тельца и орла. Когда эти таинственные существа двигались, слышался шум крыльев их, «как бы глас Всемогущего». Над сводом, который был над головами их, было «подобие престола; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем» (Иез. 1, 4–28).
Апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Роспись

Апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Роспись Вознесенской церкви г. Павловского Посада Московской области

Видение это, по объяснению святых отцов, было прообразом четырёх евангелистов, просветивших весь мир евангельской проповедью. С древнехристианских времён на иконах рядом с евангелистами изображаются символические животные. Святой евангелист Матфей изображается с Ангелом, Марк — со львом, Лука — с тельцом, а Ио­анн Богослов — с орлом.
Ангел-вестник изображается как символ Единородного Сына Божия, принёсшего в мир Евангелие — благую весть от Бога-Отца.
Евангелиста Марка символизирует лев в ознаменование могущества и царственного достоинства Иисуса Христа, Царя Славы.
Евангелиста Луку изображают с тельцом, показывая искупительное служение Христа Спасителя, принёсшего Себя в жерт­ву на Кресте за спасение мира.
Орёл при евангелисте Иоанне Богослове символизирует высоту таинственного евангельского учения Иисуса Христа.
Четыре таинственных существа видел и сам святой евангелист Иоанн Богослов, когда находился в ссылке на острове Патмос. Об этом он написал в книге Апокалипсис, что в переводе с греческого языка значит «Откровение». На этих видениях пророка Божия ­Иезекииля и апостола Иоанна Богослова утвердилась церковная иконографическая традиция изображать евангелистов с таинственными существами.
Другое дивное видение Иезекииля — это огромное поле сухих костей и оживление этих костей как прообраз будущего всеобщего воскресения мертвых.
«Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это.
И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: „кости сухие! слушайте слово Господне!“ Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И об­ложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь»
(Иез. 37, 1–6).
Видение пророка Иезекииля. Роспись потолка Исаакиевского собора

Видение пророка Иезекииля. Роспись потолка Исаакиевского собора. Санкт-Петербург

Когда по повелению Божию Иезекииль изрёк пророческое слово, то «произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кость с костью» (Иез. 37, 7). И увидел пророк, как появились жилы, как выросла плоть, но духа в них, то есть жизни, ещё не было (Иез. 37, 8).
Когда же по повелению Божию пророк Иезекииль призвал животворящую благодать Святого Духа, то «вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои» (Иез. 37, 9–10).
«И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это — и сделал, говорит Господь» (Иез. 37, 13–14).
Это великое пророчество дано как наглядное изображение всеобщего воскресения мертвых при Втором пришествии Христовом, когда по всемогущему слову Божию все тела умерших соединятся с их душами и оживут — воскреснут!
Это пророчество о грядущем воскресении мертвых ежегодно читается на Утрени в Великую Субботу после Крестного хода со святой плащаницей, то есть в самый канун праздника Пасхи Христовой.
Святой апостол Павел называет воскресшего Христа Спасителя «первенцем из умерших». «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15, 20–23).
Призывая людей к покаянию, пророк Бо­жий Иезекииль говорил: ­«Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух» (Иез. 18, 30–31). Эти слова напоминают пророчество о Новом Завете пророка Иеремии: «Вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31, 31–33).
Перед исповедью мы слышим покаянную молитву. В ней приводится обещание Божие кающемуся: «Хотением не хощу смерти греш­ника, но яко еже обратитися, и живу быти ему». Эти слова взяты из Книги пророка Божия Иезекииля. Великий пророк, перечисляя грехи своих соплеменников и предрекая им наказание, подчёркивает, что Бог желает не гибели беззаконников, но их покаяния: «Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» (Иез. 18, 23).
В надежде на избавление из плена вавилонского пророк Иезекииль напоминал израильтянам о необходимости ежегодно воспоминать чудесный исход из Египта: «В первом месяце, в четырнадцатый день месяца, дол­жна быть у вас Пасха» (Иез. 45, 21).
Когда же наступило освобождение из плена вавилонского, оно действительно стало вторым исходом. Об этом и говорит 117-й псалом: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!» (Пс. 117, 24).
«Какой же это день, кроме Воскресного Дня Господня?» — восклицает святитель Афанасий Великий.
Теперь эта радостная песнь — «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!» — поётся как прокимен перед чтением Апостола на Божественной Литургии в светоносный праздник Пасхи Христовой.

Вопросы и задания:

  1. Где проходил своё служение пророк Божий Иезекииль?
  2. Когда на Богослужении поётся 136-й псалом?
  3. Объясните значение символических изображений у святых евангелистов.
  4. Что изображало оживление сухих костей, виденное пророком Иезекиилем?
  5. Когда на Богослужении читается это пророческое видение из Книги пророка ­Иезекииля?
  6. Для чего пророк Иезекииль напоминал своим соплеменникам о Пасхе ветхозаветной?
  7. Какой прокимен поётся на Божественной Литургии в Светоносный День Пасхи Христовой?

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок