Спасение пророка Ионы — прообраз воскресения Христова


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


Пророк Иона. Византийская мозаика. XIII в.

Пророк Иона. Византийская мозаика. XIII в.

Среди ветхозаветных пасхальных прообразов исключительно важное мес­то занимает чудо-знамение, которое слу­чи­лось с пророком Божиим Ионой. О том, что это знамение указывало на тридневное погребение и Вос­кре­сение Христово, сказал Сам Господь Иисус Христос.
Пророк Божий Иона жил и проповедовал людям о покаянии за семь столетий до Рождества Христова. Об испытаниях, которые постигли Иону, а также о его чудесном спасении повествуется в Библии, в Книге пророка Ионы. Эта небольшая книга, состоящая из четырёх глав, является единственной из книг Священного Писания Ветхого Завета, кроме Псалтири, ­которая целиком читается в храме на Богослужении. А читается она в Великую Субботу — в канун Светлого Христова Воскресения.
Когда Господь Иисус Христос указал на чудо-знамение с пророком Ионой как на прообраз Своего тридневного погребения и Воскресения?

Беседа Христа с апостолами. Книжная миниатюра

Беседа Христа с апостолами. Книжная миниатюра

Однажды к Иисусу Христу подошли книжники и фарисеи, которые знали о том, что Иисус сотворил много различных чудес, но по своей гордости не веровали в Него как во Христа. Чтобы оправдать своё неверие, они стали просить Его показать им какое-нибудь великое чудо — «знамение с неба» (Мф. 16, 1).
Господь Иисус Христос сказал в ответ, что не будет им знамения, кроме знамения Ионы пророка, «ибо как Иона был знамением для ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего» (Лк. 11, 30).
Евангелист Матфей так передаёт слова Иисуса Христа: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12, 40).
Господь Иисус Христос никогда не творил чудес по прихоти неверующих в Него людей. В чудесах Он всегда являл Свою премудрость и милосердие. Для получения благодатной помощи Божией от человека требуется вера. ­Поэтому, чудесно исцеляя больных, Иисус Христос обычно говорил: «Вера твоя спасла тебя» (Мф. 9, 22; Мк. 5, 34; Мк. 10, 52; Лк. 7, 50; Лк. 8, 48; Лк. 17, 19; Лк. 18, 42).
Все чудеса, о которых мы читаем в Библии, имели своей целью спасение людей от греха и его гибельных последствий. Для спасения прежде всего ­необходимо покаяние, то есть исправление греховной жизни. О необходимости покаяния как раз и говорил книжникам и фа­рисеям Господь Иисус Христос, напоминая о чуде-знамении, о котором они знали из Кни­ги пророка Божия Ионы.
О чём же повествует Книга пророка Ионы? — Она повествует нам о том, как пророк Иона проповедовал покаяние жителям огромного города Ниневии. «И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня» (Иона 1, 1–2).
Что же делает пророк Иона? — Вместо того, чтобы исполнить волю Божию, то есть отправиться в Ниневию, он спешит в приморский город Иоппию, там оплачивает проезд в далёкий город Фарсис и пытается удалиться на корабле от лица Господня.
Возникает вопрос: почему Иона сразу не послушался повеления Божия? Ведь Господь Бог избирал пророков для того, чтобы они возвещали людям волю Божию, а значит, чтобы и сами слушались Бога.
Ответ на этот вопрос даёт преподобный Ефрем Сирин, великий учитель покаяния, живший в IV веке в Сирии. Составленную им покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» мы читаем во время Великого поста.
Святой Ефрем Сирин пишет, что, будучи пророком, Иона провидел своим духовным взором будущее не только Ниневии, но и своих соплеменников — израильтян. Представив, что ниневитяне, услышав его призыв к покаянию, покаются, а многие его единоплеменники, услышав проповедь Иисуса Христа, — не покаются, а повлекут Христа на распятие, Иона в безмерной печали за свой народ решил бежать от лица Господня (Иона 1, 3).
Книжная миниатюра. XIX в.

Книжная миниатюра. XIX в.

Но от Бога убежать невозможно. Господь воздвиг крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. Корабельщики испугались: стали бросать кладь в море, чтобы облегчить корабль, а также молиться кто как умел. Они были язычниками, людьми суеверными, но понимали, что кто-то из находившихся на корабле сильно провинился. Молясь по-язычески, они заставляли и всех находившихся на корабле усердно молиться о спасении. Один лишь Иона спустился в каюту и крепко заснул. ­Капитан корабля пришёл к нему в каюту и грозно сказал: «Что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем» (Иона 1, 6).
Затем корабельщики решили узнать, кто является причиной их неожиданной беды. Опытные мореплаватели по разным признакам умеют определять погоду, благоприятную для плавания. И когда наступает неблагопри- ятная погода, то они в это время не выходят в море. А здесь совершенно ­неожиданно их настигла буря.
«И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону. Тогда сказали ему: скажи нам, за кого постигла нас эта беда? какое твое занятие, и откуда идешь ты? где твоя страна, и из какого ты народа? И он сказал им: я еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу» (Иона 1, 7–9).
Услышав о Боге Небесном, сотворившем и море и сушу, корабельщики ещё больше устрашились. Но узнав, что Иона хочет убежать от лица Господня, стали укорять его: «Для чего ты это сделал?!» (Иона 1, 10).
Затем они стали рассуждать: что сделать с Ионой, чтобы море утихло для них. Потому что море продолжало бушевать.
Тогда Иона сам сказал им: «Возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря» (Иона 1, 12).
Сначала корабельщики не послушались Иону, потому что боялись прогневать Бога Небесного, Которому служил этот пророк. Они начали усиленно грести, чтобы пристать к земле, но не могли этого сделать, потому что море продолжало бушевать. «Тогда воззвали они ко Господу и сказали: молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невинную; ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе! И взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей. И устрашились эти люди Господа великим страхом, и принесли Господу жертву и дали обеты» (Иона 1, 14–16).
Что же случилось с Ионой? — В Библии говорится: «И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи» (Иона 2, 1).
Освобождение пророка Ионы. Книжная миниатюра. XIX в.

Освобождение пророка Ионы. Книжная миниатюра. XIX в.

Таинственное животное, поглотившее Иону, в Библии на церковнославянском языке названо китом. А на древнееврейском языке оно именуется «огромной рыбой» или «чудовищем глубин». В церковных песнопениях оно названо «водным зверем».
На праздник Воздвижения Креста Господня в храме поётся такое песнопение: «Воднаго зверя во утробе длани Иона кресто­видно распростер, спасительную страсть проображаше яве. Тем тридневен изшед, пре­мирное воскресение прописаше, плотию пригвожденнаго Христа Бога, и триднев­ным Воскресением мир просвещшаго».
В переложении на современный русский язык эта церковная песнь звучит так: «Иона, крестообразно распростёрши руки в утробе морского зверя, ясно прообразовал спасительное страдание; а вышедши оттуда через три дня, предызобразил вышеестественное Воскресение Христа Бога, пригвождённого плотию и просветившего мир Воскресением на третий день».
«И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. У Господа спасение!» (Иона 2. 2–3, 10).
«И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу» (Иона 2, 11).
После чудесного спасения Господь вновь посылает пророка Иону на проповедь покаяния в Ниневию. «И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе» (Иона 3, 1–2).
Пришёл пророк Иона в Ниневию и целыми днями стал призывать к покаянию. При этом он говорил: «Еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!» (Иона 3, 4).
Услышав столь грозное предупреждение пророка Божия, жители этого города поверили Богу, наложили на себя строгий пост и стали исправляться от своей греховной жизни — «от злого пути своего и от насилия рук своих» (Иона 3, 8). Господь Бог, видя, что жители Ниневии обратились от злого пути своего, не навёл на них бедствие.
А Иона пророк, вместо того чтобы порадоваться за ниневитян, сильно огорчился. И стал так молиться Богу: «О Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (Иона 4, 2).
«И сказал Господь: Неужели это огорчило тебя так сильно?» (Иона 4, 4).
Пророк Иона и растение. Византийская миниатюра

Пророк Иона и растение. Византийская миниатюра

Тогда Иона вышел из города и стал смотреть, что дальше будет с городом. Господь же, чтобы вразумить Иону, произрастил растение, которое поднялось над ним и дало ему тень. А на другой день червь подточил растение, и оно засохло. Солнце стало палить голову Ионе, и он, лишившись спасительной тени, вновь сильно огорчился.
«И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти. Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Иона 4, 9–11).
Выражение «не умеющих отличить правой руки от левой» относится к людям, не умеющим отличать добро от зла. ­Покаявшись за свои грехи перед Богом, жители Ниневии научились отличать добро от зла и получили спасение. Так заканчивается удивительная Книга пророка Ионы, содержащая прообраз тридневного погребения и Воскресения Христова.
Вспомним беседу Иисуса Христа с книжниками и фарисеями, в которой Спаситель сказал, что никакого чуда-знамения не дастся лукавым людям, кроме знамения Ионы пророка, «ибо как Иона был знамением для ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего» (Лк. 11, 30).
Этими словами Господь Иисус Христос предсказал, что вскоре будет великое знамение. Три дня и три ночи после смерти на Кресте Он, Христос Спаситель, будет пребывать во гробе, а в третий день воскреснет. Но многие люди не покаются. ­Ниневитяне покаялись после проповеди Ионы, не требуя чудес. А книжники и фарисеи не покаялись даже тогда, когда по воскресении Христа из мертвых в Иеру­салиме произошло очень много знамений-чудес.
Поэтому, напомнив о чуде-знамении с пророком Ионой, Иисус Христос сказал книжникам, фарисеям и все­му народу: «Ниневитяне восстанут на суд с ро­дом сим и осудят его, ибо они покаялись от про­поведи Иониной; и   вот, здесь больше Ионы» (Лк. 11, 32).
Эти слова святитель Иоанн Златоуст объясняет так: «Иона — раб, Я — Владыка; он вышел из чрева кита, а Я воскрес от смерти; он проповедовал разрушение, а Я пришёл благовествовать Царствие. Об Ионе никто не пророчествовал, а обо Мне — все, и дела Мои совершенно согласны с пророчествами. Он убежал от лица Господня, думал устраниться от осмеяния; а Я, наперёд зная, что буду распят и поруган, пришёл в мир. Он не хотел перенести и унижения, чтоб видеть спасёнными ниневитян, а Я претерпел смерть, и смерть позорнейшую, и после этого ещё посылаю других проповедовать».
Киевская Псалтирь. 1397 г. Молитва пророка Ионы

Киевская Псалтирь. 1397 г. Молитва пророка Ионы

Преподобный Ефрем Сирин смотрел на чудо-знамение с пророком Ионой как на урок для всех народов земли. Под Ниневией он разумел весь мир, который, как и Ниневия, нуждается в покаянии. Воскресение же Христово принесло радость спасения всему миру — всем уверовавшим в распятого и тридневно воскресшего Христа.
Прославляя в пасхальных церковных песнопениях погребение и Воскресение Христово, мы называем его тридневным. Тридневный — то есть трёхдневный. Мы славим Христово «тридневное погребение», «тридневное востание», «тридневное Воскресение». И Самому воскресшему Спасителю мы поём: «тридневен воскресл еси».
Здесь, однако, необходимо сказать, что три дня — это не трое суток. В сутках 24 часа. А по древнему времяизмерению днём считалась и часть суток. И сейчас, когда мы порой говорим: «работал весь день» или «сделал на второй день», все понимают, что речь идёт не о круглых сутках.
Следовательно, евангельские слова: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12, 40) — не означают, что Пречистое Тело Христа Спасителя находилось во гробовой пещере трое суток. Господь Иисус Христос был погребён перед самым заходом солнца в Великую Пятницу, а воскрес очень рано в день, который в честь Его Воскресения мы и называем ВОСКРЕСЕНЬЕМ.
Значит, во Гробе Пречистое Тело Христово находилось небольшую часть Пятницы, всю Субботу и только первые часы или минуты Воскресенья. Но поскольку на священном языке церковного Богослужения часть суток по традиции считается за день, то и погребение Христово называется тридневным.
Читая или воспевая Символ веры, мы исповедуем Господа нашего Иисуса Христа, «воскресшаго в третий день по Писанием». Одно из важнейших свидетельств Священного Писания Ветхого Завета, указывающих на тридневное погребение и Воскресение Христово, — это чудо-знамение с пророком Ионой, о чём сказал Сам Иисус Христос.
Чудо-знамение с пророком Ионой имеет отношение к каждому из нас. Жизнь человечества подобна морю. В церковных песнопениях человеческая жизнь так и называется — «житейское море». На море иногда бывает тихо и благоприятно, но нередко случаются волнения и даже бури. Бури эти представляют опасность для жизни человека. В беде человек обращается с покаянной молитвой к Богу. Недаром сложилась поговорка: «Кто в море не бывал, тот не маливался», то есть никогда ещё усердно не молился. А чудо-знамение с пророком Ионой учит нас даже в самых трудных обстоятельствах молиться и надеяться на помощь Божию.

Вопросы:

  1. Куда посылал Господь Бог пророка Иону и куда тот хотел убежать?
  2. Как корабельщики узнали виновника своего бедствия и как они поступили с ним?
  3. О чём молился Иона в чреве морского чудовища?
  4. О каком знамении говорил Иисус Христос книжникам и фарисеям, требовавшим показать им великое чудо?
  5. Как преподобный Ефрем Сирин объяснял причину бегства пророка Ионы от лица Божия?
  6. Когда в храме читается Книга пророка Ионы?
  7. Для чего Господь совершает чудеса?

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок