Пророчество Исаии о страждущем Христе


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


Среди священных книг Ветхого Завета важное место занимают книги пророков Божиих. Сам Христос Спаситель по воскресении Своём приводил ученикам пророчества Моисея и других пророков. Христос разъяснял апостолам, что по божественному усмотрению Ему надлежало пострадать, умереть на Кресте и воскреснуть, и именно через страдания вой­ти в славу Свою.
Значение ветхозаветных пророчеств раскрывает святой апостол Пётр: «Мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1, 19–21).

Пророк Исаия. Современная икона

Пророк Исаия. Современная икона

Из всех пророческих писаний Церковь Христова Православная особенно часто обращается к Книге великого пророка Исаии. Евангелисты и другие новозаветные священные писатели часто ссылаются на этого пророка, чтобы его свидетельствами утвердить благую весть о Христе и о нашем спасении.
Исаия в таких ясных и величественных выражениях описывает будущее, с такой ясностью изображает обстоятельства земной жизни Иисуса Христа, что можно было бы назвать этого пророка евангелистом Ветхого ­Завета.
Из всех пророческих слов Исаии прежде всего следует привести его богодухновенное свидетельство о воплощении Сына Божия.
Рождество Христово стало исполнением пророчества Исаии, которое приводит евангелист Матфей: «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1, 22–23).
Очень важное место среди пророческих изречений великого Исаии занимают его слова об искупительном подвиге Иисуса Христа.
Пророчество о страждущем Христе приближает нас к тайне смерти и Воскресения Христа Спасителя. В кондаке праздника Преображения Господня поётся об апостолах: «Да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное». Пророчество Исаии о страждущем Христе помогает нам понять, что Иисус Христос — Агнец Божий — добровольно предал Себя Самого на смерть за спасение мира.
У пророка Исаии Спаситель мира Христос предстаёт кротким и смиренным Отроком Господним — Провозвестником для всех людей истины Божией: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине» (Ис. 42, 1–3). На то, что эти слова относятся к смиренному Христу, указывает святой евангелист Матфей.
Но самое поразительное пророчество о Хрис­те содержится в 53-й главе Книги пророка Исаии. Эта глава начинается словами: «Господи! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?» (Ис. 53, 1).
Христа Спасителя пророк Исаия видит в состоянии страшного унижения, страдающим и умирающим за грехи людей.
«Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь» (Ис. 53, 3–8).
Пророчество Исаии о страждущем Христе в храме читается на Богослужении Великой Пятницы. По-церковнославянски пророческие слова о Христе как жертвенном Агнце читаются так: «Яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст Своих. Во смирении Его суд Его взятся: род же Его кто испо­весть; яко вземлется от земли живот Его».
Пророчество Исаии о страждущем Христе читал вельможа царицы Эфиопской, хранитель всех её сокровищ, когда возвращался из Иеруса­лима на своей колеснице. Благочестивый путник веровал во единого истинного Бога, но имя Иисуса Христа может быть только слышал в Иерусали­ме. Книгу пророка Исаии вельможа читал вслух. «А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его» (Деян. 8, 32–33). На просьбу эфиоплянина разъяснить, о ком пишет пророк — о себе или о ком-то другом, апостол «Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе» (Деян. 8, 35), а затем, когда они подъехали к воде, крестил его.
Агнцем Божиим Христа Спасителя именовал святой Иоанн Креститель. Увидев идущего к нему Иисуса, Иоанн Креститель сказал людям: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29). И на другой день Иоанн Креститель говорил своим ученикам: «Вот Агнец Божий».
Агнец на Дискосе. Начало Проскомидии

Агнец на Дискосе. Начало Проскомидии

Святой апостол Пётр учит, что мы искуплены не золотом или серебром, но драго­ценною Кровию Христа, как непорочного и чис­того Агнца (1 Пет. 1, 17–19).
Все эти свидетельства Священного Писания показывают, что Спаситель мира Господь наш Иисус Христос, как Агнец-Искупитель, принёс Себя в жертву за грехи всего мира и через добровольные страдания и вольную смерть совершил наше спасение.
Словами пророка Исаии «Яко овча на заколение ведеся. И яко агнец непорочен прямо стригущаго его безгласен, тако не отвер­зает уст Своих. Во смирении Его суд Его взятся. Род же Его кто исповесть. Яко вземлется от земли живот Его» начинается Святая Проско­мидия.
Пострадавший за нас Христос воскрес из мертвых. И, прославляя Его тридневное Воскресение, в пасхальном каноне мы поём: «Христос — новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира».

Вопросы и задания:

  1. Что в Символе веры говорится о пророках?
  2. О чём пророчествовал святой Исаия?
  3. Почему пророка Исаию иногда именуют еванге­листом Ветхого Завета?
  4. При каком событии Священной истории Ветхого Завета вкушали жертвенного агнца?
  5. В какой главе Книги пророка Исаии содержится пророчество о страждущем Христе? Когда в храме на Богослужении читается это пророчество?
  6. Найдите по православному церковному календарю день, когда совершается память пророка Исаии.

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок