Пророчества псалмов о страданиях и воскресении Иисуса Христа


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


Царь и пророк Давид.  Византийская икона. XV в.

Царь и пророк Давид.
Византийская икона.
XV в.

Среди всех священных книг Ветхого и Нового Завета имеется совершенно особенная книга. Это ПСАЛТИРЬ!
«Все Писание богодухновенно» (2 Тим. 3, 16), — говорит апостол Павел, и «во всём Священном ­Писании дышит благодать Бо­жия, — учит святитель Амвросий Медиоланский (†397), — но в сладкой книге псалмов она дышит преимущественно».
Псалтирь — это книга молитв. Она содержит хваления и славословия Богу, а также благодарственные и покаянные молитвы. Псалмы читаются и поются на всех церковных службах. Многими верующими они употребляются и в домашних молитвах.
Первым псалмопевцем был богодухновенный царь и пророк Давид. В начале Евангелия от Матфея царь Давид первым именуется из всех правед­ников Ветхого Завета: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова» (Мф. 1, 1).
Жил и царствовал пророк Давид за десять веков до Рождества Христова. Всю эту тысячу лет люди, ожидавшие пришествия Христова, ждали Его как потомка Давида. Давид был родом из Вифлеема. И пророк Божий Михей предсказал, что Христос Спаситель родится в Вифлееме. Когда Господь Иисус Христос как Царь Славы входил в Иерусалим, встречавшие Его кричали: «Осанна Сыну Давидову!» (Мф. 21, 9).
В Псалтири содержится 150 псалмов. Несколько десятков псалмов ­составлены самим пророком Давидом. Остальные написаны другими ветхозаветными песнотворцами, составлявшими псалмы-молитвы для Богослужения в Иерусалимском храме.
Самые трогательные псалмы — это псалмы, содержащие пророчества о крестных страданиях, смерти и погребении Иисуса Христа. Самые радостные и торжественные псалмы пророчествуют о Воскресении Христовом.
В Евангелии от Матфея сохранилось свидетельство о молитве страждущего на Кресте Единородного Сына Божия Своему Небесному Отцу. ­Молился Иисус Христос словами священных псалмов.
«От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 45–46). Это начальные слова 21-го псалма (Пс. 21, 2), который содержит в себе ещё ряд поразительных пророчеств.
Пророк Давид, составляя этот псалом, духовным взором видел, чтоˆ будет совершаться на Голгофе. Евангелисты подтверждают исполнение древнего пророчества о крестных страданиях Христа Спасителя.
«Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий» (Мф. 27, 35). — «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий» (Пс. 21, 19). Святой евангелист Иоанн Богослов прямо указывает на то, что при этом сбылось реченное в Писании, то есть в указанном псалме.
Киевская Псалтирь. 1397 г. Псалом 21.

Киевская Псалтирь. 1397 г. Псалом 21. «Разделиша ризы моя собе»

«Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста» (Мк. 15, 29–30). Святитель Афанасий, изъясняя стихи 21-го псалма, пишет: «Евангелист ясно говорит, что это исполнилось на Нём во время распятия, когда мимоходящие кивали на Него главами и хулили Его, говоря: Спаси Себя Самого, если Ты Сын Божий».
Перед самой смертью на Кресте Христос возгласил: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23, 46). А это слова из 30-го псалма: «В руце Твои предложу дух Мой» (Пс. 30, 6).
Ко Христу святой апостол Пётр (Деян. 13, 34–35) относит пророчество из 15-го псалма: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде, и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15, 10). По-церковнославянски этот стих читается так: «Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления». Словами этого псалма апостол Пётр в день сошествия Святого Духа на апостолов свидетельствовал истину пророчества Давида о Воскресении Христа.
Самые торжественные пасхальные песнопения Церкви Христовой ­Православной начинаются и сопровождаются стихами из 67-го и 117-го псалмов.
Киевская Псалтирь. 1397 г. Псалом 67

Киевская Псалтирь. 1397 г. Псалом 67. «Да воскреснет Бог»

«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от Лица Его ненавидящии Его!» (Пс. 67, 1). Демоны, по словам святителя Афанасия Великого, ­«лишены власти мучительствовать над людьми». Это победа Христа над смертью Его Воскресением. Поётся здесь и 24-й стих 117-го псалма: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» (Пс. 117, 24).
Святитель Афанасий Великий спрашивает: «Какой же это день, кроме Воскресного дня Господня? Какой это день, кроме дня, спасительного для всех народов, в который отверженный камень бысть во главу угла? Сей-то день Воскресения Спасителя нашего, получивший себе от Него заимствованное наименование и называемый Днём Господним, разумеет здесь слово».
Предыдущие стихи этого же псалма Христос Спаситель также относил к Себе Самому: «Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: от Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших» (Пс. 117, 22–23).
Это лишь самый краткий перечень пасхальных пророчеств псалмов.
Кроме приведённых мест, в псалмах име­ют­ся пророчества о входе Христа в Иерусалим, о злоумышлении на Христа Его врагов, о предательстве Иуды, о лжесвидетельствах на Христа, поруганиях и бичевании, о напоении страждущего на Кресте Христа желчью и — о воскресении из мертвых и прославлении воскресшего Христа Сына Божия.
Празднуя Воскресение Христово, Церковь Христова во многие стихи священных псалмов влагает новозаветный пасхальный смысл. Слова воскресных прокимнов: «Воскресни, Господи!», «Востани, Господи!» — возводят наш молитвенный взор к Воскресению Христову. Указанные псалмы Церковь относит к торжеству Пасхи Христовой.
Священные псалмы помогают нам уяснить обетования, прообразы и пророчества Священного Писания Ветхого Завета и увидеть их исполнение в Новом Завете. Без псалмов не может быть полноценного изучения Священной Библейской истории. И самыми яркими свидетельствами этого являются пасхальные пророчества псалмов.

Вопросы и задания:

  1. Какая книга Священного Писания чаще всего используется на церковном Богослужении?
  2. Когда жил царь и псалмопевец Давид?
  3. Сколько псалмов содержится в Псалтири?
  4. В каком псалме пророчески говорится о крестных страданиях Иисуса Христа?
  5. Словами какого псалма начинаются пасхальные службы?
  6. Прочтите 1-й псалом.
  7. Прочтите 33-й псалом.

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок