Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок
Как мы уже знаем, величайшим чудом-знамением Ветхого Завета был исход израильтян из Египта — Пасха ветхозаветная. Изучая ветхозаветную Пасху, мы узнали о жертвенном агнце как о прообразе Иисуса Христа, предавшего Себя в жертву на Кресте за спасение мира.
На этом занятии мы познакомимся с другим очень важным чудом-знамением Священной Библейской истории, которое случилось незадолго до вступления израильтян в землю обетованную.
После чудесного исхода израильтян из Египта началось их сорокалетнее странствование по Синайской пустыне. Почему Господь не сразу привёл освобождённый из рабства народ в землю обетованную? — Потому что спасённым силой Божией людям надлежало ещё укрепиться в вере, надежде и любви к Богу.
В Египте израильтяне находились в угнетении, но там не было тех трудностей, с которыми они встретились в пустыне. В пустыне не было привычной пищи, порой не хватало воды. Здесь не было и возможности обустроить домашнее хозяйство, потому что приходилось всё время передвигаться. Поэтому, несмотря на то, что Господь посылал странникам манну с неба и чудесно источил из камня воду, они то и дело начинали роптать на Моисея и на Бога, по велению Которого Моисей вывел израильтян из Египта.
О чуде, которое стало прообразом животворящей силы Креста Господня, повествуется в четвёртой книге Библии, называемой Числа.
И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых. И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей Господу о народе.
И сказал Господь Моисею: сделай себе медного змея и выставь его на знамя, и если ужалит змей какого-либо человека, ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Чис. 21, 4–9).
О прообразовательном значении этого чуда-знамения Иисус Христос сказал в беседе с Никодимом. Никодим был человеком знатным, принадлежал к фарисеям и был одним из начальников иудейских. Он знал о вражде против Христа старейшин, книжников и фарисеев. Но сердце его пылало жаждой спасения. Поэтому он тайно ночью пришёл к Учителю из Назарета и сказал Ему: «Мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3, 2).
И тогда началась дивная ночная беседа Христа с Никодимом о Царствии Божием, о духовном рождении и о жизни вечной. Эту беседу записал в Евангелии апостол Иоанн Богослов.
Господь Иисус Христос прикровенно сказал Никодиму о Своём грядущем распятии на Кресте. Из Евангелия мы знаем и то, что когда Христос умер на Кресте, праведный Никодим вместе с Иосифом Аримафейским сняли с Креста Тело Христа Спасителя.
Чтобы сделать Никодиму доступнее великую тайну спасения людей через крестные страдания и смерть Единородного Сына Божия, Христос сказал: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 14–16).
Изъяснение прообразовательного значения чуда с медным змием приводит святитель Григорий Богослов в своём Слове 45-м, на Святую Пасху: «Медный же змий, хотя и повешен против угрызающих змиев, однако же не как образ Пострадавшего за нас, но как изображающий противное, и взирающих на него спасает не через уверенность, что он жив, но потому, что низложенный (чего и достоин был) сам умерщвлён и умерщвляет с собой подчинившиеся ему силы».
Следовательно, медный змий являлся противообразом распятого на Кресте Христа Спасителя. А прообразом животворящей силы Креста Господня было чудо спасения от смерти людей, которые, послушавшись Моисея, каялись за свой ропот и взирали на медного, как бы умерщвлённого Моисеем, змия.
На Богослужении праздника Воздвижения Креста Господня приводится целый ряд прообразов Креста Господня и крестной силы. Но медного змия среди этих прообразов нет. В каноне праздника он упоминается, но только как противообраз:
«Возложи Моисей на столпе врачевство, тлетвориваго избавление и ядовитаго угрызения: и древу образом Креста, по земли пресмыкающагося змия привяза, лукавный в сем обличив вред. Тем Христу поим, Богу нашему, яко прославися».
Вот переложение этого тропаря канона на современный русский язык:
«Моисей возложил на столпе врачевство от гибельного и ядовитого укушения и привязал к крестообразному дереву змия, пресмыкающегося по земле, обнажив в нём коварную вредоносность; поэтому будем петь Христу, Богу нашему, ибо Он прославился».
В этом тропаре «образом», то есть прообразом Животворящего Креста Господня, называется «древо» — древко с перекладиной, к которому пророк Божий Моисей привязал медного змия.
Чудо-знамение при взирании на медного змия прообразовало и спасительную силу крестного знамения христиан.
Как учит святитель Василий Великий, самое первое и общее церковное установление, полученное нами по преданию через святых отцов, — это крестное знамение. Все уповающие на Господа люди во время молитвы осеняют себя крестом. Крестное знамение — это священное действие, или одним словом — священнодействие.
Для чего мы осеняем себя крестом во время молитвы? — Для того, чтобы этим священнодействием привлечь к себе крестную силу.
Перед сном мы читаем молитву: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю и даровавшаго нам тебе, Крест Свой Честный, на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь».
В этой молитве мы обращаемся к Животворящему Кресту Господню как к живому существу! И перед самым отходом ко сну молимся: «Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста и сохрани мя от всякаго зла».
Начало приведённой вечерней молитвы «Да воскреснет Бог» взято из 67-го псалма. Торжественным пением первого стиха этого псалма «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!» (Пс. 67, 2) начинается празднование Светлого Христова Воскресения — Пасхи Божией спасительной. Затем и каждая пасхальная служба начинается этим торжественным пасхальным стихословием.
Чудесное спасение от укусов ядовитых змей израильтяне помнили долго. Об этом страшном испытании в пустыне им напоминали слова 77-го псалма: «Егда убиваше я, тогда взыскаху Его и обращахуся и утреневаху к Богу» (Пс. 77, 34).
Сотни лет израильтяне хранили медного змия как реликвию. Но когда некоторые суеверные люди стали кадить медному змию, то есть относиться к нему как к святыне, тогда благочестивый иудейский царь Езекия истребил медного змия наряду с языческими жертвенниками, идолами и рощами. Так царь Езекия искоренял идолопоклонство в своём народе. Следовательно, уже в самом Священном Писании говорится, что медный змий не являлся святыней.
Более глубокое понимание спасительного значения рассматриваемого чуда-знамения дают нам церковные песнопения, прославляющие Животворящий Крест Господень.
Прообразы спасительного Креста вспоминаются на праздник Воздвижения Креста Господня. В Богослужении этого праздника они называются «образом тайны» Животворящего Креста. Например, ирмос третьей песни канона праздника начинается словами: «Жезл во образ тайны приемлется». То есть: «Жезл Ааронов берётся для изображения тайны». Следовательно, и процветший жезл Аарона — прообраз Животворящего Креста Господня.
Змий-искуситель принёс Адаму и Еве смерть. Но Господь Бог дал нашим прародителям обетование о Семени жены — Христе Спасителе, Который сокрушит главу змия: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между Семенем ее; Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту» (Быт. 3, 15).
На Кресте Иисус Христос пролил за людей Свою Пречистую Кровь и тем сокрушил главу прегордого врага рода человеческого: смертию смерть поправ, даровал людям жизнь вечную.
Но задолго до Голгофы животворящая сила Креста Господня и крестного знамения, совершаемого с верой во Христа распятого и воскресшего, была прообразована чудом при взирании на медного змия.
Если пасхальный агнец может быть назван самым полным ветхозаветным прообразом Христа Спасителя — Агнца Божия, то чудо-знамение при взирании на медного змия — это самый таинственный ветхозаветный прообраз — прообраз спасительной силы Креста Господня и крестного знамения.
Апостол Павел учит, что слово о Кресте для одних людей кажется безумием, а для других — уверовавших во Христа — это сила Божия. И в настоящее время, как во времена апостола Павла, одни люди с благоговением и любовью осеняют себя крестным знамением, а для других это кажется странным. Возможно ли без веры, только одним умом, постигнуть чудо-знамение при медном змие? — Невозможно! Ведь те люди, которые послушались Моисея и с верой в своё спасение устремляли взор на привязанного к древу медного змия, получали избавление от неминуемой смерти.
Разве приятно было израильтянам смотреть на висящего медного змия, в то время как живые змеи в стане продолжали поражать своим ядом людей?! Однако покаяние и взгляд на медного змия для согрешивших людей становились врачевством. Врачевством горьким, но чудодейственным: смерть от ядовитого укуса препобеждалась всемогущей силой Божией.
Церковь Христова Православная, почитая Крест, всегда прославляет Христово Воскресение. И, славя Воскресение Христово, никогда не забывает о Кресте. «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!»
Праведный Никодим, услышавший некогда о тайне Креста Христова, сподобился вместе с Иосифом Аримафейским снять с Креста Пречистое Тело Христа Спасителя и участвовать в погребении своего Божественного Учителя. Поэтому во вторую Неделю по Пасхе Церковь наряду со святыми женами-мироносицами почитает праведных Иосифа и Никодима.
Церковь Христова с апостольских времён хранит веру в то, что Крестом Христос сокрушил ад и отверз рай.
На молитве мы благоговейно смотрим на Крест Христов и ограждаем себя крестным знамением. Мы носим на себе крест и почитаем его как святыню. Все священнодействия и благословения запечатлеваются крестным знамением. В честь Креста Господня совершаются церковные службы. Вот почему так важно знать ветхозаветные прообразы Креста Господня.
Крест — это слава Христова! Из Евангелия мы знаем, что когда Иисус Христос говорил о Своей славе или Своём прославлении, то непременно при этом говорил и о Своих страданиях.
Жизнь христианина — это странствование к Небесному Отечеству. Путь в Царствие Небесное Господь наш Иисус Христос указал через крестоношение. Он сказал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24; Мк. 8, 34; Лк. 9, 23).
Этот блаженный призыв Христа Спасителя мы слышим каждый год в евангельском чтении в Воскресенье после праздника Воздвижения Креста Господня.
Будем с благоговением носить на себе крест и с благоговением осенять себя крестным знамением. Постараемся также выучить наизусть молитву Честному Кресту «Да воскреснет Бог».
Вопросы и задания:
- За что постигло израильтян страшное испытание ядовитыми змеями перед вступлением их в землю обетованную?
- О каком чуде-знамении сказал Иисус Христос в беседе с Никодимом?
- Какова была судьба медного змия?
- Что означает выражение «нести свой крест»?
- Чем является медный змий — прообразом или противообразом животворящей силы Креста Господня? Обоснуйте ответ.
- Какую молитву мы поём во время поклонения Кресту?
- Выучите наизусть молитву: «Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста и сохрани мя от всякаго зла».
Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок