Прообраз животворящей силы Креста Господня


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


Как мы уже знаем, величайшим чудом-знамением Ветхого Завета был исход израильтян из Египта — Пасха ветхозаветная. Изучая ветхозаветную Пасху, мы узнали о жертвенном агнце как о прообразе Иисуса Христа, предавшего Себя в жертву на Кресте за спасение мира.
На этом занятии мы познакомимся с другим очень важным чудом-знамением Священной Библейской истории, которое случилось незадолго до вступления израильтян в землю обетованную.
После чудесного исхода израильтян из Египта началось их сорокалетнее странствование по Синайской пустыне. Почему Господь не сразу привёл освобождённый из рабства народ в землю обетованную? — Потому что спасённым силой Божией людям надлежало ещё укрепиться в вере, надежде и любви к Богу.
В Египте израильтяне находились в угнетении, но там не было тех трудностей, с которыми они встретились в пустыне. В пустыне не было привычной пищи, порой не хватало воды. Здесь не было и возможности обустроить домашнее хозяйство, потому что приходилось всё время передвигаться. ­Поэтому, несмотря на то, что Господь посылал странникам манну с неба и чудесно источил из камня воду, они то и дело начинали роптать на Моисея и на Бога, по велению Которого Моисей вывел израильтян из Египта.
О чуде, которое стало прообразом животворящей силы Креста Господня, повествуется в четвёртой книге Библии, называемой Числа.

Чудо при взирании на медного змия. Греческая книжная миниатюра

Чудо при взирании на медного змия. Греческая книжная миниатюра

«От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути, и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища.
И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых. И пришел народ к Мои­сею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей Господу о народе.
И сказал Господь Моисею: сделай себе медного змея и выставь его на знамя, и если ужалит змей какого-либо человека, ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив»
(Чис. 21, 4–9).
О прообразовательном значении этого чуда-знамения Иисус Христос сказал в беседе с Никодимом. Никодим был человеком знатным, принадлежал к фарисеям и был одним из начальников иудейских. Он знал о вражде против Христа старейшин, книжников и фарисеев. Но сердце его пылало жаждой спасения. Поэтому он тайно ночью пришёл к Учителю из Назарета и сказал Ему: «Мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3, 2).
И тогда началась дивная ночная беседа Христа с Никодимом о Царствии Божием, о духовном рождении и о жизни вечной. Эту беседу записал в Евангелии апостол Иоанн Богослов.
Господь Иисус Христос прикровенно сказал Никодиму о Своём грядущем распятии на Кресте. Из Евангелия мы знаем и то, что когда Христос умер на Кресте, праведный Никодим вместе с Иосифом Аримафейским сняли с Креста Тело Христа Спасителя.
Беседа Христа с Никодимом.  Инициал из Евангелия. Византия. XI в.

Беседа Христа с Никодимом. Инициал из Евангелия. Византия. XI в.

Чтобы сделать Никодиму доступнее великую тайну спасения людей через крестные страдания и смерть Единородного Сына Божия, Христос сказал: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 14–16).
Изъяснение прообразовательного значения чуда с медным змием приводит святитель Григорий Богослов в своём Слове 45-м, на Святую Пасху: «Медный же змий, хотя и повешен против угрызающих змиев, однако же не как образ Пострадавшего за нас, но как изображающий противное, и взирающих на него спасает не через уверенность, что он жив, но потому, что низложенный (чего и достоин был) сам умерщвлён и умерщвляет с собой подчинившиеся ему силы».
Следовательно, медный змий являлся противообразом распятого на Кресте Христа Спасителя. А прообразом животворящей силы Креста Господня было чудо спасения от смерти людей, которые, послушавшись Моисея, ­каялись за свой ропот и взирали на медного, как бы умерщвлённого Моисеем, змия.
На Богослужении праздника Воздвижения Креста Господня приводится целый ряд прообразов Креста Господня и крест­ной силы. Но медного змия среди этих прообразов нет. В каноне праздника он упоминается, но толь­ко как противообраз:
«Возложи Моисей на столпе врачевство, тлетвориваго избавление и ядовитаго угры­зе­ния: и древу образом Креста, по земли пресмы­кающагося змия привяза, лукавный в сем обличив вред. Тем Христу поим, Богу нашему, яко прославися».
Вот переложение этого тропаря канона на современный русский язык:
«Моисей возложил на столпе врачевство от гибельного и ядовитого укушения и привязал к крестообразному дереву змия, пресмыкающегося по земле, обнажив в нём коварную вредоносность; поэтому будем петь ­Христу, Богу нашему, ибо Он прославился».
В этом тропаре «образом», то есть прообразом Животворящего Креста Господня, называется «древо» — древко с перекладиной, к которому пророк Божий Моисей привязал медного змия.
Чудо-знамение при взирании на медного змия прообразовало и спасительную силу крестного знамения христиан.
Как учит святитель Василий Великий, самое первое и общее церковное установление, полученное нами по преданию через святых отцов, — это крестное знамение. Все уповающие на Господа люди во время молитвы осеняют себя крестом. Крестное знамение — это священное действие, или одним словом — священнодействие.
Для чего мы осеняем себя крестом во время молитвы? — Для того, чтобы этим священнодействием привлечь к себе крестную силу.
Перед сном мы читаем молитву: «Да вос­креснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Госпо­день, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшед­шаго и поправшаго силу диаволю и даровав­шаго нам тебе, Крест Свой Честный, на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь».
Животворящий Крест Господень. Икона

Животворящий Крест Господень. Икона

В этой молитве мы обращаемся к Животворящему Кресту Господню как к живому существу! И перед самым отходом ко сну молимся: «Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста и сохрани мя от всякаго зла».
Начало приведённой вечерней молитвы «Да воскреснет Бог» взято из 67-го псалма. Торжественным пением первого стиха этого псалма «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!» (Пс. 67, 2) начинается празднование Светлого Христова Воскресения — Пасхи Божией спасительной. Затем и каждая пасхальная служба начинается этим торжественным пасхальным стихословием.
Чудесное спасение от укусов ядовитых змей израильтяне помнили долго. Об этом страшном испытании в пустыне им напоминали слова 77-го псалма: «Егда убиваше я, тогда взыскаху Его и обращахуся и утреневаху к Богу» (Пс. 77, 34).
Сотни лет израильтяне хранили медного змия как реликвию. Но когда некоторые суеверные люди стали кадить медному змию, то есть относиться к нему как к святыне, тогда благочестивый иудейский царь Езекия истребил медного змия наряду с языческими жертвенниками, идолами и рощами. Так царь Езекия искоренял идолопоклонство в своём народе. Следовательно, уже в самом Священном Писании говорится, что медный змий не являлся святыней.
Более глубокое понимание спасительного значения рассматриваемого чуда-знамения дают нам церковные песнопения, прославляющие Животворящий Крест Господень.
Прообразы спасительного Креста вспоминаются на праздник Воздвижения Креста Господня. В Богослужении этого праздника они называются «образом тайны» Животворящего Креста. Например, ирмос третьей песни канона праздника начинается словами: «Жезл во образ тайны приемлет­ся». То есть: «Жезл Ааронов берётся для изображения тайны». Следовательно, и процветший жезл Аарона — прообраз Животво­ря­щего Креста Господня.
Змий-искуситель принёс Адаму и Еве смерть. Но Господь Бог дал нашим прародителям обетование о Семени жены — Христе Спасителе, Который сокрушит главу змия: «И вра­ж­ду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между Семенем ее; Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту» (Быт. 3, 15).
На Кресте Иисус Христос пролил за людей Свою Пречистую Кровь и тем сокрушил главу прегордого врага рода человеческого: смертию смерть поправ, даровал людям жизнь вечную.
Но задолго до Голгофы животворящая сила Креста Господня и крестного знамения, совершаемого с верой во Христа распятого и воскресшего, была прообразована чудом при взирании на медного змия.
Если пасхальный агнец может быть назван самым полным ветхозаветным прообразом Христа Спасителя — Агнца Божия, то чудо-знамение при взирании на медного змия — это самый таинственный ветхозаветный прообраз — прообраз спасительной силы Креста Господня и крестного знамения.
Апостол Павел учит, что слово о Кресте для одних людей кажется безу­мием, а для других — уверовавших во Хрис­та — это сила Божия. И в на­стоящее время, как во времена апостола Павла, одни люди с благоговением и любовью осеняют себя крестным знамением, а для других это кажется странным. Возможно ли без веры, только одним умом, постигнуть чудо-знамение при медном змие? — Невозможно! Ведь те люди, которые послушались Моисея и с верой в своё спасение устремляли взор на привязанного к древу медного змия, получали избавление от неминуемой смерти.
Разве приятно было израильтянам смотреть на висящего медного змия, в то время как живые змеи в стане продолжали поражать своим ядом людей?! Однако покаяние и взгляд на медного змия для согрешивших людей становились врачевством. Врачевством горьким, но чудодейственным: смерть от ядовитого укуса препобеждалась всемогущей силой Божией.
Церковь Христова Православная, почитая Крест, всегда прославляет Христово Воскресение. И, славя Воскресение Христово, никогда не забывает о Кресте. «Кресту Твоему покла­няемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!»
Праведный Никодим, услышавший некогда о тайне Креста Христова, сподобился вместе с Иосифом Аримафейским снять с Креста Пречистое Тело Христа Спасителя и участвовать в погребении своего Божественного Учителя. Поэтому во вторую Неделю по Пасхе Церковь наряду со святыми женами-мироносицами почитает праведных Иосифа и Никодима.
Церковь Христова с апостольских времён хранит веру в то, что Крестом Христос сокрушил ад и отверз рай.
На молитве мы благоговейно смотрим на Крест Христов и ограждаем себя крестным знамением. Мы носим на себе крест и почитаем его как святыню. Все священнодействия и благословения запечатлеваются крестным знамением. В честь Креста Господня совершаются церковные службы. Вот почему так важно знать ветхозаветные прообразы Креста Господня.
Крест — это слава Христова! Из Евангелия мы знаем, что когда Иисус Христос говорил о Своей славе или Своём прославлении, то непременно при этом говорил и о Своих страданиях.
Жизнь христианина — это странствование к Небесному Отечеству. Путь в Царствие Небесное Господь наш Иисус Христос указал через крестоношение. Он сказал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24; Мк. 8, 34; Лк. 9, 23).
Этот блаженный призыв Христа Спасителя мы слышим каждый год в евангельском чтении в Воскресенье после праздника Воздвижения Креста Господня.
Будем с благоговением носить на себе крест и с благоговением осенять себя крестным знамением. Постараемся также выучить наизусть молитву Честному Кресту «Да воскреснет Бог».

Вопросы и задания:

  1. За что постигло израильтян страшное испытание ядовитыми змеями перед вступлением их в землю обетованную?
  2. О каком чуде-знамении сказал Иисус Христос в беседе с Никодимом?
  3. Какова была судьба медного змия?
  4. Что означает выражение «нести свой крест»?
  5. Чем является медный змий — прообразом или противообразом животворящей силы Креста Господня? Обоснуйте ответ.
  6. Какую молитву мы поём во время поклонения Кресту?
  7. Выучите наизусть молитву: «Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животво­рящаго Твоего Креста и сохрани мя от всякаго зла».

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок