Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок
Святой апостол Иоанн Богослов написал в Евангелии: «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1, 17).
Закон был дан Богом Моисею на горе Синай на пятидесятый день после исхода из Египта. Дарование Богом закона и заповедей стало основанием для ветхозаветного праздника Пятидесятницы. По своей духовной важности этот праздник в Ветхом Завете стал вторым после Пасхи.
Три дня люди готовились к принятию заповедей Божиих молитвой и постом. Вокруг горы Синай как места божественного откровения провели черту. Люди молились под горой, а Моисей взошёл на Синай.
«При наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою Синайскою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане» (Исх. 19, 16). А Моисея Господь Бог призвал на вершину горы и дал ему для всего народа Свои заповеди:
«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20, 2–17).
Эти Десять заповедей, как мы уже знаем, называются Десятословием, или по-гречески Декалогом.
Первая и вторая заповеди учат человека истинному богопочитанию и предостерегают от всякого рода идолопоклонства, суеверия и поклонения твари вместо Бога — Творца всяческих.
Третья заповедь учит нас благоговению и к самому имени Бога нашего. Она предостерегает нас от суетного и напрасного произнесения имени Божия. Молитва Иисусова — «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных» — учит нас постоянному и благоговейному употреблению имени Божия. Только в таком случае призывание Господа будет нам во спасение.
Через четвёртую заповедь Господь повелевает помнить и чтить день субботний, чтобы израильтяне не забывали Пасхи ветхозаветной. В Новом Завете Воскресный день напоминает о Пасхе Христовой.
Пятая заповедь повелевает детям всегда почтительно относиться к отцу и матери и за это обещает благо и долголетие. «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6, 1–3), — учит святой апостол Павел.
Шестая заповедь воспрещает страшный грех убийства.
Седьмая заповедь запрещает нецеломудренную жизнь, всякий разврат.
Восьмая заповедь воспрещает воровство и кражу, то есть всякое присвоение того, что принадлежит другим. Этому греху Господь противопоставляет дела милосердия. «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф. 19, 21).
Девятая заповедь воспрещает ложное свидетельство на кого-либо. Лжесвидетельства становятся причиной судебных ошибок, ссор, обид, войн и других страшных бед.
Последняя заповедь Десятословия воспрещает даже желать чего-либо чужого. Чтобы избежать греха против этой заповеди, необходимо хранить чистоту сердца своего.
Сорок дней Моисей был на горе Синай и, получив от Бога закон и заповеди, сошёл с горы к людям. В руках у него были «две скрижали откровения каменные» (Исх. 31, 18), то есть две каменные плиты, на которых с обеих сторон силой Божией были начертаны «письмена Божии» — заповеди (Исх. 31, 15–16).
А народ под горой, совсем недавно обещавший послушание Богу, за время пребывания Моисея на Синае успел устроить поклонение золотому тельцу, то есть впал в идолопоклонство. От воспламенившегося гнева Моисей разбил святые скрижали, истребил золотого тельца и строго наказал идолопоклонников. Но при этом Моисей так беззаветно любил народ свой, что на другой день стал так умолять Бога: «Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32, 30–32).
Господь по ходатайству Своего пророка простил спасённый из Египта народ и повелел Моисею вести его дальше в землю обетованную.
Однако путь туда предстоял долголетний. Только потомкам этих людей Господь благоволил войти в землю обетованную. Они привыкли к жизни в Египте, а терпения, благодарности и послушания Богу и Моисею не имели.
По повелению Божию Моисей приказал устроить ковчег завета и скинию — походный храм. Брата Моисея Аарона Господь благословил быть первосвященником. Закон и заповеди были необходимы для того, чтобы народ всегда помнил об исходе из Египта, о спасении от смерти во время перехода через Чермное море и готовился к вступлению в землю обетованную.
Ветхий Завет был принят народом во время молитвы и жертвоприношения. Сначала Моисей записал все слова Господни в книгу завета, затем поставил под горою жертвенник и принёс жертву Господу. «И взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны. И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих» (Исх. 24, 7–8).
Каково же значение ветхого закона пред лицом Нового Завета? — Святой ясный ответ: конец закона, цель закона — Христос.
«Закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал. 3, 24), — учит апостол Павел. Слово «детоводитель» по-церковнославянски — «пестун». Выпестовать — значит воспитать. Следовательно, ветхий закон был воспитателем людей к Новому Завету и ко Христу.
О том, что содержащиеся в Десятословии заповеди Божии необходимы и нам, христианам, людям Нового Завета, говорит ответ Христа Спасителя юноше: «Знаешь заповеди» (Мк. 10, 19; Лк. 18, 20).
Через Моисея Господь Бог даровал спасённым израильтянам Свои закон и заповеди. Закон, утверждённый на Синае, имел прообразовательное значение: в день сошествия Святого Духа на апостолов исполнилось то, к чему готовил и вёл людей этот закон. А Десять заповедей Божиих, данных на Синае, остались на скрижалях Церкви Христовой Православной.
В Нагорной проповеди Господь наш Иисус Христос дал нам новые спасительные заповеди, которые мы обычно называем Заповедями Блаженств. В них Христос Спаситель призывает нас к Себе, в Своё Небесное Царство, называя блаженными тех, кто будет соблюдать эти заповеди.
Совершилось то, о чём пророчествовали Моисей и все пророки в священных книгах Ветхого Завета о страданиях и крестной смерти Христа Спасителя. Исполнивший закон и восполнивший его Своей благодатью Христос воскрес из мертвых, и в одной из молитв на Литургии Он именуется «исполнением закона и пророков».
Вопросы:
- Когда и где были даны заповеди Моисею?
- Как называются Десять заповедей по-гречески?
- Какая заповедь дана с обещанием?
- От чего предостерегает нас третья заповедь?
- На чём были начертаны заповеди Божии, полученные пророком Моисеем?
- Почему апостол Павел называет ветхий закон «детоводителем»?
- Почему на Божественной Литургии Иисус Христос именуется «исполнением закона и пророков»?
Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок