Десять заповедей


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


Пророк Моисей получает заповеди на горе Синай. Миниатюра из Псалтири. XI в.

Пророк Моисей получает заповеди на горе Синай. Миниатюра из Псалтири. XI в.

Святой апостол Иоанн Богослов написал в Евангелии: «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1, 17).
Закон был дан Богом Моисею на горе Синай на пятидесятый день после исхода из Египта. Дарование Богом закона и заповедей стало основанием для ветхозаветного праздника Пятидесятницы. По своей духовной важности этот праздник в Ветхом Завете стал вторым после Пасхи.
Три дня люди готовились к принятию заповедей Божиих молитвой и постом. Вокруг горы Синай как места божественного откровения провели черту. Люди молились под горой, а Моисей взошёл на Синай.
«При наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою Синайскою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане» (Исх. 19, 16). А Моисея Господь Бог призвал на вершину горы и дал ему для всего народа Свои заповеди:
«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жили­щах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего»
(Исх. 20, 2–17).
10-commandments-cslЭти Десять заповедей, как мы уже знаем, называются Десятословием, или по-гречески ­Декалогом.
Первая и вторая заповеди учат человека истинному богопочитанию и предостерегают от всякого рода идолопоклонства, суеверия и  поклонения твари вместо Бога — Творца вся­ческих.
Третья заповедь учит нас благоговению и к самому имени Бога нашего. Она предостерегает нас от суетного и напрасного произнесения имени Божия. Молитва Иисусова — «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй нас грешных» — учит нас постоянному и благоговейному употреблению имени Бо­жия. Только в таком случае призывание Господа будет нам во спасение.
Через четвёртую заповедь Господь повелевает помнить и чтить день субботний, чтобы израильтяне не забывали Пасхи ветхозаветной. В Новом ­Завете Воскресный день напоминает о Пасхе Христовой.
Пятая заповедь повелевает детям всегда почтительно относиться к отцу и матери и за это обещает благо и долголетие. «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6, 1–3), — учит святой апостол Павел.
Шестая заповедь воспрещает страшный грех убийства.
Седьмая заповедь запрещает нецеломудренную жизнь, всякий разврат.
Восьмая заповедь воспрещает воровство и кражу, то есть всякое присвоение того, что принадлежит другим. Этому греху Господь противопоставляет дела милосердия. «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф. 19, 21).
Девятая заповедь воспрещает ложное свидетельство на кого-либо. Лжесвидетельства становятся причиной судебных ошибок, ссор, обид, войн и других страшных бед.
Последняя заповедь Десятословия воспрещает даже желать чего-либо чужого. Чтобы избежать греха против этой заповеди, необходимо хранить чистоту сердца своего.
Гора Синай и православный монастырь святой великомученицы Екатерины у её подножия

Гора Синай и православный монастырь святой великомученицы Екатерины у её подножия

Сорок дней Моисей был на горе Синай и, получив от Бога закон и заповеди, сошёл с горы к людям. В руках у него были «две скрижали откровения каменные» (Исх. 31, 18), то есть две каменные плиты, на которых с обеих сторон силой ­Божией были начертаны «письмена Божии» — заповеди (Исх. 31, 15–16).
А народ под горой, совсем недавно обещавший послушание Богу, за время пребывания Моисея на Синае успел устроить поклонение золотому тельцу, то есть впал в идолопоклонство. От воспламенившегося гнева Моисей разбил святые скрижали, истребил золотого тельца и строго наказал идолопоклонников. Но при этом Моисей так беззаветно любил народ свой, что на другой день стал так умолять Бога: «Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32, 30–32).
Господь по ходатайству Своего пророка простил спасённый из Египта народ и повелел Моисею вести его дальше в землю обетованную.
Однако путь туда предстоял долголетний. Только потомкам этих людей Господь благоволил войти в землю обетованную. Они привыкли к жизни в Египте, а терпения, благодарности и послушания Богу и Моисею не имели.
По повелению Божию Моисей приказал устроить ковчег завета и скинию — походный храм. Брата Моисея Аарона Господь благословил быть первосвященником. Закон и заповеди были необходимы для того, чтобы народ всегда помнил об исходе из Египта, о спасении от смерти во время перехода через Чермное море и готовился к вступлению в землю обетованную.
Ветхий Завет был принят народом во время молитвы и жертвоприношения. Сначала Моисей записал все слова Господни в книгу завета, затем поставил под горою жертвенник и принёс жертву Господу. «И взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны. И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих» (Исх. 24, 7–8).
Каково же значение ветхого закона пред лицом Нового Завета? — Святой ясный ответ: конец закона, цель закона — Христос.
«Закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал. 3, 24), — учит апостол Павел. Слово «детоводитель» по-церковнославянски — «пестун». Выпестовать — значит воспитать. Следовательно, ветхий закон был воспитателем людей к Новому Завету и ко Христу.
О том, что содержащиеся в Десятословии заповеди Божии необходимы и нам, христианам, людям Нового Завета, говорит ответ Христа Спасителя юноше: «Знаешь заповеди» (Мк. 10, 19; Лк. 18, 20).
Через Моисея Господь Бог даровал спасённым израильтянам Свои закон и заповеди. Закон, утверждённый на Синае, имел прообразовательное значение: в день сошествия Святого Духа на апостолов исполнилось то, к чему готовил и вёл людей этот закон. А Десять заповедей Божиих, данных на Синае, остались на скрижалях Церкви Христовой Православной.
В Нагорной проповеди Господь наш Иисус Христос дал нам новые спасительные заповеди, которые мы обычно называем Заповедями Блаженств. В них Христос Спаситель призывает нас к Себе, в Своё Небесное Царство, называя блаженными тех, кто будет соблюдать эти заповеди.
Совершилось то, о чём пророчествовали Моисей и все пророки в священных книгах Ветхого Завета о страданиях и крестной смерти Христа Спасителя. Исполнивший закон и восполнивший его Своей благодатью Христос воскрес из мертвых, и в одной из молитв на Литургии Он именуется «исполнением закона и пророков».

Вопросы:

  1. Когда и где были даны заповеди Моисею?
  2. Как называются Десять заповедей по-гречески?
  3. Какая заповедь дана с обещанием?
  4. От чего предостерегает нас третья заповедь?
  5. На чём были начертаны заповеди Божии, полученные пророком Моисеем?
  6. Почему апостол Павел называет ветхий закон «детоводителем»?
  7. Почему на Божественной Литургии Иисус Христос именуется «исполнением закона и пророков»?

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок