Суббота


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


Пророк Моисей, получающий скрижали. Икона. Синай

Пророк Моисей, получающий скрижали. Икона. Египет. Синайский монастырь святой Екатерины

В Ветхом Завете, как известно, священным днём была суббота. В Новом Завете празднуется тот святой день, в который Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых. Этот первый после субботы день у нас на Руси называется по-пасхальному — Воскресенье.
Для чего Господь Бог установил в Ветхом Завете субботний покой? — Чтобы избавленные из рабства египетского люди твёрдо помнили этот исход, не забывали благодарить Бога и, отложив в этот день житейские дела и попечения, служили Богу, своему Помощнику и Покровителю.
Когда пророк Божий Моисей говорил народу, как можно собирать манну, тогда же он дал указание и о субботе.
«Вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра» (Исх. 16, 23).
Когда же Моисей принёс с Синайской горы Десять заповедей Божиих, то народ увидел, что четвёртая заповедь закона Божия — это заповедь о субботнем покое.
«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20, 8–10).
Заповедь эта напоминала о том, что Бог Творец в седьмой день творения мира почил от всех дел Своих. А главное — она должна была быть постоянным напоминанием о Пасхе ветхозаветной, о чудесном освобождении из египетского рабства. «Помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний и свято хранить его» (Втор. 5, 15).
Пасха в память об исходе из Египта праздновалась раз в году. А суббота еженедельно напоминала спасённому народу израильскому об исходе и о всех чудесах и милостях Господних.
После исхода из Египта суббота стала днём служения Богу, днём молитвы. Пренебрежение субботним покоем в ветхозаветные времена строго наказывалось.
Но поскольку Пасха Ветхого Завета яв­лялась прообразом Пасхи Христовой, то в Новом Завете эта заповедь относится к Воскресному дню. Воскресенье — День Господень (Пс. 117, 24; Деян. 2, 20; 1 Фес. 5, 2; 2 Пет. 3, 10) — всегда знаменуется служением Божественной Литургии, совершаемой ради воспоминания спасительного Воскресения Христова.
Восьмая песнь пасхального канона подтверждает, что Пасха Христо­ва — это величайший наш церковный Праздник: «Сей нареченный и святый день, един суббот царь и господь, праздников Праздник и Торжество есть торжеств, воньже благословим Христа во веки».
О чём говорит нам это песнопение? — О том, что наступивший день — это именитый и святой день. День Воскресения Христова — это царь и господин над всеми субботними днями! День Воскресения Христова — это Праздник из праздников и Торжество из торжеств! К этому же дню Церковь Христова Православная относит пророческие слова из псалма: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» (Пс. 117, 24).
Когда Господь Иисус Христос проповедовал Евангелие Царствия Божия, то, исцеляя больных, творил много чудес. Если это исцеление было в субботу, то книжники и фарисеи начинали обвинять Его в том, что Он нарушает заповедь о покое субботнего дня. Господь же говорил, что суббота учреждена для человека, а не человек для субботы. Называя Себя Сыном Человеческим, Иисус Христос говорил: Сын Человеческий есть господин и субботы (Мф. 12, 8; Мк. 2, 28; Лк. 6, 5).
Когда враги Христовы искали причину, чтобы Его убить, они также обвиняли Его в нарушении субботнего покоя. Книжники и фарисеи совсем забыли, для чего после исхода из Египта Богом была дана заповедь помнить день субботний и как употреблять его на служение Богу.
Святитель Иоанн Златоуст поясняет, что Господь не поровну разделил дни седмицы. Себе оставив один день, нам Господь даровал шесть дней, в которые мы должны делать дела свои. Поэтому, если мы желаем быть благодарными Богу, надо соблюдать святость Воскресного дня.
Святитель Николай Сербский (†1956) даёт каждому из нас прекрасный совет: «В седьмой день думай о Боге, говори о Боге, слушай о Боге и молись Богу».
Перед Светоносным Днём Воскресения Христова мы переживаем Великую Преблагословенную Субботу. Распятый в Великую Пятницу и воскресший рано утром в первый день по Субботе, Христос в Субботу сошёл во ад, чтобы освободить оттуда пленников. Ведь Иисус Христос не ради Себя пострадал на Кресте и принял тридневное погребение. И не ради Себя сошёл во ад с Душою Своею как Бог. «Егда снисшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества», — так поём мы в Великую Преблагословенную Субботу, трепетно ожидая того священного момента, когда услышим и запоём: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»
Христианское почитание Воскресного дня началось с апостольских времён. В книге Деяний святых апостолов говорится: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь ­отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи» (Деян. 20, 7). Значит, в Воскресный день ученики собирались вместе для совершения Евхаристии.
Пещера Апокалипсиса. Патмос

Пещера Апокалипсиса. Остров Патмос. Греция

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов получил от Бога откровение на острове Патмос также в День Господень, то есть в Воскресенье.
С древних христианских времён утвердился обычай в ночь с субботы на Воскресенье славить воскресшего Христа. В полной мере этот обычай мы можем видеть во всех храмах в пасхальную ночь. Обычно мы в течение всего года приходим в храм Божий в субботу вечером и в Воскресенье утром, чтобы прославить воскресшего Господа нашего Иисуса Христа. Вечером в субботу начинается воскресная церковная служба, а в Воскре­сенье утром на Литургии она завершается.
Следовательно, если мы желаем прийти к началу Воскресного торжества, а не к его середине или концу, то надо обязательно приходить в храм на праздничную службу в субботу вечером. Тогда суббота откроет нам двери радости Воскресения Христова!

Вопросы:

  1. Что в переводе на русский язык означает слово «суббота»?
  2. Для чего в Ветхом Завете Господь дал заповедь о субботе?
  3. Почему в Новом Завете главным праздничным днём стал день Воскресный?
  4. Какое славное событие Церковь Христова воспоминает в Великую Преблаго­сло­венную Субботу?
  5. Что сказал о почитании праздничного дня святитель Иоанн Златоуст?
  6. Какой совет относительно проведения Воскресного дня даёт святитель Нико­лай Сербский?
  7. Как надлежит готовиться к Воскресной церковной службе?

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок