Манна в пустыне


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


Исход. Византийская мозаика. XIII в.

Чудеса во время исхода. Византийская мозаика. XIII в.

Когда пророк Божий Моисей повёл народ из Египта через пустыню, у странников вскоре закончилась еда. В пятнадцатый день второго месяца по выходе из Египта израильтяне подняли ропот на Моисея и Аарона: «О, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом» (Исх. 16, 3).
Тогда Моисей возвестил людям, что Господь Бог, выведший их из земли Египетской, пошлёт им и хлеб, и мясо. Но при этом он сказал, что их ро­пот — ропот не на Моисея и Аарона, а на Господа.
Пророк Моисей и первосвященник Аарон. Царские врата. Византия. XIII в.

Пророк Моисей и первосвященник Аарон. Царские врата. Византия. XIII в.

«Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана; роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу» (Исх. 16, 13–15).
Название «манна» этот хлеб получил потому, что люди, когда увидели его впервые, спрашивали друг друга: «манн-гу?» — «что это?» Пророк Моисей так охарактеризовал манну: «Она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом» (Исх. 16, 31). Манна покрывала утром землю вокруг стана каждый день, кроме субботы.
Моисей сказал народу, как надлежит собирать этот хлеб, который Господь дал им в пи­щу. Вот что повелел Господь: «Собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть; по го­моˆру на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте. И сделали так сыны Израилевы и собрали, кто много, кто мало; и меряли гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка; каждый собрал, сколько ему съесть» (Исх. 16, 16–18).
До утра манну Моисей оставлять не велел. Некоторые не послушались его и тайно оставили запас на утро. Утром же увидели, что в оставшейся пище завелись черви и она испортилась.
В шестой же день, то есть в пятницу, собирали хлеба вдвое больше, по два гомора на каждого. В субботу, в день священного покоя, манну собирать запрещалось, да она и не выпадала в этот день.
В течение всего сорокалетнего странствования израильтян по пустыне манна для них являлась основной пищей.
О том, как Господь Бог чудесно питал людей в пустыне, говорится в псалме 77-м: «Он повелел облакам свыше и отверз двери неба, и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им. Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости» (Пс. 77, 23–25).
Скиния. Миниатюра из древней рукописи

Скиния. Миниатюра из древней рукописи

До самого вступления в землю обетованную манна для израильтян служила хлебом насущным. Один гомор манны брат Моисея первосвященник Аарон поместил в золотой сосуд и как святыню поставил в походном храме — скинии.
Манна являлась прообразом хлеба Евхаристии. Об этом сказал после чудесного насыщения пятью хлебами пяти тысяч людей Сам Господь Иисус Христос. Насытившиеся пятью хлебами люди говорили: «Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. Иисус же сказал им: истинно, ­истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру» (Ин. 6, 31–33).
После этого Иисус Христос предсказал о таинстве Святого Причаще­ния: «Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 48–51).
Следовательно, манна являлась прообразом Христа, Сына Божия, Кото­рый пришёл с неба как хлеб жизни, чтобы дать жизнь вечную всем верующим во имя Его.
Сорок лет странствуя по пустыне, израильтяне привыкли к тому, что Господь Бог регулярно посылал им манну. Некоторые даже роптали, что пища в пустыне однообразна. Когда же израильтяне перешли через Иордан, вошли в землю обетованную и отпраздновали праздник Пасхи, на следующий день «манна перестала падать» (Нав. 5, 10–12). Теперь им своим трудом надо было возделывать землю, данную по обетованию, чтобы получать от неё плоды.
Знакомясь со священными событиями Ветхого Завета, мы, православные христиане, должны извлекать из них для себя поучения. У нас есть превеликий дар — Святое Прича­щение. Но мы не должны привыкать к этому святому таинству, чтобы не оказаться неблагодарными Богу.
Святой апостол Павел учит, что ответственность христиан перед Богом настолько же выше ответственности людей, живших во времена Моисея, насколько Жертва Христова на Кресте превыше всех жертв Ветхого Завета.
Я есмь хлеб жизни, — сказал о Себе Господь Иисус Христос. И даровал нам Божественную Евхаристию. К ней нас и призывает Святая Церковь Христова: «Хлеб небесный и Чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь».
Поэтому, испрашивая в молитве «Отче наш» хлеб насущный, как учат святые отцы, надо молитвенно вспоминать и о Святом Причащении.

Вопросы:

  1. Что означает слово «манна»?
  2. Как манна называется в 77-м псалме?
  3. Когда Господь Бог послал израильтянам с неба манну?
  4. Как надлежало собирать манну?
  5. Что прообразовало чудесное насыщение манной на пути в землю обетованную?
  6. Что Иисус Христос сказал о манне после чудесного насыщения людей пятью хлебами?
  7. О чём учат помнить святые отцы, когда мы молимся о даровании нам хлеба насущного?

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок