Спасение трёх юношей в Вавилоне


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


Среди прообразовательных знамений-чудес Ветхого Завета в Церкви Христовой Православной особо почитается спасение трёх благочестивых юношей, о которых написал в своей книге пророк Божий Даниил. В церковнославянских текстах юно­ши также называются отроками.

Пророк Даниил. Икона. XIV в.

Пророк Даниил. Икона. XIV в.

Эти израильские юноши, как и сам пророк Даниил, стали пленниками вавилонского царя Навуходоносора. Звали их Анания, Аза­рия и Мисаил. В Вавилоне им дали новые имена — Седрах, Мисах и Авденаго.
Они лучше других придворных юношей постигли вавилонские науки, но при этом не отреклись от веры и традиций своих отцов. Обращаясь в сторону Иерусалима, они ежедневно молились единому истинному Богу, Творцу неба и земли и всех тварей.
Первым испытанием веры Анании, Азарии и Мисаила стал пост. Они не стали есть пищи с царского стола, чтобы не съесть чего-нибудь, запрещённого законом Моисея. Юноши тайно просили своего непосредственного начальника давать им хлеб и овощи. Начальник поначалу боялся, что от такой еды они исхудают и царь, повелевший давать им пищу со своего стола, накажет его. Но юный пророк Даниил упросил его испытать их в течение десяти дней. А когда прошло десять дней, то оказалось, что Анания, Азария и Мисаил не только не исхудали, но и выглядели здоровее своих соучеников.
После этого благочестивых юношей уже не заставляли есть пищу с царского стола. А за то, что они не нарушили законы отеческие, «даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны» (Дан. 1, 17).
Прошло время, юноши возмужали, и тогда их постигло ещё большее испытание в вере и благочестии.
Однажды царь Навуходоносор поставил близ города Вавилона «тело златое» — большого золотого истукана. На открытие этого идола Навуходоносор повелел собрать всех знатных людей своего царства. И было во всеуслышание объявлено, что как только зазвучат трубы и другие музыкальные инструменты, то все должны, пав на землю, поклониться этому идолу. Тем же, кто не исполнит этого повеления, грозила казнь через сожжение.
Приказ царя доставил радость завистникам Анании, Азарии и Миса­ила. Зная, что эти израильские юноши строго хранят веру отцов своих и никогда не станут кланяться идолам, они ­донесли на них самому царю. «Тогда Навуходоносор во гневе и ярости повелел привести Седраха, Мисаха и Авденаго.
Навуходоносор сказал им: с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите, и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь?»
(Дан. 3, 13–14).
Затем грозный и нечестивый царь спросил трёх отроков, готовы ли они теперь, как только услышат звуки музыкальных инструментов, поклониться «телу златому». Иначе, сказал царь, их бросят в огненную печь. «И тогда ка­кой Бог избавит вас от руки мо­ей?» (Дан. 3, 15) — горделиво завершил свою угрозу Навуходоносор.
На страшные угрозы Навуходоносора благочестивые юноши твёрдо отвечали: «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» (Дан. 3, 16–18).
Тогда Навуходоносор исполнился ярости, велел разжечь посильнее печь и бросить туда трёх отроков. Печь была раскалена до такой степени, что пострадали даже те, кто бросал в огонь связанных Ананию, Азарию и Мисаила. А юно­ши силою Божией остались невредимы (Дан. 3, 19–24).
Три отрока в пещи. Икона. XV в.

Три отрока в пещи. Икона. Новгород. XV в.

В то время, когда слуги царские старались ещё больше усилить пламя, «Ангел Господень сошел в печь вместе с Азариею и бывшими с ним и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их» (Дан. 3, 49–50).
Спасённые силой Божией благочестивые юноши «ходили посреди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа» (Дан. 3, 24). Первым стал молиться Азария, стоя в печи как в храме Господнем. Сначала он вознёс Богу великую покаянную молитву, вспоминая грехи и беззакония израильтян, за которые они стали пленниками в Вавилоне. Затем к молитве Азарии присоединились его друзья. И их общая молитва вылилась в чудную благодарственную песнь Богу за спасение от страшного огня.
«Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, и хвальный и превозносимый вовеки!» Эта чудная молитва трёх отроков в пещи вавилонской простиралась на всю вселенную, которую они вместе с собой призывали славить Бога! Они призывали восхвалять Бога-Творца небесные светила, дни и ночи, реки и горы, зверей, птиц и всех морских обитателей! (Дан. 3, 51–90)
Наконец, они призвали всех служителей Божиих и всех людей к славословию Творца-Вседержителя: «Пойте и превозносите Его во веки; ибо Он извлек нас из ада и спас нас от руки смерти, и избавил нас из среды печи горящего пламени, и из среды огня избавил нас. Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» (Дан. 3, 88–90).
Это дивное чудо, по словам епископа Виссариона (Нечаева), «веками готовило верующих к принятию другого чуда всемогущества ­Бо­жия — Воскресения Христова, победы над смертью Христа, сошедшего в ад и явившего в Себе вечное избавление».
Описание этого чудесного спасения благочестивых отроков и их благодарственно-хвалебная молитва в печи огненной содержатся в последней ­паремии Великой Преблагословенной Субботы на Вечерне. Это чтение сопровождается торжественным пением стиха: «Господа пойте и превозносите Его во веки!»
Торжественное чтение этой паремии является переходом к чтению Священного Писания Нового Завета о Воскресении Христовом: вскоре читается вся 28-я глава Евангелия от Матфея, в которой содержится свидетельство о славном Воскресении Христовом.
Прообразовательное значение спасения трёх отроков Церковь Христова Православная ежедневно выражает в ирмосах и тропарях седьмой и восьмой песней канона на Утрени.
Пасхальное изъяснение этого прообраза содержится в седьмой песни ­канонов Великой Субботы и Пасхи.
hermos7chant-canonНеизреченное чудо! Избавивший в печи от пламени благочестивых отроков во гроб полагается мертвецом бездыханным, ко спасению нас, поющих: благословен Ты, Бог-Искупитель.
Избавивший отроков от печи, сделавшись Человеком, страдает как смертный и страданием Своим облекает смертное в красоту бессмертия, Единый Бог отцев, благословенный и препрославленный.

Церковь Христова Православная называет святых трёх отроков «Троицы равночисленными», а их веру — «верою троическою», то есть верою во Святую Троицу.
В чудесном знамении в пещи вавилонской сплетается целый ряд ветхозаветных прообразов. Древние христиане, жившие пасхальной радостью, в этом прообразе прежде всего видели Пасху Христову — Светлое Христово Воскресение. Поэтому в Великую Субботу в конце пасхальных паремий и читается самая длинная и самая торжественная паремия, повествующая о спасении трёх отроков в пещи вавилонской.

Вопросы и задания:

  1. Назовите имена трёх отроков, о которых писал пророк Даниил.
  2. Как звали царя, у которого служили эти трое юношей? Как называлось его царство?
  3. Каково было первое испытание веры и благочестия, которое выдержали три отрока в Вавилоне?
  4. Почему царь вавилонский велел бросить трёх юношей в огненную печь?
  5. Прообразом какого новозаветного события явилось чудо-знамение в пещи вавилонской?
  6. На какой службе читается паремия о чудесном спасении трёх благочестивых юношей?
  7. Прочтите песнь трёх отроков по церковно-славянскому тексту Библии.

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок