Ветхозаветный пасхальный агнец


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


Распятие. Дионисий

Распятие. Дионисий. Конец XV – начало XVI в.

О вере и подвиге праведного Авра­ама повествуется в первой книге Библии, которая называется Бытие. Вторая библейская книга называется Исход. В этой книге содержится подробное описание Пасхи Ветхого Завета.
Само название книги указывает на главное событие ветхозаветной Священной истории — Пасху Господню: исход израильтян из Египта, чудесный переход через Чермное море и путь в землю, которую Бог обещал дать Аврааму и его потомству.
Перед исходом из Египта Господь Бог через Моисея повелел израильтянам совершить новое и необычное жертвоприношение. В десятый день первого месяца в году надлежало выбрать чистого и непорочного агнца, то есть ягнёнка. В четырнадцатый день того же месяца агнца следовало принести в жертву.
Получив от Бога повеление, Моисей собрал старейшин и возвестил им волю Божию: «Выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху» (Исх. 12, 21).
«И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра и кости его не сокрушайте, но оставшееся от него до утра сожгите на огне.
Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня»
(Исх. 12, 7–11).
Для чего перед самым исходом из египетского рабства израильтянам было дано такое повеление? — Для того, чтобы они помнили, что не только египтяне, но и они много согрешали пред Богом своим и также заслужили наказание.
Господь Бог ожидал от них смиренного сознания своей вины и надежды на всемогущее покровительство Божие. Не сама по себе жертва избавляла их от погибели. Таинственное значение этого священнодействия заключалось в прообразе — Пречистой Крови Христа, Агнца Божия.
Кровь ветхозаветного пасхального агнца спасала первенцев израильских от смерти, в то время как наказание постигало египтян и они оплакивали первенцев своих. Пролитая на Кресте Пречистая Кровь Господа нашего Иисуса Христа спасает верующих во имя Его от греховного рабства и вечной погибели.
Как израильтяне должны были вкушать свою ветхозаветную пасхальную вечерю поспешно — «на ходу», точно путники с посохами в руках, так и христиане должны помнить, что на земле они странники и должны спешить к Небесному Христову Царству.
Перед исходом из Египта пророк Моисей передал народу повеление Божие ежегодно совершать такую же пасхальную вечерю: «Храните сие, как закон для себя и для сынов своих на веки. Когда войдете в землю, которую Господь Бог даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение» (Исх. 12, 24–25).
Ветхозаветный пасхальный агнец явился наиболее полным прообразом принёсшего Себя в жертву на Кресте Христа Спасителя. Святой евангелист Иоанн Богослов, повествуя о том, что воины не перебили голеней распятого Христа, прямо прилагает к этому написанное в книге Исход о пасхальном агнце: «Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (Ин. 19, 36).
Сам исход из египетского рабства в Библии назван Пасхой. Пасхой впоследствии стали называть и ежегодный праздник в воспоминание чудесного исхода из Египта. Пасхой также назывался и вкушаемый жертвенный агнец.
Агнцем прообразовательно называли ожидаемого Христа Спасителя святые пророки Божии Исаия и Иеремия.
Агнцем назвал грядущего на крещение Иисуса Христа пророк Иоанн Предтеча.
Непорочным и чистым Агнцем назвал Иисуса Христа святой апостол Пётр.
Агнцем Божиим именуется Спаситель мира и в заключительной книге Библии — Апокалипсисе.
А святой апостол Павел прямо сказал: «Пасха наша — Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 7).
Таким образом, через всю Библию проходит свидетельство о Господе нашем Иисусе Христе как Агнце Божием, взявшем на Себя грехи мира. Вот почему ветхозаветный пасхальный агнец называется самым полным прообразом предавшего Себя в жертву на Кресте Спасителя нашего.

Вопросы:

  1. Когда была установлена ветхозаветная пасхальная трапеза?
  2. В какой книге Библии содержится описание ветхозаветной Пасхи?
  3. Для чего израильтяне помазывали косяки и двери жертвенной кровью агнца?
  4. Почему пасхальную трапезу следовало вкушать с поспешностью?
  5. Кто из священных писателей называл Иисуса Христа Агнцем Божиим?
  6. Кто из апостолов написал в своём Послании: «Пасха наша — Христос, заклан за нас»?

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок