Иосиф и его братья в Египте


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


У праведного Авраама, как мы знаем, был возлюбленный сын Исаак, принесение в жертву которого прообразовало Голгофскую Жертву Единородного Сына Божия, Которого Отец Небесный дал на крестную смерть за спасение мира.
Когда Исаак вырос, на их земле настал голод. Исаак хотел было идти в другую страну, но «Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет, живи в земле, о которой Я скажу тебе, странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя» (Быт. 26, 1–3).

Лествица Иакова. Греческая фреска. XVI в.

Лествица Иакова. Греческая фреска. XVI в.

У праведного Исаака был сын Иаков. Он получил от Бога обетование при видении таинственной лествицы. Церковно-славянское слово «лест­ви­ца» означает «лестница». Однажды Иаков был в пу­ти и остановился ночевать прямо в поле. Он подложил себе под голову камень и уснул. И вот видит Иаков во сне лествицу, которая стоит на земле, а верх её достигает неба. ­«Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные» (Быт. 28, 10–14).
Это благословение явилось подтверждением первого обетования Адаму и Еве о Семени жены — Спасителе всех народов земли.
У праведного Иакова было двенадцать сыновей: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иосиф и Вениамин. От них и произошли двенадцать колен народа израильского.
Праведный Иаков любил и благословлял всех сыновей своих, но больше всех отличал Иосифа. Иаков любил Иосифа за его кротость и послушание. Братья же завидовали Иосифу: у него даже одежда была разноцветная, в отличие от простой одежды его братьев.
Однажды Иосиф увидел во сне, что он с братьями находится в поле и вяжет снопы. Вдруг его сноп встал прямо, а снопы братьев окружили его и поклонились ему.
В другой раз Иосиф увидел ещё более удивительный сон: солнце, луна и одиннадцать звёзд поклонились ему. Сны эти огорчили даже самого ­Иакова: «Неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?» (Быт. 37, 10) — сказал он Иосифу.
Вскоре же случилось так, что братья пасли стада далеко в поле, а праведный Иаков послал Иосифа навестить их и узнать, здоровы ли братья и как у них идут дела. Увидев приближающегося Иосифа, братья стали ­говорить: «Вот, идет сновидец!» (Быт. 37, 19). Кто-то из братьев предложил убить Иосифа. Но Рувим, самый старший из них, сказал, что нельзя проливать кровь брата. Он предложил бросить его в ров, намереваясь потом спасти его.
Братья послушались Рувима и бросили Иосифа в пересохший ров. В это время мимо проезжали купцы, везущие товары в Египет. Один из братьев предложил продать Иосифа в рабство. И они продали его за двадцать сребренников.
Иаков узнаёт одежду сына своего Иосифа

Иаков узнаёт одежду сына своего Иосифа.
Художник С. Бакалович

Чтобы оправдаться перед отцом, братья взяли одежду Иосифа, измазали её кровью козлёнка и сказали отцу: мы нашли эту одежду, не Иосифа ли она? Праведный Иаков узнал разноцветную одежду своего любимого сына и сказал: верно, дикий зверь растерзал Иосифа. Долго оплакивал Иаков Иосифа и не мог утешиться.
Достигнув Египта, купцы продали Иосифа Потифару, царедворцу фараона. В доме Потифара целомудренного Иосифа ожидало великое искушение, но он устоял. Однако коварной жене царедворца удалось оклеветать Иосифа, и он оказался в темнице.
В заключении Иосиф сохранил свою веру в единого истинного Бога, спасающего тех, кто исполняет Его святые заповеди. Вместе с Иосифом в темнице находились виночерпий и хлебодар фараона. И тот и другой видели необычные сны, которые Иосиф по ­откровению Божию изъяснил им. Предсказания Иосифа сбылись, и виночерпия освободили из темницы, однако он забыл об Иосифе. А через два года необычные сны увидел фараон, и тогда виночерпий вспомнил о нём.
В первый раз фараон увидел во сне, что стоит он на берегу реки. И вот вышли из реки снача­ла семь коров тучных. А вслед за ними из реки вышли семь тощих коров, которые поглотили тучных коров, но не сделались полнее.
Во второй раз фараон увидел во сне, что на одном стебле выросло семь колосьев полных. А потом появились семь колосьев тощих, и тощие колосья поглотили семь полных.
Иосиф открывается братьям

Иосиф открывается братьям

Когда Иосифа привели к фараону, то он разъяснил царю египетскому, что его сны означают одно и то же. Египту предстоят семь урожайных лет, за которыми последуют семь голодных лет. При этом Иосиф дал совет фараону за годы изобилия заготовить хлеб на грядущие голодные годы. Тогда фараон поставил праведного Иосифа главным начальником в Егип­те — первым после себя.
Замечательное изложение истории Иосифа и его братьев в Египте и того, что последовало далее, содержится в книге Деяний святых апостолов. Проповедуя о Христе распятом и воскресшем из мертвых, святой первомученик архидиакон Стефан перед побиением его камнями сказал, что братья, «по зависти, продали Иосифа в Египет; но Бог был с ним, и избавил его от всех скорбей его, и даровал мудрость ему и благоволение царя Египетского фараона, который и поставил его начальником над Египтом и над всем домом своим. И пришел голод и великая скорбь на всю землю Египетскую и Ханаан­скую, и отцы наши не находили пропитания. Иаков же, услышав, что есть хлеб в Египте, послал туда отцов наших в первый раз. А когда они пришли во второй раз, Иосиф открылся братьям своим, и известен стал фараону род Иосифов. Иосиф, послав, призвал отца своего Иакова и все родство свое, душ семьдесят пять.
А по мере, как приближалось время исполниться обетованию, о котором клялся Бог Аврааму, народ возрастал и умножался в Египте, до тех пор, как восстал иной царь, который не знал Иосифа. Сей, ухищряясь против рода нашего, притеснял отцов наших, принуждая их бросать детей своих, чтобы не оставались в живых. В это время родился Моисей, и был прекрасен пред Богом. Три месяца он был питаем в доме отца своего. А когда был брошен, взяла его дочь фараонова и воспитала его у себя как сына. И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах.
По исполнении сорока лет явился ему в пустыне горы Синая Ангел Господень в пламени горящего тернового куста. Моисей, увидев, дивился видению; а когда подходил рассмотреть, был к нему глас Господень: Я Бог отцов твоих, Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей, объятый трепетом, не смел смотреть. И сказал ему Господь: сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. Я вижу притеснение народа Моего в Египте, и слышу стенание его, и нисшел избавить его: итак пойди, Я пошлю тебя в Египет. Сего Моисея, которого они отвергли, сказав: кто тебя поставил начальником и судьею? сего Бог чрез Ангела, явившегося ему в терновом кусте, послал начальником и избавителем. Сей вывел их, сотворив чудеса и знамения в земле Египетской, и в Чермном море, и в пустыне в продолжение сорока лет.
Это тот Моисей, который сказал сынам Израилевым: Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте»
(Деян. 7, 9–37).
В этих словах содержится пророчество о Христе Спасителе, Которого ­заповедовал слушаться народу израильскому его путеводитель из Египта великий пророк Божий Моисей.
Побиение камнями первомученика архидиакона Стефана. Миниатюра

Побиение камнями первомученика архидиакона Стефана. Византийская книжная миниатюра. X в.

Когда же архидиакон Стефан стал обличать распинателей Иисуса Христа, они пришли в ярость и решили убить его.
«Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» (Деян. 7, 55–60).
Эта проповедь святого апостола и первомученика Стефана является наиболее полным новозаветным изъяснением ветхозаветных обетований Божиих Аврааму, Исааку, Иакову и его наследникам, спасшимся при исходе из Египта.
Невинно претерпевший многие бедствия в Египте, а потом спасший братьев своих и весь род свой, Иосиф стал прообразом добровольно пострадавшего за весь род человеческий Господа нашего Иисуса Христа. Об этом говорится на Богослужении Великого Понедельника, когда вспоминается подвиг целомудренного Иосифа.
Святитель Тихон Задонский (†1783) учит: «Если и посылает Бог рабам Своим скорби, то не оставляет их в скорбях, но с ними в скорбях их, как и говорит: „С ним Я в скорби“ (Пс. 90, 15). Так читаем о святом Иосифе, сыне патриарха Иакова, что Бог был с ним.
Хотя и в рабы был продан Иосиф, „стеснили оковами ноги его, в железо вошла душа его“ (Пс. 104, 18), однако „Бог был с ним“ (Деян. 7, 9)».
Завершая это наставление, святитель Ти­хон Задонский учит, что Бог пребывает и «ны­не неотступно с рабами Своими, чтущими Его, и до скончания века будет: „Се, Я с вами во все дни до скончания века“» (Мф. 28, 20).

Вопросы и задания:

  1. Расскажите о видении праведным Иаковом таинственной лествицы.
  2. Почему праведный Иаков выделял своего сына Иосифа?
  3. Как поступили братья с Иосифом?
  4. Почему фараон возвысил Иосифа?
  5. Для чего святой первомученик Стефан изложил историю обетований Божиих Аврааму, Исааку, Иакову и их наследникам?
  6. Как молился первомученик архидиакон Стефан, когда его побивали камнями?
  7. Какое наставление даёт святитель Тихон Задонский, говоря об испытаниях праведного Иосифа?

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок