Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок
Отпадение потомков Адама от благодатной жизни с Богом вскоре привело людей в состояние нечестия и развращения. Когда люди стали открыто пренебрегать Богом, то Господь сказал: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими; потому что они плоть» (Быт. 6, 3).
Грех так помрачил образ Божий в человеке, что одушевлённый при творении божественным вдохновением человек стал совершенно бездуховным и жил только низменными инстинктами.
Вот библейское свидетельство о страшном состоянии допотопного человечества: «Земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Господь Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6, 11–12).
Однако развратились не все люди. «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт. 6, 9). Ранее мы видели, что «ходил Енох пред Богом» (Быт. 5, 22). Эти примеры показывают, что даже в самом худом окружении благочестивый человек может жить праведно.
Зло на земле продолжало расти, и Божий суд над человечеством становился неизбежен. Но Господь, определивший истребить водою грех, спас человечество через семейство Ноя. Праведного Ноя спасла его верность Богу. «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего» (Евр. 11, 7), — пишет святой апостол Павел.
Святая Библия так повествует о великом и страшном потопе при Ное:
«И сказал Господь Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер» (Быт. 6, 13–14).
Господь Бог сказал Ною — как сделать ковчег, кого взять в него, и заключил с Ноем Свой завет: «С тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых» (Быт. 6, 18–19). Повелел Господь Ною также сделать запас пищи для себя и для всех живых существ в ковчеге.
А что делали окружавшие Ноя люди, когда он строил ковчег? — Как говорит об этом Сам Христос Спаситель, «во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех» (Мф. 24, 38–39).
Святой апостол Пётр называет праведного Ноя «проповедником правды». Правда Ноя, по повелению Божию строившего ковчег, заключалась в призыве людей к покаянию.
Спасшись в ковчеге, Ной стал новым родоначальником человечества. Важно также знать прообразовательное значение Ноя и самого потопа.
«Христос есть истинный Ной», — учит святитель Кирилл Александрийский. Он создал Церковь Свою — нерукотворенный Ковчег, в котором спасаются верующие.
О прообразовательном значении этого потопа пишет святой апостол Пётр: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3, 18–21).
Здесь мы видим свидетельство о сошествии Христа во ад, чтобы и непокорные современники Ноя узрели спасение Божие. Об этом говорит святитель Афанасий Великий: «А что и не веровавшие некогда и противившиеся Богу были освобождены, это объяснил Пётр, сказав в Соборных посланиях: „О немже и сущим в темнице духовом сошед проповеда, противльшимся иногда“» (1 Пет. 3, 19–20).
Иисус Христос, чтобы привести нас к Небесному Богу Отцу, даровал нам Святое Крещение, которое спасает нас Воскресением Христовым. Вода всемирного потопа при Ное явилась прообразом воды Крещения, потопляющей грех.
В молитве на освящение воды в праздник Крещения Господня есть такое прошение: «Ты бо еси Бог наш, Иже водою и Духом обновивый обетшавшее грехом естество наше: Ты еси Бог наш, водою потопивый при Нои грех».
Кроме того, великий потоп как знак разрушения и возрождения мира удостоверяет и будущее всеобщее обновление мира Божия. Причём наступит кончина мира так же неожиданно, как потоп для современников Ноя. Говоря о дне Второго Своего пришествия на землю, Иисус Христос напоминал именно о потопе: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 36–39).
Поэтому Господь и призывает всех нас: «Будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Мф. 24, 44).
Спасшийся Ной принёс Богу благодарственную жертву, а Господь благословил его и установил завет с Ноем и потомством его, что «не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли» (Быт. 9, 11). Знаком этого завета и обещания стала радуга. Глядя на радугу, мы знаем, что не будет такого великого потопа, который был во времена Ноя.
У Ноя было три сына — Сим, Хам и Иафет. Хам однажды сильно оскорбил отца, и этот грех непочтительности к отцу сделал его имя нарицательным. Отсюда и произошло слово «хамство».
Иафета Господь благословил огромным потомством. А Сим получил особое благословение от Ноя: «Благословен Господь Бог Симов» (Быт. 9, 26). В этом благословении святые отцы Церкви усматривают указание на грядущих служителей Божиих из рода Сима — святых ветхозаветных пророков и патриархов, среди потомков которых будет Спаситель мира Иисус Христос.
Вопросы и задания:
- Почему Господь Бог навёл на землю потоп?
- К чему призывал людей праведный Ной?
- Что повелел Господь сделать праведному Ною?
- Что прообразовала вода великого потопа?
- Знамением чего является радуга?
- Назовите имена сыновей Ноя.
- Какое благословение получил сын Ноя Сим?
Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок