Жертва праведного Авраама


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


Мозаика собора св. Виталия. Равенна. VI в.

Гостеприимство Авраама и жертвоприношение Исаака. Мозаика собора св. Виталия. Равенна. VI в.

Если мы откроем Евангелие от Матфея, то в первой же главе увидим родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
Псалмопевец царь Давид жил за десять веков до Рождества Христова, а праведный Авраам — более чем за восемнадцать столетий. О пророчествах Давида царя о Христе мы будем говорить позже, а сейчас обратимся к тем страницам Священной истории Ветхого Завета, которые связаны с подвигом праведного Авраама.
В Библии праведный Авраам именуется «отцом верующих» (Рим. 4, 11). Он имел крепкую веру во единого истинного Бога, Который вёл его по жизни и даровал ему великие обетования. Испытав веру Авраама, Бог обещал ему, что он станет великим родоначальником. А главное — что из его рода воздвигнет Бог Христа, Спасителя мира, через Которого благословятся все народы земли.
У праведных супругов Авраама и Сарры очень долго не было детей. За гостеприимство Авраама Бог явился им в виде Трёх Путников-Ангелов и обещал, что у них родится сын. Трудно было Аврааму и Сарре поверить в это. Но прошло время, и Господь благословил их рождением наследника, которого они назвали Исааком.
Когда Исаак подрос, то Господь Бог дал Аврааму непостижимое повеление: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22, 2).
Какое страшное для родителя повеление! Но Авраам доверял Богу без условий и пошёл к горе Мориа, чтобы принести сына в жертву Тому, Кто дал ему этого сына.
Встав рано утром, Авраам оседлал осла, взял с собой двоих слуг своих и Исаака, сына своего. Затем наколол дров для принесения жертвы все­сожжения и пошёл на место, которое указал ему Бог. На третий день он увидел гору Мориа. На вопрос Исаака, где же агнец для всесожжения, Авраам отвечал: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения» (Быт. 22, 8).
Устроив вместе с Исааком жертвенник, Авраам связал сына своего, положил его на жертвенник поверх дров, взял нож и простёр руку свою для жертвоприношения…
Нам никогда не понять самоотверженности Авраама, если мы не утвердимся в мысли, что праведный Авраам всё делал согласно воле Божией. А воля Божия, как учит святой апостол Павел, всегда благая и совершенная. Как только Авраам простёр руку для принесения в жертву возлюбленного сына своего, голос с неба остановил Авраама и повелел ему вместо Исаака принести в жертву ягнёнка. Увидев запутавшегося в чаще рогами своими ягнёнка, Авраам принёс его в жертву вместо сына своего.
Несение креста. Греческая икона. XV в.

Несение креста. Греческая икона. XV в.

Для чего Господь допустил праведному Аврааму такое чрезвычайное испытание? — Для того, чтобы приоткрыть нам тайну неизреченной любви ­Божией к согрешившему человечеству. Жертвоприношение Авраама прообразовательно указывало на страшную Голгофскую Жертву. Исаак стал прообразом пострадавшего на Кресте Господа нашего Иисуса Христа.
В беседе с тайным учеником Своим Никодимом Иисус Христос сказал: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).
Как Исаак нёс дрова на гору Мориа, так и на Голгофу нёс Свой Крест Господь Иисус Христос. Как Исаак послушно предал себя в руки отцу, так и Иисус Христос полностью предаёт Себя воле Отца Небесного. Он остался послушным Богу Отцу даже до смерти — смерти крестной.
Праведный Авраам верил, что Бог силен и из мертвых воскресить сына его Исаака, — пишет святой апостол Павел. А по изъяснению преподобного Ефрема Сирина, праведный Авраам духовными очами в образе Исаака на горе святой видел день страдания Иисуса Христа.
По-древнееврейски жертвоприношение Исаака называется «связыванием», потому что Исаак был только связан, но не был принесён в жертву в собственном смысле слова. А Иисус Христос — Агнец Божий — был пригвождён ко Кресту, пролил Свою Пречистую Кровь за спасение мира и со славой воскрес из мертвых в третий день, о чём пророчески радовался праотец Авраам.
Таким образом, таинственная жертва на горе Мориа стала прообразом принесения в жертву Богом Отцом ­Еди­нородного и Возлюбленного Сы­­на  Своего — Господа нашего Иисуса Христа.
Библейское повествование о жертвоприношении Авраамом отрока Исаа­ка читается на Богослужении Великой Субботы.
Об Агнце Божием пророчествовал и великий Исаия, который называл грядущего Христа Отроком Божиим. Господь Бог так говорил через Исаию пророка: «Вот Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя» (Ис. 42, 1). Святой евангелист Матфей пишет, что слова эти относятся к Иисусу Христу.
Святая Троица. Андрей Рублёв

Святая Троица. Андрей Рублёв

Говоря о прообразовательном жертвоприношении праведного Авраама, необходимо вспомнить и о Троическом Богоявлении Авра­аму. Он всегда «хо­дил пред Богом», то есть всё делал, помня, что Бог видит его дела и знает его помыслы. Величайшим своим гостеприимством он подражал человеколюбию Божию. За это Господь явился ему у дуба Мамврийского, и тогда же Авраам получил обетование Божие о рождении Исаака.
Явление Трёх таинственных Путников-Ангелов, по изъяснению святых отцов Церкви, стало предуказанием на тайну Святой Троицы. Именно это запечатлено на иконе Святой Живоначальной Троицы, где Три Ангела сидят за трапезой Авраама. И хотя на многих иконах Святой Троицы, как, например, на иконе преподобного Андрея Рублёва, Авраам не изображается, всё равно наш духовный взор возводится к таинственному явлению Божию Аврааму у дуба Мамврийского. Это одно из самых трепетных Богоявлений в Ветхом Завете. Чаша, изображённая преподобным Андреем Рублёвым на середине стола, напоминает о Жертве Христовой.
Святитель Игнатий (Брянчанинов; †1867) так пишет о вере и подвиге праведного Авраама: «Послушание Богу явил Авраам, святой праотец, как читаем мы в книге Бытия. Достойное дело сотворил святой патриарх, когда, по повелению Божию, привёл и вознёс на жертвенник во всесожжение своего сына Исаака, хотя и не на деле, но произволением заклал его. Верный и искренний послушник не отказался вознести его во всесожжение, невзирая на столь тяжкое и непостижимое повеление, но внимал власти Повелева­ющего, силе и всемогуществу, „ибо думал, — говорит апос­тол, — что Бог силен и из мертвых воскресить“ (Евр. 11, 19)».
История Авраама является одной из важнейших страниц Священной Библейской истории. Потому что через жертвоприношение Авраама Церковь показывает нам пророчества и прообразы, указывающие на его Великого Потомка — Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа.

Вопросы и задания:

  1. Кто из апостолов назвал праведного Авраама «отцом верующих»?
  2. Как Господь испытал веру Авраама?
  3. Что прообразовали три дня, в течение которых Авраам шёл к горе Мориа для жертвоприношения?
  4. Какие слова Господь Иисус Христос сказал праведному Никодиму о любви Божией к людям?
  5. Когда на Богослужении читается библейское повествование о жертвоприношении праведного Авраама?
  6. Назовите самую знаменитую русскую икону.
  7. С чего начинается Евангелие от Матфея?

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок