Авель и Каин


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


Жертва Авеля и Каина. Мозаика. XI в.

Жертва Авеля и Каина. Мозаика. XI в.

После изгнания из рая у Адама и Евы родились дети. Первого сына родители назвали Каином, а второго Авелем. Когда братья выросли, то Каин стал заниматься земледелием, а Авель пасти овец.
Обращаясь с молитвой к Богу, братья совершали жертвоприношения. Однажды Каин принёс в дар Господу плоды земные, а Авель принёс в жертву овцу из стада своего. Господь видимым знаком показал, что жертва Авеля Ему приятна, а жертва Каина нет.
«Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Бог Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4, 5–7).
Однако Каин не послушал предостережения Божия и не прогнал грех с порога. Обуреваемый завистью и ревностью, он позвал своего младшего брата в поле и там убил его.
Бог обличает Каина. Мозаика. XII в.

Бог обличает Каина. Мозаика. XII в.

Так завистью диавола в жизнь человеческую вошла смерть, а Адам и Ева увидели страшные последствия своего отпадения от благодатной жизни с Богом.
Изучая Священную Библейскую историю, мы встречаемся с вопросом: откуда в мире зло? Ведь всё, что создал Бог, было весьма хорошо — «добра зело» (Быт. 1, 31).
Истоки греха и зла проявились сначала в невидимом мире ангельском.
Все ангелы сотворены были Богом, и все они изначально являлись добрыми духами. Но, имея свободную волю, некоторые из них возгордились и отпали от Бога. Сперва пал один прегордый дух, затем он увлёк за собой других озлобленных духов.
Однако большая часть ангелов ­Божиих сохранила любовь к своему Творцу. Верные Богу ангелы во главе с Архангелом Михаилом силой Божией свергли с неба некогда светоносного ангела — денницу, ставшего сатаной, то есть противником Божиим.
Падение с неба предводителя богопротивных духов было молниеносным. Святой пророк Божий Исаия так написал о падении с неба сатаны: «В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим.
Как упал ты с неба, денница, сын зари!
А говорил в сердце своем: „взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему“. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней»
(Ис. 14, 11–15).
«Диавол, — по словам святителя Льва, епис­копа Римского (†461), — сначала сделался гордым, потом завистливым, чтобы вредить нам».
Диавол через змия обманул первозданных людей и лишил их полноценной жизни с Богом. Созданный для вечной и бессмертной жизни, Адам стал смертным, смертными стали и его потомки.
Покаявшимся Адаму и Еве вместо Авеля Господь даровал сына Сифа. У Сифа также родился сын, и он нарёк ему имя Енос; тогда начали призывать имя Господа Бога.
Каин же убежал от лица Господня и поселился в земле Нод. Там от него произошло большое потомство. Но его потомки, в отличие от потомков Сифа, не призывали имя Господа Бога.
Какова была жизнь Адама и Евы после получения обетования о грядущем Спасителе мира? — Прародители рода человеческого жили надеждой на грядущее спасение. Они вспоминали о райской жизни, плакали, каялись, приносили жертвы Богу и умоляли Творца, чтобы спасение людей совершилось скорее. Однако время, когда родится обещанный Потомок, Который ­сокрушит главу змия-человекоубийцы, для них было тайной.
Впрочем, грехопадение первых людей не осталось без последствий — оно стало приносить один за другим всё более губительные плоды. ­Познание добра и зла оказалось губительным соприкосновением со злом, и грех, как смертоносная болезнь, стал разрушать растущую семью Адама.
Авель и Каин. Слоновая кость. Франция. XI в.

Авель и Каин. Слоновая кость. Франция. XI в.

Адам и Ева хотели видеть своё спасение в Каине, но вместо этого они увидели страшное братоубийство. Умножалось человечество — умножался и грех. Казалось, что грех стал всеобъемлющим и никто не мог укрыться от его смертоносной силы. Но вот является Енох, о котором в Библии сказано: «И ходил Енох пред Богом» (Быт. 5, 22). Значит, на земле оставались и праведники, которых грех не коснулся и не погубил.
Что значит «ходить пред Богом»? Это значит — каждое мгновение жизни ощущать себя пред очами Всеведущего Творца своего, не грешить и ни на сколько не удаляться от Него на путях жизни. «Ной ходил пред Богом» (Быт. 6, 9) — это высшая библейская похвала праведнику.
Все люди являются друг другу братьями и сёстрами по Адаму. Господь Бог «от одной крови произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, чтобы люди искали Бога» (Деян. 17, 26) и жили с Богом.
А праведный Авель, ставший первой добычей смерти, явился прообразом невинно пострадавшего Иисуса Христа. «Вы приступили и к Ходатаю Нового Завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр. 12. 18, 24), — учит святой апостол Павел.
Когда люди начали умножаться на земле, стал умножаться грех, а с грехом умножалось и беззаконие. Жизнь большинства людей обессмысливалась и превращалась в сплошной разврат. Приближались воды Всемирного ­потопа.

Вопросы и задания:

  1. Чем занимались первые сыновья Адама и Евы?
  2. Как вы думаете, почему Господь принял жертву Авеля, а жертву Каина не принял?
  3. Как Господь Бог предостерегал Каина от греха?
  4. Кто первым отступил от Бога и ввёл в искушение человека?
  5. Назовите имя третьего сына Адама и Евы.
  6. Что означает библейское выражение «ходить пред Богом»?
  7. Что прообразовала невинная смерть Авеля?

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок