Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок
Бог, сотворивший мир видимый и невидимый, ангелов и человеков, всё создал прекрасным. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». Или по-церковнославянски — «се добра зело!» (Быт. 1, 31).
Адам и Ева по благодати Божией были бессмертны. Бог не сотворил смерти, — учит Святая Библия. И святитель Афанасий Великий пишет: «До преступления Адамова не было ни печали, ни боязни, ни утомления, ни глада, ни смерти». Ничто насильно не могло отлучить Адама и Еву от любви к Богу и лишить их животворящей благодати.
В раю росло множество прекрасных деревьев, дающих вкусные плоды. Но посредине рая было два особенных древа. Одно называлось древом жизни, а другое — древом познания добра и зла. Вручая Адаму для возделывания райский сад, Господь повелел не вкушать плодов с древа познания добра и зла. Эта заповедь дана была нашим прародителям для того, чтобы от соприкосновения со злом жизнь их не изменилась бы в худую сторону.
Одним из величайших даров Божиих человеку является свобода. Адам, будучи свободным творением Божиим, мог исполнять заповедь Божию, но мог и не исполнять. Однако сохранить и преумножить божественный дар свободы первозданный человек мог только через добродетель послушания Богу.
Однажды эта добродетель подверглась испытанию. Диавол-клеветник, приняв образ змия-искусителя, внушил Адаму и Еве, что если они вкусят запретный плод, то сами станут как бы богами.
Поддавшись этому коварному обману, прародители не устояли в добре. Они нарушили заповедь Божию и сразу стали по-другому ощущать себя. Временная сладость греха прошла мгновенно, и остался угрызающий совесть стыд. При этом грех так помрачил их ум, что они захотели скрыться от Всевидящего Бога между деревьями рая.
Вот как в Библии говорится о грехопадении Адама и Евы.
«И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3, 1).
Еве вообще не следовало вступать в беседу с клеветником на Бога. Но, к сожалению, она начала объяснять искусителю: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3, 2).
Тогда завистник человека диавол изрёк через змия новую страшную клевету: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги» (Быт. 3, 4–5).
Нарушив заповедь Создателя своего, богами Адам и Ева не стали. А без благодати Божией жизнь их стала безрадостной и несвободной. Душа стала подвергаться скорбям, тело — болезням, а хлеб насущный надо было теперь добывать в поте лица. Так прародители наши познали, что добро — быть человеку с Богом, а зло — это утрата благодати Божией, жизнь без Бога.
Господь призывал спрятавшегося Адама к покаянию, говоря: Адам, где ты? Но Адам, вместо раскаяния в грехе непослушания, стал сваливать вину на Еву. Ева, в свою очередь, стала винить змия. И тогда вместо сиюминутного покаяния первозданного человека понадобилось многовековое покаяние всего человечества, произошедшего от Адама и Евы.
Чтобы грех не царствовал в жизни людей, Господь изгнал Адама и Еву из рая. Однако при этом Всемилостивый Творец не забыл о Своём создании и дал великое обетование, что в их потомстве родится Спаситель рода человеческого. Обращаясь к искусителю человека, Господь Бог сказал: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между Семенем ее; Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту» (Быт. 3, 15).
Так излагается в Библии первая благая весть о грядущем Спасителе мира. Творец проклял коварного змия, а прародителей утешил обещанием, что будущий Потомок жены поразит в голову их соблазнителя. Преподобный Исидор Пелусиот (IV–V вв.) объясняет это обещание Божие так: «Семя жены, Которому Бог повелевает быть во вражде со змием, есть Господь наш Иисус Христос».
Единородный Сын Божий воплотился от Духа Святого и Марии Девы, как свидетельствует Символ веры. Поэтому Иисус Христос пророчески и назван в первом обетовании людям о спасении Семенем жены.
Исполнилось это обещание Божие Адаму и Еве тогда, когда Господь Иисус Христос, на Кресте поправ смертию смерть, поразил в голову древнего таинственного змия — человекоубийцу диавола. «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3, 8), — учит святой евангелист Иоанн Богослов.
Святой апостол Павел называет Иисуса Христа вторым Адамом, то есть нашим новым Родоначальником. Адам ослушался Бога, нарушив Его святую заповедь, и тогда «преступлением одного подверглись смерти многие». Господь же Иисус Христос Богу Отцу Своему был «послушным даже до смерти, и смерти крестной». Сопоставляя грех Адама и искупительный подвиг Иисуса Христа, апостол Павел пишет: «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим. 5, 18–19).
«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22).
Какое назидание мы можем получить, вспоминая о грехопадении наших прародителей Адама и Евы?
Преподобный Исаак Сирин учит, что Адам отпал от древа жизни, то есть от любви Божией, а мы, христиане, благодаря тому, что Христос пострадал на древе крестном, получили в таинстве Причащения божественную пищу. Значит, причащаясь Святых Христовых Таин, мы вкушаем райскую пищу бессмертия, дарованную нам новым Адамом — Господом Иисусом Христом. Поэтому Церковь и призывает нас: «Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите!»
Помня горький урок Адама и Евы, каждый из нас должен свято хранить заповеди Божии, чтобы из-за греха не лишиться благодати Божией.
Перед самым наступлением Великого поста, в Прощёное Воскресенье, Церковь Христова Православная своим Богослужением напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая. На службе в этот день поётся умилительное песнопение о том, как плакал Адам, когда смотрел на утраченный рай:
«Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: Увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но, о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже взят бых. Милостиве Щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго».
Когда же наступает праздник Светлого Христова Воскресения, то мы слышим в храме другое песнопение, где упоминается праотец Адам:
«Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи; тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение».
Вопросы:
- Какую заповедь Господь Бог дал Адаму и Еве?
- Для чего Господь Бог дал первым людям Свою заповедь?
- Какими словами лукавый змий обманул человека?
- Что означает слово «прелесть»?
- Кого святой апостол Павел назвал вторым Адамом?
- Что преподобный Исаак Сирин говорит о грехопадении Адама?
- Когда Господь Иисус Христос воздвиг к вечной жизни падшего Адама?
Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок