Первое обетование о Христе Спасителе


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


Адам и Ева. Книжная миниатюра

Грехопадение Адама и Евы. Книжная миниатюра

Бог, сотворивший мир видимый и невидимый, ангелов и человеков, всё создал прекрасным. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». Или по-церковнославянски — «се добра зело!» (Быт. 1, 31).
Адам и Ева по благодати Божией были бессмертны. Бог не сотворил смерти, — учит Святая Библия. И святитель Афанасий Великий пишет: «До преступления Адамова не было ни печали, ни боязни, ни утомления, ни глада, ни смерти». Ничто насильно не могло отлучить Адама и Еву от любви к Богу и лишить их животворящей благодати.
В раю росло множество прекрасных деревьев, дающих вкусные плоды. Но посредине рая было два особенных древа. Одно называлось древом жизни, а другое — древом познания добра и зла. Вручая Адаму для возделывания райский сад, Господь повелел не вкушать плодов с древа познания добра и зла. Эта заповедь дана была нашим прародителям для того, чтобы от соприкосновения со злом жизнь их не изменилась бы в худую сторону.
Одним из величайших даров Божиих человеку является свобода. Адам, будучи свободным творением Божиим, мог исполнять заповедь Божию, но мог и не исполнять. Однако сохранить и преумножить божественный дар свободы первозданный человек мог только через добродетель послушания Богу.
Однажды эта добродетель подверглась испытанию. Диавол-клеветник, приняв образ змия-искусителя, внушил Адаму и Еве, что если они вкусят запретный плод, то сами станут как бы богами.
Поддавшись этому коварному обману, прародители не устояли в добре. Они нарушили заповедь Божию и сразу стали по-другому ощущать себя. Временная сладость греха прошла мгновенно, и остался угрызающий совесть стыд. При этом грех так помрачил их ум, что они захотели скрыться от Всевидящего Бога между деревьями рая.
Вот как в Библии говорится о грехопадении Адама и Евы.
«И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3, 1).
Еве вообще не следовало вступать в беседу с клеветником на Бога. Но, к сожалению, она начала объяснять искусителю: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3, 2).
Тогда завистник человека диавол изрёк через змия новую страшную клевету: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги» (Быт. 3, 4–5).
Нарушив заповедь Создателя своего, богами Адам и Ева не стали. А без благодати Божией жизнь их стала безрадостной и несвободной. Душа стала подвергаться скорбям, тело — болезням, а хлеб насущный надо было теперь добывать в поте лица. Так прародители наши познали, что добро — быть человеку с Богом, а зло — это утрата благодати Божией, жизнь без Бога.
Господь призывал спрятавшегося Адама к покаянию, говоря: Адам, где ты? Но Адам, вместо раскаяния в грехе непослушания, стал сваливать вину на Еву. Ева, в свою очередь, стала винить змия. И тогда вместо сиюминутного покаяния первозданного человека понадобилось многовековое покаяние всего человечества, произошедшего от Адама и Евы.
Изгнание Адама и Евы из рая. Фреска. Новгород. XVII в.

Изгнание Адама и Евы из рая. Фреска. Новгород. XVII в.

Чтобы грех не царствовал в жизни людей, Господь изгнал Адама и Еву из рая. Однако при этом Всемилостивый Творец не забыл о Своём создании и дал великое обетование, что в их потомстве родится Спаситель рода человеческого. Обращаясь к искусителю человека, Господь Бог сказал: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между Семенем ее; Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту» (Быт. 3, 15).
Так излагается в Библии первая благая весть о грядущем Спасителе мира. Творец проклял коварного змия, а прародителей утешил обещанием, что будущий Потомок жены поразит в голову их соблазнителя. Преподобный Исидор Пелусиот (IV–V вв.) объясняет это обещание Божие так: «Семя жены, ­Которому Бог повелевает быть во вражде со змием, есть Господь наш Иисус Христос».
Единородный Сын Божий воплотился от Духа Святого и Марии Девы, как свидетельствует Символ веры. Поэтому Иисус Христос пророчески и назван в первом обетовании людям о спасении Семенем жены.
Исполнилось это обещание Божие Адаму и Еве тогда, когда Господь Иисус Христос, на Кресте поправ смертию смерть, поразил в голову древнего таинственного змия — человекоубийцу диавола. «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3, 8), — учит святой евангелист Иоанн Богослов.
Святой апостол Павел называет Иисуса Христа вторым Адамом, то есть нашим новым Родоначальником. Адам ослушался Бога, нарушив Его святую заповедь, и тогда «преступлением одного подверглись смерти многие». Господь же Иисус Христос Богу Отцу Своему был «послушным даже до смерти, и смерти крестной». Сопоставляя грех Адама и искупительный подвиг Иисуса Христа, апостол Павел пишет: «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим. 5, 18–19).
«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22).
Какое назидание мы можем получить, вспоминая о грехопадении наших прародителей Адама и Евы?
Преподобный Исаак Сирин учит, что Адам отпал от древа жизни, то есть от любви Божией, а мы, христиане, благодаря тому, что Христос пострадал на древе крестном, получили в таинстве Причащения божественную пищу. Значит, причащаясь Святых Христовых Таин, мы вкушаем райскую пищу бессмертия, дарованную нам новым Адамом — Господом Иисусом Христом. Поэтому Церковь и призывает нас: «Тело Христово приимите, источ­ника безсмертнаго вкусите!»
Плач Адама. Фреска. Сербия. XIV в.

Плач Адама. Фреска. Сербия. XIV в.

Помня горький урок Адама и Евы, каждый из нас должен свято хранить заповеди Божии, чтобы из-за греха не лишиться благодати Божией.
Перед самым наступлением Великого поста, в Прощёное Воскресенье, Церковь Христова Православная своим Богослужением напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая. На службе в этот день поётся умилительное песнопение о том, как плакал Адам, когда смотрел на утраченный рай:
«Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: Увы мне, прелестию лукавою уве­щанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недо­уменну! Но, о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже взят бых. Милостиве Щедрый, вопию Ти: по­милуй мя падшаго».
Когда же наступает праздник Светлого Христова Воскресения, то мы слышим в храме другое песнопение, где упоминается праотец Адам:
«Плотию уснув, яко мертв, Царю и Гос­поди; тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть: Пасха нетле­ния, мира спасение».

Вопросы:

  1. Какую заповедь Господь Бог дал Адаму и Еве?
  2. Для чего Господь Бог дал первым людям Свою заповедь?
  3. Какими словами лукавый змий обманул человека?
  4. Что означает слово «прелесть»?
  5. Кого святой апостол Павел назвал вторым Адамом?
  6. Что преподобный Исаак Сирин говорит о грехопадении Адама?
  7. Когда Господь Иисус Христос воздвиг к вечной жизни падшего Адама?

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок