Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок
Святая Библия начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1).
И в начале Символа веры мы читаем или поём: «Веˆрую во едиˆнаго Боˆга Отцаˆ, Вседержиˆтеля, Творцаˆ неˆбу и землиˆ, виˆдимым же всем и невидимым».
Видимый мир — это планеты, звёзды, сами люди и окружающая людей природа. Невидимый мир — это ангелы Божии, которые были созданы Творцом ещё до сотворения звёзд! В Библии сказано, что когда Бог творил звёзды, Его восхваляли ангелы Божии.
В наши дни учёные-естествоиспытатели уже понимают, что большую часть вселенной человек даже с помощью новейшего оборудования видеть не может. По их предположению, эта неведомая часть составляет более 90% от всей нашей таинственной вселенной. Учёные стали называть эту часть вселенной «тёмной энергией» и «тёмной материей». Тёмным в старину называли человека незрячего, то есть слепого.
Является ли так называемая «тёмная материя» материей или не является, учёным ещё только предстоит понять. А христиане, исповедующие веру в Бога, «Творца небу и земли», убеждены, что всё — и видимое, и невидимое — сотворил Господь Бог Вседержитель. Ведь без причины ничего не происходит!
Всё сотворил Бог Отец Вседержитель через Единородного Сына Своего, «Имже вся быша», — читаем и поём мы в Символе веры. И сотворил Бог мир не во времени, а вместе со временем. Поэтому нелепо спрашивать о том, что было до сотворения мира. Святой апостол Иоанн Богослов, называя Единородного Сына Божия Словом, пишет в начале Евангелия:
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1, 1–3).
В Ветхом Завете людям ещё не была открыта тайна Троичности Божества. Только при крещении Господа Иисуса Христа в Иордане открылось поклонение Святой Троице. Однако Дух Святой, говоривший через пророков, ещё в Ветхом Завете возвестил, что «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» (Пс. 32, 6). Значит, творение мира видимого и невидимого было делом всей Святой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа.
В начале Вечерни в храме читается или поётся 103-й псалом. В этом псалме мы восхваляем Бога Творца, создавшего ангельский мир, землю, всех обитателей земли, птиц небесных, горы и долины, моря и реки:
«Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро» (Пс. 103, 24). «Да будет Господу слава во веки!» (Пс. 103, 31).
В Библии показана постепенность миротворения. Господь Бог сотворил свет, затем видимые нами небо, сушу и моря на земле. Затем повелел земле произрастить всякую траву и деревья. Создал Господь также светила: солнце, луну и звёзды. Воде повелел Бог произвести пресмыкающихся и рыб, а птицам повелел летать над землёй. Земле же повелел Бог произвести зверей земных.
В завершение дивного миротворения Господь Бог сотворил человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 26–28).
Шесть периодов, в которые Бог творил мир, в Библии названы шестью днями. А в седьмой день Господь Бог почил от всех дел Своих и освятил этот день как завершивший таинственную миротворную седмицу.
Бог создал человека из праха земного, вдунул в него дыхание жизни — и человек стал человеком. Он отличался от всех прежде сотворённых живых существ тем, что получил божественное вдохновение! Будучи созданным по образу Божию, человек имеет разум, чувства и волю. Господь Бог одарил человека также совестью и свободой, чтобы он разумно царствовал над другими творениями Божиими.
Адам был наделён даром видеть особенности каждого из животных и давать им имена. Дать имя животному — значит отметить главное или особенное его свойство, например: сильный, быстрый, скрытный, ядущий мёд и тому подобное. Звери в райском саду не были опасны для Адама и Евы, так как по благодати Божией первые люди управляли всеми животными.
Райский сад был на востоке. Его орошали четыре реки, две из которых известны до сего времени: Тигр и Евфрат. Господь Бог поселил Адама и Еву в раю, чтобы они возделывали и хранили его.
Жизнь Адама и Евы была прекрасной: они блаженствовали в раю Божием. У них не было ни скорбей, ни болезней, ни печали, потому что жили они в изобилии благодати Божией. Благодать — это сила Божия, которая оживотворяла первых людей, радовала и укрепляла их на возделывание рая. Господь Бог говорил с ними в раю, а они наслаждались общением с Богом.
Вопросы и задания:
- Какими словами начинается Святая Библия?
- Прочтите первые три стиха Евангелия от Иоанна по-церковнославянски.
- Откуда в Символ веры взяты слова «Имже вся быша»?
- Найдите и прочтите в церковно-славянской Псалтири приведённые в тексте урока стихи из 103-го псалма.
- В чём отличие творения Богом человека от сотворения других живых существ?
- Что в библейском описании миротворения говорится о субботе?
- Для чего Господь Бог поселил Адама и Еву в райском саду?
- Прочтите ирмос 3-й песни воскресного канона 5-го гласа: «Водрузивый на ничесомже землю повелением Твоим, и повесивый неодержимо тяготеющую; на недвижимем, Христе, камени заповедей Твоих Церковь Твою утверди, едине Блаже и Человеколюбче». О каком физическом явлении говорится в этом песнопении?
- О чём говорится в стихе 7 главы 26 Книги Иова?
Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок