Сотворение мира и человека


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


Сотворение мира. Фрагмент иконы XVIII в.

Сотворение мира. Фрагмент иконы XVIII в.

Святая Библия начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1).
И в начале Символа веры мы читаем или поём: «Веˆрую во едиˆнаго Боˆга Отцаˆ, Вседержиˆ­теля, Творцаˆ неˆбу и землиˆ, виˆдимым же всем и невидимым».
Видимый мир — это планеты, звёзды, сами люди и окружающая людей природа. Невидимый мир — это ангелы Божии, которые были созданы Творцом ещё до сотворения звёзд! В Библии сказано, что когда Бог творил звёзды, Его восхваляли ангелы Божии.
В наши дни учёные-естествоиспытатели уже понимают, что большую часть вселенной человек даже с помощью новейшего оборудования видеть не может. По их предположению, эта неведомая часть составляет более 90% от всей нашей таинственной вселенной. Учёные стали называть эту часть вселенной «тёмной энергией» и «тёмной материей». Тёмным в старину называли человека незрячего, то есть слепого.
Является ли так называемая «тёмная материя» материей или не является, учёным ещё только предстоит понять. А христиане, исповедующие веру в Бога, «Творца небу и земли», убеждены, что всё — и видимое, и невидимое — сотворил Господь Бог Вседержитель. Ведь без причины ничего не происходит!
Всё сотворил Бог Отец Вседержитель через Единородного Сына Своего, «Имже вся бы­ша», — читаем и поём мы в Символе веры. И сотворил Бог мир не во времени, а вместе со временем. Поэтому нелепо спрашивать о том, что было до сотворения мира. Святой апостол Иоанн Богослов, называя Единородного Сына Божия Словом, пишет в начале Евангелия:
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1, 1–3).
В Ветхом Завете людям ещё не была открыта тайна Троичности Божества. Только при крещении Господа Иисуса Христа в Иордане открылось поклонение Святой Троице. Однако Дух Святой, говоривший через пророков, ещё в Ветхом Завете возвестил, что «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» (Пс. 32, 6). Значит, творение мира видимого и невидимого было делом всей Святой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа.
В начале Вечерни в храме читается или поётся 103-й псалом. В этом псалме мы восхваляем Бога Творца, создавшего ангельский мир, землю, всех обитателей земли, птиц небесных, горы и долины, моря и реки:
«Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро» (Пс. 103, 24). «Да будет Господу слава во веки!» (Пс. 103, 31).
В Библии показана постепенность миротворения. Господь Бог сотворил свет, затем видимые нами небо, сушу и моря на земле. Затем повелел земле произрастить всякую траву и деревья. Создал Господь также светила: солнце, луну и звёзды. Воде повелел Бог произвести пресмыкающихся и рыб, а птицам повелел летать над землёй. Земле же повелел Бог произвести зверей земных.
В завершение дивного миротворения Господь Бог сотворил человека: «И ска­зал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
Сотворение Адама. Мозаика. XII в.

Сотворение Адама. Мозаика. XII в.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею»
(Быт. 1, 26–28).
Шесть периодов, в которые Бог творил мир, в Библии названы шестью днями. А в седьмой день Господь Бог почил от всех дел Своих и освятил этот день как завершивший таинственную миротворную седмицу.
Бог создал человека из праха земного, вдунул в него дыхание жиз­ни — и человек стал человеком. Он отличался от всех преж­де сотворённых живых существ тем, что получил божественное вдохновение! Будучи созданным по образу Божию, человек имеет разум, чувства и волю. Господь Бог одарил человека также совестью и свободой, чтобы он разумно царствовал над другими творениями Божиими.
Адам нарекает имена животным. Греческая фреска. XVI в.

Адам нарекает имена животным. Греческая фреска. XVI в.

Адам был наделён даром видеть особенности каждого из животных и давать им имена. Дать имя животному — значит отметить главное или особенное его свойство, например: сильный, быстрый, скрытный, ядущий мёд и тому подобное. Звери в райском саду не были опасны для Адама и Евы, так как по благодати Божией первые люди управляли всеми животными.
Райский сад был на востоке. Его орошали четыре реки, две из которых известны до сего времени: Тигр и Евфрат. Господь Бог поселил Адама и Еву в раю, чтобы они возделывали и хранили его.
Жизнь Адама и Евы была прекрасной: они блаженствовали в раю Божием. У них не было ни скорбей, ни болезней, ни печали, потому что жили они в изобилии благодати Божией. Благодать — это сила Божия, которая оживотворяла первых людей, радовала и укрепляла их на возделывание рая. Господь Бог говорил с ними в раю, а они наслаждались общением с Богом.

Вопросы и задания:

  1. Какими словами начинается Святая Библия?
  2. Прочтите первые три стиха Евангелия от Иоанна по-церковнославянски.
  3. Откуда в Символ веры взяты слова «Имже вся быша»?
  4. Найдите и прочтите в церковно-славянской Псалтири приведённые в тексте урока стихи из 103-го псалма.
  5. В чём отличие творения Богом человека от сотворения других живых существ?
  6. Что в библейском описании миротворения говорится о субботе?
  7. Для чего Господь Бог поселил Адама и Еву в райском саду?
  8. Прочтите ирмос 3-й песни воскресного канона 5-го гласа: «Водрузивый на ниче­сомже землю повелением Твоим, и повесивый неодержимо тяготеющую; на не­движимем, Христе, камени заповедей Твоих Церковь Твою утверди, едине Блаже и Человеколюбче». О каком физическом явлении говорится в этом песнопении?
  9. О чём говорится в стихе 7 главы 26 Книги Иова?

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок