Пасха ветхозаветная — прообраз Пасхи Христовой


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


Каждому православному христианину хорошо известно слово «Пасха». Пасха Хрис­това — это величайший церковный праздников Праздник и Торжество из торжеств! Слово «Пасха» сразу напоминает нам о Светлом Христовом Воскресении.
Впервые слово «пасха» встречается в священных книгах Ветхого Завета. Первоначально оно означало «прохождение», «исход», «переход», то есть «переведение» Господом Богом спасаемого израильского народа из неволи в землю обетованную. Выражение «Пасха Господня» означает «спасение, пришедшее от Господа».
Поскольку чудесный исход израильтян из Египта являлся самым важным событием Священной истории Ветхого Завета, то в воспоминание этого спасительного события был установлен праздник Пасхи, который стал самым главным ветхозаветным праздником.
Пасхой в Ветхом Завете назывался и агнец, которого приносили в жертву при исходе из Египта. А этот ветхозаветный пасхальный агнец являлся прообразом принёсшего Себя в жертву на Кресте Христа Спасителя — Агнца Божия.

Явление Христа народу. А. Иванов

Явление Христа народу. Художник А. Иванов

Святой Иоанн Креститель, увидев идущего к нему на крещение Иисуса Христа, сказал народу: «Вот Агнец Божий, Который берет на Се­бя грех мира» (Ин. 1, 29).
Святой апостол Павел прямо говорит: «Пасха наша — Христос, ­заклан за нас» (1 Кор. 5, 7).
И преподобный Иоанн Дамаскин, величайший церковный песнописец, в пасхальном каноне воспевает: «Христос — новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира».
Духовная связь между Пасхой ветхозаветной и Пасхой Христовой лучше всего выражена в следующем пасхальном песнопении:

ВОСКРЕСЕНИЯ ДЕНЬ, ПРОСВЕТИМСЯ ЛЮДИЕ!
ПАСХА, ГОСПОДНЯ ПАСХА!
ОТ СМЕРТИ БО К ЖИЗНИ, И ОТ ЗЕМЛИ К НЕБЕСИ,
ХРИСТОС БОГ НАС ПРЕВЕДЕ, ПОБЕДНУЮ ПОЮЩИЯ.

Церковнославянское слово «преведе», то есть «перевёл», как раз и указывает на исходное спасительное значение слова «пасха». Спаситель наш Христос Бог Своими страданиями и Воскресением перевёл нас от вечной смерти к вечной жизни, то есть спас от греха для вечной жизни в Царстве Небесном.
Итак, церковное значение слова «пасха» — «спасение». В Ветхом Завете Пасха — это спасение израильтян из египетского рабства и приведение их в Святую Землю, обещанную Богом. В Новом Завете Пасха Христова — это наше спасение: спасение от рабства греху, спасение души для жизни вечной в обещанном Богом Небесном Царстве.

Патриаршая Пасхальная служба

Патриаршая Пасхальная служба в Храме Христа Спасителя. Москва

Когда наступает великий церковный праздник — Пасха Христова, Светлое Христово Воскресение, мы радуемся и славим воскресшего Господа нашего Иисуса Христа. И затем, начиная с Фомина Воскре­сенья, каждый Воскресный день Церковь обновляет в нас пасхальную радость. Ведь в Воскресенье мы для того и приходим в храм, чтобы прославить Христа, воскресшего из мертвых.
Но, славя Воскресение Христово, мы не должны забывать о том, что ради нашего спасения Христос принёс Себя в жертву — пострадал на Кресте за грехи всех людей, а зна­чит, и за наши грехи. Радость Вос­кре­се­ния пришла к нам через Крест Христов!
Об этом нам всегда напоминает пасхальный гимн, который мы поём в храме на Пасху и в субботу вечером, в канун каждого Воскресного дня. crucifixЭтот пасхальный гимн начинается словами: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иису­су». В нём мы вспоминаем и Крест Христов: «Се бо прииде Крестом радость всему миру!» То есть: «Вот, благодаря Кресту радость спасения пришла всему миру!»
Пасхе Христовой, как мы знаем, всегда предшествует Великий пост. В середине этого поста есть особый Воскресный день, который называется Крестопоклонным. На середину храма для молитвенного почитания и поклонения выносится Святой Крест, и мы тогда поём особое песнопение:

КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛАНЯЕМСЯ, ВЛАДЫКО,
И СВЯТОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ТВОЕ СЛАВИМ.

Святой крест носит на себе каждый из нас: это самая дорогая для нас святыня. Крест всегда с нами! На многих нательных крестиках можно прочесть слова: «Спаси и сохрани!» Если человек не забывает, для чего на него при Святом Крещении надели крестик, то он может надеяться, что Господь спасёт его. Но при этом верующий человек не должен забывать о том, что жить надо по воле Божией. Об этом мы постоянно просим в молитве «Отче наш»: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли» (Мф. 6, 10).
Когда верующий человек старается жить по воле Божией, по заповедям Христовым, терпеливо переносит испытания и борется со своими грехами, то на первый взгляд кажется, что жить ему становится труднее. Но это трудность спасительная, и называется она крестоношением. Иисус Христос сказал: «Кто хочет за Мной идти — пусть отвержется себя» (Мф. 16, 24), то есть отстранит себя от всякого греха, от всякого зла, от всего плохого.

Преподобный Серафим Саровский

Преподобный Серафим Саровский. Икона

Преподобный Серафим Саровский непрестанно молился, имел величайшее терпение и смирение, ежедневно читал Священное Писание и поэтому всегда имел на сердце пасхальную радость. Этой радостью он щедро делился со всеми приходящими к нему. Вся­ко­му приходящему богомольцу он кланял­ся до земли и говорил: «Христос воскресе, ­радость моя!»
Итак, чтобы понимать Священную Библейскую историю, нам необходимо знать, как в спасительном деле Иисуса Христа на Кресте и в Воскресении исполнились обетования, пророчества и прообразы Ветхого Завета.
Святитель Иннокентий, митрополит Московский (†1879), в своём поучении «Указание пути в Царствие Небесное» написал, что человек не для того сотворён Богом, чтобы жить сто или тысячу лет на земле, но для блаженной вечной жизни с Богом в Царстве Небесном. Чтобы достигнуть Цар­ства Небесного, человеку надлежит взять крест свой и идти за Христом. Крест каждому укажет путь в Царство Небесное. Как после Великой Пятницы и Преблагословенной Субботы нас озаряет благодатный свет Христова Воскресения, так через крестоношение в сердце христианина вселяется пасхальная радость спасения!
Один батюшка, отец Михаил Помазанский, которому Господь благоволил прожить сто лет (1888–1988), написал замечательные слова о Воскресении Христовом. Вспомним эти слова:
«Воскресение Христово есть основа нашей веры христианской православной. Воскресение Христово есть та первая, важнейшая, великая истина, возвещением которой начинали своё благовестие после сошествия Святаго Духа апостолы. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Поэтому Воскресение Христово есть предмет постоянного торжества Церкви, неумолкающего ликования, достигающего своей вершины в праздник святой христианской Пасхи».
«Христос Воскресе!» — вот самая крат­кая и самая радостная проповедь о Спасителе нашем Иисусе Христе. И когда на эту благую весть мы отвечаем «Воистину Вос­кре­се!», то мы тем самым выражаем нашу веру во Христа, нашу надежду на спасение и нашу любовь ко Христу Богу нашему.
Перед Крестным ходом в пасхальную ночь мы поём песнопение, которое постарайтесь запомнить:

ВОСКРЕСЕНИЕ ТВОЕ, ХРИСТЕ СПАСЕ,
АНГЕЛИ ПОЮТ НА НЕБЕСЕХ,
И НАС НА ЗЕМЛИ СПОДОБИ
ЧИСТЫМ СЕРДЦЕМ ТЕБЕ СЛАВИТИ.

Вопросы:

  1. Что означает слово «прообраз»?
  2. Что означало слово «пасха» в Ветхом Завете и какой смысл приобрело это древнее слово в Новом Завете?
  3. Почему, прославляя Воскресение Христово, мы почитаем Крест Христов?
  4. Что такое крестоношение?
  5. Как преподобный Серафим Саровский приветствовал приходящих к нему богомольцев?
  6. Для чего Церковь Христова Православная зовёт нас каждое Воскресенье в храм Господень?

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок