На пути в Эммаус


Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок


На пути в Эммаус. Нестеров

На пути в Эммаус. Художник М.Нестеров. 1897 г.

В последней главе Евангелия от Луки приводится удивительное повествование. Два ученика Иисуса Христа после Его распятия на Голгофе шли из Иерусалима в Эммаус. К ним в пути присоединился воскресший Христос, но они сначала не узнали Его.
Название селения Эммаус в переводе на русский язык означает «тёплые источники». Учеников звали Клеопа и Лука. Сам Лука и описал в Евангелии это необычное путешествие.
Когда на Голгофе распинали Господа Иисуса Христа, большинство Его учеников в страхе разбежалось. Потрясённые всем произошедшим, они пребывали в глубокой печали. И вот двое из них — Лука и Клеопа — на пути в Эммаус стали рассуждать между собой о всех событиях, связанных с осуждением на смерть их Божественного Учителя и Его распятием на Кресте. Хотя они уже слышали от жен-мироносиц, что Гроб Христов пуст и ангелы возвестили мироносицам, что Христос жив, но всё равно не могли прийти в себя от печали. Ведь они надеялись, что, как только Христос воцарится, все сразу увидят Его во славе.
Чтобы укрепить веру Луки и Клеопы, воскресший Господь Иисус Христос, приблизившись, пошёл с ними в Эммаус. Но глаза их промыслительно были удержаны, так что они не узнали в своём Спутнике Иисуса Христа. Он же спросил их: о чём это вы рассуждаете между собой и отчего вы так печальны?
Клеопа сказал в ответ: «Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?» (Лк. 24, 18).
Таинственный Спутник спросил Клеопу: «О чем?» (Лк. 24, 19).
Тогда оба ученика стали рассказывать о том, что их Учитель, Который был пророк, сильный в слове и деле пред всем народом, был предан на смерть и распят три дня тому назад. А они-то надеялись, что Он есть Христос, Который избавит и спасёт их и весь народ.
Тогда воскресший Господь стал вразумлять их, разъясняя слова пророков о том, как надлежало пострадать Христу и через жертвенную смерть войти в славу Свою. Начиная от книг, написанных великим пророком Божиим Моисеем, а также от всех других пророческих книг, Господь Иисус Христос изъяснил Луке и Клеопе всё, сказанное о Нём во всём Писании.

Христос с Лукой и Клеопой в Эммаусе. Икона

Христос с Лукой и Клеопой в Эммаусе. Икона

Когда Лука и Клеопа слушали слова этого Таинственного Толкователя священных книг Ветхого Завета, то сердца их возгорались пламенной любовью ко Христу. Придя в Эммаус, они попросили Его остаться с ними на ужин. И вот, когда воскресший Христос взял в руки хлеб, благословил, преломил и подал им, тогда у них открылись глаза и они узнали Его. Но как только они уразумели, Кто с ними шёл по дороге в Эммаус, Христос стал невидим для них.
Воскресший Спаситель мира являлся ученикам Своим в прославленном теле. Он мог входить через закрытые двери и, преподав мир Своим ученикам, мог вдруг стать для них невидим. В сороковой же день по Воскресении Иисус Христос с Пречистой Своей плотию вознёсся на небо к Отцу Своему Небесному.
Когда Иисус Христос стал невидим Луке и Клеопе, они, тотчас встав, возвратились в Иерусалим, нашли одиннадцать апостолов и бывших с ними, чтобы рассказать о том, что с ними произошло на пути в Эммаус и в самом Эммаусе.
Повествование о том, как Господь Иисус Христос разъяснял Луке и Клеопе пророчества Священного Писания Ветхого Завета, мы можем найти в 24-й главе Евангелия от Луки. Здесь же говорится о том, что Лука и Клеопа в тот же вечер вновь сподобились видеть воскресшего Христа.
Когда Лука и Клеопа рассказывали одиннадцати апостолам о своём ­необычном путешествии в Эммаус, Сам Иисус Христос стал посреди Своих учеников «и сказал им: мир вам» (Лк. 24, 36). Он показал им крестные раны на руках и ногах Своих и затем вкусил с ними печёной рыбы и сотового мёда. Беседуя с учениками Своими, Господь Иисус Христос уже не только Луке и Клеопе, но и всем собравшимся стал изъяснять Священное Писание Ветхого Завета.
Явление Христа апостолам по Воскресении. Книжная миниатюра. Византия. XI в.

Явление Христа апостолам по Воскресении. Книжная миниатюра. Византия. XI в.

До Голгофы и Воскресения Иисус Христос неоднократно говорил Своим ученикам о том, что надлежит исполниться всему, написанному о Нём в книгах пророка Моисея, в других пророческих книгах и псалмах. Но  тогда ученикам Христовым было ещё трудно понять спасительное значение грядущих Его крестных страданий, смерти и погребения. Теперь же, явившись ученикам Своим по воскресении, Господь отверз им ум к уразумению Писаний и сказал им: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день» (Лк. 24, 46). Надлежало также, чтобы и проповедь о распятом и воскресшем Спасителе мира была услышана всеми народами земли.
Проповедуя Евангелие Христово и призывая все народы к покаянию, святые апостолы Христовы крестили уверовавших во Христа людей «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19), как и повелел им их Божественный Учитель.
Проповедовали о Христе распятом и воскресшем все апостолы Христовы. А некоторые из них, помимо устной проповеди о Христе Спасителе, для утверждения веры церковной написали книги, которые мы называем священными книгами Нового Завета. Из этих книг мы узнаём о значении пророчеств о Христе, содержащихся в священных книгах Ветхого Завета.
Замечательный пример апостольской проповеди о Христе как Агнце Божием содержится в книге Деяний святых апостолов.
Святой апостол Филипп. Фреска

Святой апостол Филипп. Фреска

Однажды Ангел Господень повелел апостолу диакону Филиппу идти на дорогу, которая ведёт из Иерусалима в Газу. В это время по той дороге возвращался к себе домой богатый вельможа — советник и казнохранитель царицы эфиопской. Ехал он на колеснице и чи­тал вслух Книгу пророка Божия Исаии. Эфиоплянин веровал во единого истинного Бога и в Иерусалим приезжал для того, чтобы в храме Иерусалимском воздать поклонение Богу.
«Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним. А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его» (Деян. 8, 30–33).
Тогда эфиоплянин стал просить апостола Филиппа сказать, «о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе» (Деян. 8, 34–35).
Апостол Филипп и эфиоплянин. Книжная миниатюра

Апостол Филипп и эфиоплянин. Книжная миниатюра

В то время, когда апостол Филипп стал говорить о том, как Иисус Христос послал Своих учеников крестить уверовавших во имя Его, они подъехали к воде. Увидев воду, эфиоплянин воскликнул: «Вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду» (Деян. 8, 36–38).
Апостол Филипп крестил уверовавшего в Иисуса Христа советника царицы эфиопской, Дух Святой сошёл на новокрещёного, Ангел Господень восхитил Филиппа, а эфиоплянин, радуясь, продолжил свой путь.
Читая это удивительное повествование, мы видим, что слова пророчества Исаии стали основой для проповеди апостола Филиппа. После разъяснения этого прообраза диакон Филипп стал разъяснять и другие места Писания. Это рассказ из книги Деяний святых апостолов свидетельствует о том, что эфиопский вельможа знал и любил читать книги Священного Писания Ветхого Завета.
Хорошо знал и любил постоянно читать Библию преподобный Макарий (Глухарёв), основатель Алтайской Духовной Миссии. В предисловии к составленному им «Алфавиту Библии» он так написал о внутреннем единстве Библии: «Ядро и сущность Священного Писания — Господь Иисус Христос, Который благодатью Святого Духа открывает ум человека к разумению Писания. Пророки Божии свидетельствуют об Иисусе Христе. Господь Иисус Христос свидетельствует о пророках и дарует Церкви апостолов. Апостолы свидетельствуют об Иисусе Христе, о пророках и друг о друге. „Все Писание богодухновенно“ (1 Тим. 3, 16), и Дух Святой дышит во всём Писании».
Давайте и мы, изучая Священную Библейскую историю, со вниманием будем слушать и читать свидетельства Самого Иисуса Христа и Его святых пророков и апостолов. И тогда мы с Божией помощью уразумеем, что Священная история касается каждого из нас.

Вопросы:

  1. У какого евангелиста сохранилось повествование о необычном путешествии в Эммаус? Как переводится на русский язык название этого селения?
  2. О чём говорил Иисус Христос Своим ученикам Луке и Клеопе на пути в Эммаус?
  3. В какой момент Лука и Клеопа узнали своего Божественного Учителя?
  4. Какую книгу читал эфиоплянин по пути из Иерусалима в Газу?
  5. Как апостол Филипп начал свою проповедь об Иисусе Христе?
  6. Что означают слова Символа веры «и воскресшаго в третий день по Писа­нием»?

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок