Тема 18. Крещение Руси


Предыдущая тема | Содержание | Следующая тема


Предисловие

В 1988 году Русская Православная Церковь праздновала свой самый знаменательный юбилей — 1000-летие Крещения Руси. Благодаря этому празднованию миллионам наших соотечественников впервые за многие десятки лет приоткрылась удивительная картина начального периода древнерусской истории, культуры и государственности. Но для изучающих историю Церкви Христовой Православной Крещение Руси, совершившееся при святом равноапостольном князе Владимире, — это прежде всего христианское просвещение Русской земли, или, другими словами, православное просвещение богоспасаемого народа нашего. Молитвенно вспоминая это великое церковно-историческое событие, каждый православный человек на Руси может теперь вслед за древнерусским летописцем сказать: «Благословен Господь Иисус Христос, Иже возлюби новыя люди, Русскую землю, просвети ю Крещением Святым!»

Источники и литература

При изучении темы «Крещение Руси» современному студенту или вообще любознательному читателю открывается огромное количество исследований, так что требуется путеводитель в море книг и статей, с различных сторон описывающих события, связанные с принятием Русью Веры Христовой Православной. При работе же с этой обширнейшей литературой удивительным образом открывается сравнительно небольшой круг исторических источников (прошло ведь более 1000 лет!), без которых невозможно даже приступить к изучению темы «Крещение Руси».
Среди этих источников прежде всего следует назвать древнерусские летописные своды, содержащие самые драгоценные церковно-исторические свидетельства о столь дорогом и священном для нас событии — Крещении Руси. «Повесть временных лет» преподобного Нестора Летописца, отца русской истории, донесла до нас не только святые даты и имена, но даже и слова молитв наших просветителей — равноапостольных Ольги и Владимира.
Из многочисленных церковно-исторических исследований, посвященных этому древнейшему периоду истории Русской Церкви, следует указать лекции знаменитого русского археографа, ректора МДА протоиерея Александра Васильевича Горского (1812–1875), впервые опубликованные в «Журнале Московской Патриархии» (1976. № 1–4). Здесь можно найти указание на важнейшие источники, узнать о памятниках древнерусского богословия, о святых и святынях Древней Руси, а также о церковной жизни наших далеких предков.
С выходом в свет переиздания многотомной «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова) у русского читателя появилась благодатная возможность ознакомиться с целым сводом источников по древней отечественной истории. В 1-й и 2-й книгах (М., 1994–1995) содержатся материалы, прямо или косвенно относящиеся к вопросу о Крещении Руси.

«Радуйся, русское познание Бога!»

Если Просветителя Руси святого равноапостольного и великого князя Владимира народ прозвал Красным Солнышком, то святая равноапостольная и великая княгиня Ольга древнерусским летописцем была названа провозвестницей православного просвещения Руси: «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи; были тогда люди загрязнены грехами, не омыты Святым Крещением. Эта же омылась в святой купели, и сбросила с себя греховные одежды первого человека Адама, и облеклась в нового Адама, то есть в Христа. Мы же взываем к ней: „Радуйся, русское познание Бога, начало нашего с ним примирения!“ Она первая из русских вошла в Царство Небесное, ее и восхваляют сыны русские — свою начинательницу, ибо и по смерти молится она Богу за Русь!» («Повесть временных лет». 2-е изд. СПб., 1996. С. 169).
Княгиня Ольга, «предотекущая земли Русской», очень многое сделала для внутреннего благоустройства нарождавшегося древнерусского государства и для укрепления обороны древнерусских городов. Она установила размеры даней и оброков, определила места сбора даней, устроила «погосты», куда съезжались купцы-гости для торговли. В Киеве при княгине Ольге началось каменное строительство.
Однако в глазах русских людей княгиню Ольгу прославило не хозяйственное обустройство государства. Как указывает академик М.Н.Тихомиров, «величайшим ее делом было насаждение на Руси христианства, вместе с которым для русского народа открылась дорога к просвещению». А, по словам древнерусских летописцев, Святое Крещение для наших предков и стало истинным просвещением. Недаром в богослужебных текстах Церкви Христовой Православной с древнейших времен слова «крещение» и «просвещение» — синонимы.
М.В.Ломоносов в «Древней Российской истории» об обращении княгини Ольги из язычества в христианство пишет следующее: «Рассмотрев разность нравов между идолопоклонниками и христианами, которых уже было в Киеве немало», и поручив великое княжение сыну своему Святославу, Ольга «единственно обратила мысли к христианскому закону, в котором больше человечества и просвещения усмотрела, нежели в варварском прежде невежестве».
В «Повести временных лет» сохранились и слова, сказанные Константинопольским патриархом великой княгине Ольге после ее крещения: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих».

Обращение князя Владимира

До самой кончины равноапостольная Ольга (†969) молилась об обращении сына Святослава в христианскую веру, потому что нет для материхристианки большей заботы и скорби, нежели некрещеный сын. Но воинственный Святослав боялся насмешек со стороны дружины и потому не расстался с языческими обычаями. Как повествует летописец, святая Ольга молилась: «Да будет воля Божия! Если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце желание обратиться к Богу, что даровал и мне».
И молитва святой Ольги не осталась неуслышанной. Господь помиловал ее род уже в лице ее внука — великого князя Владимира, ставшего Крестителем Руси.
Как из ревностного язычника князь Владимир стал равноапостольным? Почему он не только сам избрал новую веру, но и весь свой народ призвал ко крещению? Только ли государственная мудрость руководила им или перемена прежде произошла в его сердце? Тысячи исследователей российской истории размышляли над такими вопросами, делали самые различные предположения и выводы, находили подтверждение своим догадкам в источниках. Но вот что пишет Киевский митрополит Иларион, современник сына князя Владимира — Ярослава Мудрого.
«Как ты уверовал? — восклицает митрополит Иларион в „Слове о законе и благодати“. — Как воспламенился любовию Христовою? Как вселился в тебя разум выше разума земных мудрецов, чтобы возлюбить невидимое и стремиться к небесному?» И далее отвечает: «Пришло на него всемилостивое око Благого Бога, и воссиял в сердце его разум. Он уразумел суету идольского заблуждения и взыскал единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое». Возгоревшись духом, князь Владимир, по словам митрополита Илариона, «возжелал сердцем быть христианином и обратить всю землю в христианство».
Когда митрополит Иларион говорил эти слова (в присутствии князя Ярослава и его супруги Ирины), то со дня кончины князя Владимира (†1015) прошло немногим более тридцати лет. Разве мы не слышим в них истинное свидетельство о благодатной перемене в жизни как самого князя Владимира, так и всей Руси?!
Митрополит Макарий (Булгаков) в своей «Истории Русской Церкви» писал: «Великим благодеянием Божиим для России было уже самое обращение к христианству великого князя Владимира. Он принял святую веру не прежде, как предварительно испытав разные веры и глубоко убедившись в превосходстве ее пред всеми другими; принял не иначе, как после неоднократного совещания с представителями своего народа и по их единодушному согласию; принял именно с Востока — от Церкви Греческой, которая одна только сохраняла тогда во всей чистоте Православие и древнее благочестие, одна только могла сообщить нам слово Божие на нашем родном языке» (Митрополит Московский и Коломенский Макарий. История Русской Церкви. Кн. 2. М., 1995. С. 15).
Рассматривая различные источники, в которых говорится о времени и месте крещения князя Владимира, исследователи делают различные заключения. И это неудивительно, ведь со времени крещения князя Владимира прошло уже более тысячи лет. Но вот что примечательно: уже ­преподобный Нестор Летописец, живший всего сто лет спустя после крещения князя Владимира, разбирает различные мнения о месте его крещения. «Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные говорят — в Василеве, а другие и поиному скажут». Сам же летописатель указывает, что князь Владимир крестился в церкви Святого Василия в Корсуне (Херсонесе). И имя он получил при Святом Крещении — Василий, что значит царственный.

Утро Крещения Руси

Прибыв из Корсуня в Киев, великий князь Владимир прежде всего привел ко Святому Крещению двенадцать своих сыновей. Водный источник, где совершалось крещение, стал именоваться Крещатиком. Крестились тогда же и некоторые бояре, не бывшие с князем в Херсонесе. Затем великий князь велел «опрокинуть идолов — одних изрубить, а других сжечь». Перуна — идола с серебряной головой и золотыми усами — было приказано, привязав к хвосту коня, стащить в Днепр.
Вскоре же князь Владимир посылает глашатаев по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — противен мне да будет!» И древнерусская летопись, и древнее жизнеописание князя Владимира согласно говорят, что люди с радостью шли на реку. На берегу же стоял сам великий князь. Священники, прибывшие с царицей Анной из Корсуня, совершали великое и спасительное Таинство Крещения.
Вот как описывает это «Повесть временных лет»: «Сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ» («Повесть временных лет». С. 190).
Креститель же Руси князь Владимир, обратив взор свой к небу, молился: «Христе Боже, сотворивый небо и землю! призри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, Истиннаго Бога, яко же уведаша страны христианския. Утверди и веру в них праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да, надеяся на Тя и на Твою державу, побежду козни его» (Там же. С. 53).
На стене Владимирского собора города Киева знаменитый русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил Крещение Руси, описанное древнерусским летописцем. Князь Владимир как духовный ­восприемник своего народа в молитве поднимает руки к Богу Небесному. Епископ благословляет крещаемых. Священники читают молитвы и погружают людей в воды Днепра. С неба сияют лучи божественной благодати: небо и земля радуются о просвещении и спасении Руси!
После крещения киевлян князь Владимир приказал тотчас воздвигать по всему граду церкви. Причем храмы ставились обычно на тех местах, где ранее возвышались кумиры. Сразу же начали создаваться школы, потому что христианской земле нельзя жить без учения книжного. После Киева Святое Крещение стало совершаться и по другим русским городам.
Доверяя сказаниям древнерусских писателей в целом, некоторые историки в отдельных подробностях этих сказаний сомневались. Все ли киевляне крестились по призыву своего князя? Действительно ли с радостью люди шли ко крещению? Не было ли насилия при крещении киевлян? Понимали ли люди, что над ними совершается? Эти и другие подобные вопросы уже не первое столетие беспокоят историков.
На некоторые из них ясно отвечают сами летописные сказания. Крестились не все киевляне, потому что призыв князя не был всетаки приказом. А слова «противен мне да будет» не обязательно следует переводить «будет мне врагом». Летописец не утаивает, что приверженцы старой веры даже плакали, когда Перуна палками отталкивали от берегов Днепра и гнали вниз по течению. Подготовка ко крещению у киевлян была, конечно, разная, но ведь крестились люди города, где христианские храмы стояли уже больше столетия. И нет ничего невероятного в том, что люди радовались, идя ко крещению. Это можно наблюдать и в наше время, потому что крещение как духовное возрождение, как начало новой жизни — событие радостное для человека.
Впрочем, митрополит Иларион говорит, что некоторые крестились не по любви к новой вере, а по страху, поскольку благоверие князя Владимира было «со властию сопряжено». А для многих решающее действие оказал пример князя и бояр. Люди говорили: «Если бы крещение и вера не были добрым делом, то не приняли бы этого наш князь и бояре».

Заключение

Празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году помогло многим не только вспомнить и заново перечитать страницы древней родной истории, но оно стало началом активного возрождения церковной жизни в России. Примечательно, что Поместным Собором Русской Православной Церкви, посвященным юбилею Крещения Руси (6–9 июня 1988 года), к лику святых был причислен целый ряд угодников Божиих. А святые, в земле Русской просиявшие, — это самый прекрасный плод спасительного сеяния Божия в земле Русской — плод Крещения Руси. Недаром тропарь всем святым, в земле Русской просиявшим, начинается словами: «Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи, вся Святыя в той просиявшия».
«Русь Святая! Храни Веру Православную, в нейже тебе утверждение!»

Литература

  1. «Повесть временных лет» / Подг. текста, перев., ст. и коммент. Д.С.Лихачева. 2-е изд. СПб: Наука, 1996.
  2. «Русская Православная Церковь. 988–1988: Очерки истории I–XIX вв.». Вып. 1. Изд. Московской Патриархии, 1988.
  3. Митрополит Московский и Коломенский Макарий. История Русской Церкви. М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Кн. 1. 1994. Кн. 2. 1995.
  4. «Канонизация святых. Поместный Собор Русской Православной Церкви, посвященный юбилею 1000-летия Крещения Руси». Троице-Сергиева Лавра, 1988.
  5. «Тысячелетие Крещения Руси»: Материалы международной церковно-исторической конференции (Киев, 1986). М.: Изд. Московской Патриархии, 1988.
  6. Протоиерей Лев Лебедев. Крещение Руси. М.: Изд. Московской Патриархии, 1988.

Предыдущая тема | Содержание | Следующая тема