Тема 15. Монашество в эпоху Вселенских Соборов


Предыдущая тема | Содержание | Следующая тема


В «Очерках из истории Церкви» священник Сергий Мансуров указывает, что существенное назначение церковности заключается в том, чтобы соединять людей с Богом во внутреннее единство по закону евангельскому.
«Цель основания и жизни Церкви не спасать ли человечество? — Итак, первое место в истории Церкви должно принадлежать тем, кто непосредственно в жизни и в учении соответствовали этому назначению, сами к нему стремились и его достигали, себя и других соединяли со Христом и во Христе — единением благодатным, предуказанным Евангелием Христовым и учением апостольским, в единое Царство — Тело Христово» (Священник Сергий Мансуров. Очерки из истории Церкви. C. 10).
Поэтому, например, «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского отец Сергий Мансуров считает «много научнее современных церковных историков, ибо именно они знакомят нас с тем, как осуществила в истории свое назначение Церковь. Нечего бояться, что история Церкви превратится в значительной мере в историю подвижничества или даже (страшно сказать!) много места будет отведено монашеству».
Следует отметить, что отец Сергий Мансуров писал свои «Очерки из истории Церкви» в те годы, когда большинство церковно-исторических исследований писалось по образцу светских историй (историй государств, городов, учреждений), и отец Сергий стал одним из зачинателей церковного богословия.
Эпоха Вселенских Соборов ознаменована расцветом монашества. А  в защите иконопочитания монашество в Византии имело решающее значение.
Начало монашества восходит к середине III века, когда в Египетскую пустыню ради поста и молитвы удалился преподобный Павел Фивейский (†341; память 15 января по ст.ст.). Во второй половине III века в той же пустыне начал подвизаться преподобный Антоний Великий (†356; память 17 января).
В начале 4-го столетия вокруг преподобного Антония ради того, чтобы иметь его своим наставником, стали собираться другие подвижники. На берегу Нила появились первые братства, которые святой Антоний, наставник монахов и собеседник ангелов, посещал ради молитвы и утешения своих духовных чад.
Только два раза преподобный Антоний, оставляя пустыню, приходил в Александрию. Во время тяжких гонений при Максимиане он приходил туда утешать гонимых христиан. Второй раз Антоний пришел в Александрию, чтобы обличить ариан, распространявших слух, что он согласен с их учением.
Ученики преподобного Антония Великого были анахоретами, то есть жили по преимуществу уединенно.
Основателем общежительных монастырей считается преподобный Пахомий Великий (†348; память 15 мая). Около 313 года он основал в Верхнем Египте монастырь, которому преподал устав. В соответствии с этим уставом у монахов не было собственности, но все являлось монастырским достоянием.
В Египте же, вероятно, возникло и женское монашество. Согласно преданию, учредительницей первых женских иноческих обителей была сестра преподобного Пахомия Великого.
Опыт монашеской жизни получили до поставления на архиерейское служение святители Василий Великий, Иоанн Златоуст и другие прославленные святители Церкви Христовой Православной. Соответственно этим примерам к Шестому Вселенскому Собору почти повсеместно сложилась практика избрания на архиерейское служение только тех, кто получил серьезный духовный опыт на трудной стезе монашества. Святитель Василий Великий написал устав и правила монашеской жизни. Эти правила оказали значительное влияние на формирование монастырей как на Востоке, так и на Западе.
На Западе в эпоху Вселенских Соборов рассадниками монашества являлись обители, устроенные преподобными Иоанном Кассианом Римлянином, Венедиктом Нурсийским и блаженным Иеронимом Стридонским.
Сирийское монашество прославили преподобные Ефрем Сирин и Исаак Сирин. На горе Синай подвизался преподобный Иоанн Лествичник, память которого Церковь совершает всегда в неделю 4-ю Великого поста. В монастыре аввы Серида в Египте подвизался авва Дорофей. Творения преподобного Ефрема Сирина, «Лествица» Иоанна Лествичника, «Душеполезные поучения аввы Дорофея» и «Слова повижнические аввы Исаака Сирина» — эти книги стали любимыми духовными книгами множества поколений монахов и мирян.
С конца IV века монастыри начинают строиться в городах. В Константинополе был целый ряд монастырей, из которых особо прославился Студийский монастырь. Преподобный Феодор Студит, настоятель этого монастыря, был самым пламенным защитником почитания святых икон.
С палестинской Лаврой святого Саввы Освященного и Студийским монастырем связано происхождение двух Уставов (Типиконов), которые в последующую после Вселенских Соборов эпоху получили наибольшее распространение в Церкви Христовой Православной по всему миру.
Самыми важными источниками и свидетельствами о монашестве в эпоху Вселенских Соборов являются творения самих преподобных отцов и преподобных матерей — подвижников и подвижниц веры и благочестия того времени. Отец Сергий Мансуров в «Очерках из истории Церкви» указывает важнейшие из этих памятников аскетической письменности (см. Введение). Многие из творений святых подвижников той эпохи вошли и в поздние сборники аскетической литературы, известные под названием «Добротолюбие».
Название этого сборника не всегда дает возможность почувствовать, что же стоит за ним. Святую и подвижническую жизнь отцы Церкви именовали наукой из наук и искусством из искусств. «Добротолюбие» — это перевод греческого слова Φιλοκαλία. Καλός — в переводе с греческого означает «прекрасный», «добротный». Слова «се добра зело» из первой главы книги Бытия, в греческом тексте которой использовано слово καλός, можно перевести как: «это прекрасно». Слова о Христе — «Пастырь Добрый» (Ин. 10, 11) означают «Пастырь Прекрасный». Поэтому и «Добротолюбие» — это «любовь к прекрасному». Прекрасной, то есть в высшей степени совершенной, называется жизнь во Христе, жизнь в благодати Святого Духа, к чему и стремились начинатели православного монашества.
Другим источником для изучения истории монашества IV–VIII веков являются жизнеописания святых. Сведения о характерных особенностях из жизни палестинских монастырей VI века сохранились в «Житии ­преподобной Марии Египетской», которое читается ежегодно на утрени в четверг 5-й седмицы Великого поста (на службе, именуемой Мариино стояние).
Особое место в монашеской литературе занимают патерики. Эти сборники получили свое именование от греческого πατήρ — «отец». На Руси их именуют отечники.
Предполагается, что родиной патериков является Египет, конкретнее — пустыня Скит. Скит — так называлась пространная равнина, находящаяся на расстоянии 24 часов пути от Нитрийской горы. Пустынники Скита вели строгую подвижническую жизнь. По словам блаженного Иоанна Мосха (†622), у них «наблюдалась великая любовь, строгое воздержание и дар разумения». Слова и примеры из жизни скитских монахов сохранил «Скитский патерик».
Блаженный Иоанн Мосх написал «Лимонарь», или «Синайский патерик», в русских изданиях получивший название «Луг Духовный». В «Луге Духовном» приводятся примеры из жизни синайских и палестинских подвижников.
В 1915 году издательством Троице-Сергиевой Лавры был сделан 2-й выпуск «Луга Духовного». В предисловии и введении к этому изданию собран подробный материал о монашестве вообще и в частности приводится «Краткая история древнего иночества».
«Монашество представляет собой одно из величайших и, пожалуй, самых ярких явлений христианской жизни и христианского религиозного опыта. В истории Православной Церкви монашество оказало могучее влияние на многие стороны христианского учения и образа жизни, содействуя формированию христианской нравственности, православного богословия, аскетики, каноники, литургики, иконографии, богослужебного устава, пастырства, духовничества и старчества.
С богатством монашеского наследия мы встречаемся не только во время Богослужения в храме, но и в нашей повседневной жизни, читая за домашним молитвенным правилом утренние и вечерние молитвы святого Макария Великого и других преподобных отцов Православной Церкви.
Приобщение к патристическим источникам и особенно к нравственно-аскетической письменности делает влияние монашества на нашу духовную жизнь еще более глубоким и значимым. Несмотря на свою кажущуюся отрешенность от мира, монашество представляет собой не что иное, как один из видов добровольного служения христиан духовному благосостоянию и спасению мира» (Архимандрит Платон (Игумнов). Монашество // «О вере и нравственности по учению Православной Церкви»: Сборник. Изд. Московской Патриархии, 1991. С. 352–353).

Литература

  1. Священник Сергий Мансуров. Очерки из истории Церкви. М., 1994 (таблица на стр. 37–45).
  2. Игумен Марк (Лозинский). Из истории патериков // ЖМП. 1973. № 3. С. 72–75.
  3. «Луг Духовный». Творение блаженного Иоанна Мосха / Перев. с греч. с подр. объяснит. прим. протоиерея М.И.Хитрова. Сергиев Посад: Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1915.
  4. Преосвященный Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский. Жития святых подвижниц Восточной Церкви. 3-е изд. М., 1994.

Предыдущая тема | Содержание | Следующая тема