Тема 14. Церковное Богослужение в эпоху Вселенских Соборов


Предыдущая тема | Содержание | Следующая тема


Благодатным средоточием церковной жизни является и всегда являлось церковное Богослужение. Совершая Крещение и Евхаристию, святые апостолы положили начало богослужебному строю Церкви Христовой. От апостольского же предания по преемству через отцов Церкви, как свидетельствует святитель Василий Великий (91-е правило), мы унаследовали и другие богослужебные церковные уставы. И если церковную историю рассматривать как историю церковной жизни, а православное Богослужение как «цвет и плод жизни Церкви Христовой» (выражение ректора МДА протоиерея Александра Горского), то вопрос об историческом развитии церковного Богослужения станет едва ли не важнейшим вопросом Церковной истории.
Эпоха Вселенских Соборов замечательна тем, что именно в это время распространилось и утвердилось литургическое предание Церкви, восходящее к апостолам Христовым, а также сформировался тот общий строй Богослужения Церкви Христовой Православной, который мы имеем и в настоящее время.
Красноречивым свидетельством того, что Церковь Христова Православная сохранила литургическое апостольское предание, служит вышеуказанное 91-е правило святителя Василия Великого. Книга «О Святом Духе», из которой извлечен текст этого правила, написана в 4-м столетии. Но все священнодействия и установления церковные, о которых свидетельствует святитель Василий Великий, Церковь Христова Православная незыблемо хранит до настоящего времени.
Общий строй церковного Богослужения, отражающий многообразие церковных праздников, чередование праздничных и постных дней, седмичный и суточный круг церковных служб, чинопоследования церковных Таинств — все это сформировалось по преимуществу в эпоху Вселенских Соборов. Нынешний Церковный Богослужебный Устав Русской Православной Церкви восходит к молитвенному опыту древних подвижников веры и благочестия. Вот его полное наименование: «Типикон, сиречь изображение церковного последования во Иерусалиме Святыя Лавры Преподобного и Богоносного отца нашего Саввы. Тожде последование бывает и в прочих во Иерусалиме честных обителех: подобне и прочих Святых Божиих Церквах».
Итак, наш Церковный Устав своими корнями уходит к церковно-богослужебному опыту основанной в V веке монашеской обители, руководимой преподобным Саввой Освященным и его преемниками. «Какая доля участия принадлежит этому преподобному в выработке нынешнего Устава, решить при теперешнем состоянии научных источников еще нельзя. Но во всяком случае родиной нынешнего Устава является Палестина и ее постническими подвигами возделанная Пустынь. Создатели нашего Церковного Устава были, следовательно, воспитанием той Пустыни, которая воспитала Илию и Иоанна Крестителя и подготовляла Самого Спасителя к Его общественному служению. Здесь самый воздух был насыщен священными воспоминаниями. Вблизи были величайшие святыни христианского мира — Иерусалим с Гробом Господним и храмом Воскресения», — так писал о происхождении нашего Богослужебного Устава профессор Киевской Духовной Академии Михаил Скабалланович (†1931) в своем замечательном исследовании «Толковый Типикон» (Киев, 1910), где, в частности, излагается и история становления церковного Богослу­же­ния в эпоху Вселенских Соборов.
В основании всех церковных праздников лежит еженедельное празднование Воскресения Христова. Ради прославления Христова Воскресения древние христиане, начиная с апостольских времен, всегда собирались в первый день недели и освящали эти собрания совершением Евхаристии. В доникейскую же эпоху известны и посты — Четыредесятницы, среды и пятницы. Совершались они в воспоминание страданий Христа Спасителя. До Первого Вселенского Собора не было полного единообразия в ежегодном великом праздновании Пасхи — Светлого Христова Воскресения. Но святые отцы Первого Вселенского Собора (325) установили единый принцип определения дня ежегодного празднования Пасхи Христовой, и этого принципа Церковь Христова Православная держится до сего дня.
Из великих церковных праздников в доникейскую эпоху упоминаются Пятидесятница (конец II века), в которую, как и на Пасху, как и в Воскресный день, молящиеся не преклоняли колена, и Богоявление (III в.). Кроме того, уже со 2-го столетия имеется ряд свидетельств о богослужебном чествовании святых мучеников.
Установление других великих церковных праздников (в том числе тех, которые сейчас принято называть двунадесятыми) относится к эпохе Вселенских Соборов, когда после прекращения гонений Церковь Христова Православная могла свободно праздновать священные евангельские события и памяти святых; когда воздвигались величественные храмы в Иерусалиме, Вифлееме и на Фаворе; когда по всему христианскому миру распространялись драгоценнейшие свидетельства церковного предания о жизни и успении Пресвятой Богородицы, об апостольской проповеди и страданиях учеников Христовых, о подвигах мучеников и мучениц, преподобных отцов и матерей.
Священные события, раскрывающие домостроительство спасения рода человеческого (Рождество Христово, Крещение Господне, Преображение, Благовещение Пресвятой Богородицы, Всечестное Успение Богородицы и другие), церковно-исторические события (Воздвижение Креста Господня, освящение храма Воскресения в Иерусалиме, Преображения на Фаворе, обретение мощей святых апостолов и мучеников), — все это запечатлевалось в церковных молитвословиях, а затем и в целых чинопоследованиях. Одни праздники зависели от времени празднования Пасхи (Пятидесятница, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне), другие устанавливались в определенный день и месяц. В совокупности же все церковные праздники и посты отражали, с одной стороны, церковное предание, а с другой — жизнь и историю Церкви.
В эпоху Вселенских Соборов из многочисленных древних чинопоследований Божественной Литургии Церковь избрала те, которые сохранились в богослужебной практике и до сего дня, — эти Литургии носят имена святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, апостола Иакова и святителя Григория Двоеслова (Литургия Преждеосвященных Даров).
С апостольских времен на церковном Богослужении читались книги Священного Писания Ветхого Завета и пелись псалмы. Впоследствии на Богослужении стали читаться и книги Нового Завета — Евангелие и Послания апостолов. Во времена святителя Иоанна Златоуста (IV в.), по-видимому, имелся определенный порядок церковных богослужебных чтений из книг Священного Писания, потому что святитель Иоанн рекомендовал своим слушателям прочитывать евангельские отрывки, читаемые в храме.
Тот же святитель писал, что во время Пятидесятницы в храме читалась книга Бытия, а от Пасхи до Пятидесятницы — книга Деяний святых апостолов. Святитель Амвросий Медиоланский (†397) писал, что на Великой седмице (перед Пасхой) в храме читалась Книга Иова. Все это говорит о том, что сохраняемый Православной Церковью богослужебный порядок чтений из книг Священного Писания принципиально сложился в эпоху Вселенских Соборов. Древнейшие рукописи Церковных Уставов (VIII–X вв.) то же самое свидетельствуют о пении и чтении псалмов на церковном Богослужении.
В VI–IX веках в Церкви Христовой Православной сформировался круг суточного церковного Богослужения, включающий вечерню, повечерие, полунощницу, утреню и службы часов. Драгоценным наследием богослужебной практики эпохи Вселенских Соборов является всенощное бдение.
К VI–VII векам относится происхождение акафиста — «неседальной песни» в честь и славу Богородицы. Типиконом, то есть Церковным Уставом, предписывается пение этого акафиста на утрени 5-й субботы Великого поста. Ради этой службы и сам праздник именуется «Похвала Богородицы», или Суббота акафиста. Этот акафист, легко узнаваемый по припеву «Радуйся, Невесто Неневестная», стал образцом для всех других акафистов — хвалебно-благодарственных молитвословий Пресвятой Троице, Христу Спасителю, Богоматери (ради многочисленных Ее чудотворных икон), ангелу-хранителю и святым угодникам Божиим.
К концу означенной эпохи Церковь обогатилась таким сокровищем, как Октоих, составление которого церковное предание связывает с именем великого песнотворца преподобного Иоанна Дамаскина.
«Период VI–VIII веков должен быть признан решающим в истории Богослужения. Это — время образования уставов монастырской службы. Первые формы Типикона появляются, по-видимому, в эти века. В Палестине — деятельность святого Саввы, Евфимия, Феодосия киновиарха, на Синае — преподобного Нила и других савваитской школы песнописцев. Иерусалимский устав вводит „бдения“, длившиеся с вечера до утра. На Синае мы знаем, что уже появляются тропари на „Господи воззвах“, кристаллизируется вечерня; кроме того, на утрени пелись кондаки, сокращенные еще каноны» (Архимандрит Киприан (Керн). Литургика: гимнография и эортология. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1997. С. 102).
Постепенное преобладание канонов (на утрени) связано с пасхальным благовестием, раскрывающимся в новозаветном Богослужении. В основу каждой песни канона полагалась одна из библейских песней (например, пасхальная песнь Моисея, молитва пророка Ионы, песнь трех отроков, песнь Богородицы). Эти ветхозаветные и новозаветные библейские песни стали основой полных канонов (9 песней), а также трипеснцев и двупеснцев, которые поются Великим постом.
Непреходящая ценность церковного Богослужения заключается не только в том, что оно выражает молитвенный опыт предшествующих поколений христиан, но и в том, что церковные праздники, посты и богослужебные тексты выражают веру Церкви Христовой Православной. Чего, например, стоит один Октоих. Это же подлинная сокровищница богословия!
Церковное Богослужение развивалось и после Вселенских Соборов. Но это развитие касалось уже не столько структуры и основного содержания церковных служб, сколько умножения церковных праздников (например, Покров Пресвятой Богородицы, память новопрославляемых святых угодников Божиих, праздники в честь чудотворных икон, обретения святых мощей). Новые церковные праздники в соответствии с богослужебным уставом соединялись с прежними, малые праздники — с великими. В разных Поместных Православных Церквах имелись свои богослужебные особенности, но в целом богослужебный строй Церкви Христовой Православной определился именно в эпоху Вселенских Соборов.
В заключение следует отметить, что в древности не обнаружено попыток создания специальных богослужебных уставов для приходских храмов. Приходские церкви заимствовали устав монастырских служб и в меру возможностей стремились подражать ему. И если отличия были между различными монастырскими уставами, то тем более понятно, что в приходском Богослужении едва ли было возможным исполнять какойлибо монастырский устав во всей полноте и точности. Кроме того, следует учесть, что монастырский устав всегда касался не только порядка и содержания церковных чинопоследований, но и поста, и правил общежития, и многих других вопросов. Поэтому тем более ценно то, что современная общецерковная богослужебная практика следует древнецерковной молитвенной практике великих подвижников веры и благочестия.

Вопросы и задания

  1. Какой церковный праздник лежит в основании всех церковных праздников?
  2. Какие древние Церковные Уставы, помимо Иерусалимского, вы знаете?
  3. Когда и где сложился церковный чин всенощного бдения?
  4. Напишите реферат на тему: «Вселенские Соборы в Церковной истории».

Литература

  1. Скабалланович М. Толковый Типикон. М.: «Паломник», 1995.
  2. Архимандрит Киприан Керн. Литургика: гимнография и эортология. М.: Изд. Крутицкого Патриаршего подворья, 1997.

Предыдущая тема | Содержание | Следующая тема