Тема 13. Каноническая деятельность Вселенских и Поместных Соборов IV–VIII веков


Предыдущая тема | Содержание | Следующая тема


При изучении Церковной истории эпохи Вселенских Соборов наибольшее внимание обычно уделяется догматической деятельности Соборов и тем обстоятельствам церковной жизни, которые были связаны с вероучительными спорами. Вопрос о канонической деятельности Вселенских Соборов и тех Поместных Соборов, которые получили одобрение Вселенских, в курсе Церковной истории как правило стоит на втором плане или вообще является предметом рассмотрения другой богословской дисциплины — Церковного (Канонического) права.
Между тем именно церковные правила (каноны) всесторонне характеризуют церковную жизнь эпохи Вселенских Соборов. Эти правила многообразны: они защищают веру и единство Церкви, охраняют литургическое предание Церкви, определяют наилучшую богослужебную церковную практику, указывают чистые источники церковного богословия, отражают церковно-административное устройство рассматриваемой эпохи, определяют церковную дисциплину, отделяют подлинно церковные установления от мнимых, пресекают суеверия, указывают принципы церковного отношения к мирской власти, врачуют нравы членов Церкви, показывают пути к разрешению многих недоумений, встречающихся в церковной жизни.
Невозможно даже кратко перечислить предметы и темы, которых касаются церковные правила (каноны), принятые на Вселенских Соборах и на тех Поместных Соборах, которые происходили в указанную эпоху и определения которых были утверждены Вселенскими Соборами. Некоторые правила были откорректированы или отменены правилами последующих Соборов. На некоторых правилах лежит печать времени, и сейчас очевидна их историческая обусловленность. Но в совокупности своей все церковные правила (каноны), вошедшие в канонический кодекс Церкви Христовой Православной, остаются незыблемым основанием веры Церкви, церковного устройства и церковной жизни.
Цель Святых Вселенских и Поместных Соборов прекрасно сформулирована в «Исповедании Православной Веры» святителя Григория Паламы (†1359): «Мы принимаем тоже все Святые Соборы, проведенные Божиею благодатию в свое время и место для утверждения благочестия и евангельской жизни». Следовательно, назначение соборных церковных правил (канонов) — утверждение благочестия и евангельской жизни верных чад Церкви Христовой Православной.
Правила (каноны) — это церковные ответы на вопрос, «как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). Глава Церкви — Христос. Одухотворяется Церковь Духом Святым. «Наше учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия в свою очередь подтверждает наше учение» (священномученик Ириней Лионский; †202). С верными Господь Иисус Христос обещался пребывать до скончания века. Поэтому все церковные установления и правила (даже те, которые помогают регулировать церковнообщественные отношения) имеют премирную цель — наше спасение. Святитель Григорий Палама, кратко перечислив источники церковного предания, так заканчивает свое «Исповедание»: «Мы соединяем все это с нашим чаянием воскресения мертвых и бесконечной жизни будущего века».
В качестве примера того, как церковные правила отражают Церковную историю, можно привести следующие данные.
От Первого Вселенского Собора осталось 20 правил. 20-е правило показывает, что в некоторых епархиях, вопреки общецерковному обычаю, коленопреклонные молитвы совершались и в День Господень (Воскресенье), и в дни Пятидесятницы. Чтобы достигнуть единообразия богослужебной практики, «угодно Святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу». Пасхальный смысл этого установления (не преклонять колена на молитве в Воскресенье и дни Пятидесятницы) разъясняет святитель Василий Великий: «Ибо не токмо, яко совоскресшие Христу и долженствующие искати горнего, стоянием во время молитв в день Воскресения напоминаем себе о благодати, нам дарованной, но и потому сие творим, яко день сей мнится быти неким образом чаемого века» (91-е правило). Известно, что Первый Вселенский Собор утвердил единообразие по вопросу о времени празднования Пасхи.
В эпоху Вселенских Соборов состоялось десять Поместных Соборов, правила которых вошли в канонический кодекс Церкви Христовой Православной. Два из них предшествовали Первому Вселенскому Собору, два — последовали Седьмому Вселенскому Собору. Анкирский Поместный Собор 314 года оставил 25 правил, Неокесарийский около 319 года — 15 правил, Гангрский середины IV века — 21 правило, Антиохийский 341 года — 25 правил, Лаодикийский второй половины IV века — 60 правил, Сардикийский 343–344 годов — 20 правил, Константинопольский 394 года — одно постановление, Карфагенский 348–419 годов — 147 правил и одно послание.
Общецерковное значение этих правил было засвидетельствовано 2-м правилом Шестого Вселенского Собора (Трулльского).
Так называемый Двукратный Собор в Константинополе 861 года оставил 17 правил, Собор в храме Святой Софии Константинополя в 879 году — 3 правила.
В качестве примера того, как соборные правила отражают церковную жизнь, можно указать на Гангрский Собор. Этот Поместный Собор состоялся в середине IV века в Гангре (Малая Азия). Отцы Гангрского Собора ограждали веру и жизнь Церкви от Евстафия Севастийского и его последователей, которые под предлогом благочестия отрицали церковные установления и обычаи — гнушались браком, мясной пищей, добротной одеждой, церковными службами, трапезами и собраниями. В своих правилах отцы Гангрского Собора называют подобное подвижничество мнимым. Последнее правило этого Собора как бы подводит итог всем предыдущим правилам:
«Сия же пишем, поставляя преграды не тем, которые в Церкви Божией, по Писанию, подвижничествовати желают, но тем, которые подвижничество приемлют в повод гордости, возносятся над живущими просто и вопреки Писаниям и церковным правилам вводят новости. Таким образом мы и девство, со смирением соединенное, чтим, и воздержание, с честностью и благочестием соблюдаемое, приемлем, и смиренное отшельничество от мирских дел одобряем, и брачное честное сожительство почитаем, и богатства с правдою и благотворением не уничижаем, и простоту и малоценность одежд, употребляемых токмо ради попечения о теле неизысканного, похваляем, а изнеженного в мягкой одежде хождения отвращаемся, и домы Божии почитаем, и собрания, бывающия в них, яко святыя и полезные приемлем, не заключая благочестия в домах, но почитая всякое место, созданное во имя Божие, и хождение в церковь Божию на пользу общую приемлем, и избыточествующия благотворения братий, по преданиям, посредством Церкви нищим бывающия, ублажаем, и, да речем вкратце, желаем, да бывают в Церкви вся принята от Божественных Писаний и апостольских преданий».
Каноническая деятельность Вселенских и Святых Поместных Соборов IV–VIII веков определила церковноканонический строй Церкви Христовой Православной и на грядущие столетия — вплоть до настоящего времени. Отступления от этого строя приводили к отделениям от церковного единства. Верность церковным правилам — это верность спасительному преданию Церкви Христовой Православной и церковному единству. Но следование церковным правилам (канонам) должно быть таким же, как следование верных чад Церкви Священному Писанию. Как в полноте соборного сознания Церковь является хранительницей Писания, так же соборным сознанием хранит она и священное предание, отраженное в канонах. Мартин Лютер изменил церковный принцип «Церковь — хранительница Писания» на противоположный — «Только Писание!». И тем самым положил начало новым течениям и разделениям. Точно так же и принцип «Только каноны!» может стать основой для церковных расколов, если эти священные каноны будут толковаться по личному разумению, а не соборным сознанием Церкви Христовой Православной.
Церковные правила в совокупности с символами и догматами, утвержденными Вселенскими Соборами, запечатлели веру Церкви, которой мы, православные христиане, хвалимся на молебне в Неделю Торжества Православия: «Сия Вера Апостольская, сия Вера Отеческая, сия Вера Православная, сия Вера вселенную утверди!»

Литература

  1. «Правила Православной Церкви с толкованием Никодима, епископа Далматинско-Истринского»: В 2-х тт. М., 1994.
  2. Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право. М., 1994.

Предыдущая тема | Содержание | Следующая тема