Тема 12. Догматическая деятельность Вселенских Соборов


Предыдущая тема | Содержание | Следующая тема


Общецерковное значение Святых Вселенских Соборов заключается в том, что эти Соборы определили веру Церкви. Что значит «определили»? Определили — значит запечатлели спасительную веру Церкви в словесных вероисповеданиях, ограждавших верных чад Церкви от уклонения в совсем иную веру или веру, в какой-то мере отличавшуюся от православного единомыслия.
Архиепископ Василий (Кривошеин; †1985), один из авторитетнейших православных богословов современности, раскрывая значение веры православной как веры отеческой, писал, что Церковь Христова «свято хранит веру, однажды и раз навсегда переданную святым (Иуд. 3). „Последуя святым отцам“, — так начинают свое знаменитое определение о вере (όρος) отцы Четвертого Халкидонского Собора. Таким путем и впредь должно идти подлинное православное богословие. Верность отцам — его основной признак. Не потому только, что они древние отцы, хотя свидетельство древности всегда ценно, а потому, что в их творениях подлинно выражена вера церковная, как ее предвещали пророки, научил Христос словом и делом, проповедали силою Духа Святого апостолы, определили Соборы, разъяснили отцы. „Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди“» (Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий. Символические тексты в Православной Церкви // «Богословские труды». № 4. М.: Изд. Московской Патриархии, 1968. С. 9).
Верою во Отца и Сына и Святого Духа, верою, что Иисус Христос есть истинный Бог наш — этой спасительной верой Церковь Христова жила со дня Сошествия Святого Духа на апостолов и на уверовавших по их проповеди в самый день Пятидесятницы. Уверовавших людей апостолы крестили «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19), а совершая Евхаристию, преподавали братьям и сестрам во Христе «благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа» (2 Кор. 13, 13).
Но это живое и полное благодати литургическое свидетельство веры Церкви потребовало особого всецерковного словесного утверждения, когда еретические разномыслия силились, подобно страшной морской буре, потопить церковный корабль. Опасность ересей в том и заключалась, что они спасительную веру Церкви хотели подменить иными верованиями.
Первые два Вселенских Собора были созваны для поражения ересей Ария, Апполинария и Македония, искажавших церковное вероучение о Сыне Божием и Святом Духе. Третий, Четвертый, Пятый и Шестой Вселенские Соборы осудили заблуждения еретиков — несториан, монофизитов и монофилитов. Седьмой Вселенский Собор разоблачил ересь иконоборцев, отвергавших иконы как церковную святыню.
Но историю Вселенских Соборов все же не следует представлять как историю ересей. История Вселенских Соборов — это прежде всего история утверждения спасительной веры Церкви в мире, где, наряду с пшеницей, сеялось столь много иных семян (Мф. 13, 24–30), что для произрастания и охранения евангельского слова (Мк. 4, 14) необходима была благодатная помощь Божия. Святые отцы Вселенских Соборов имели эту благодатную помощь для утверждения Веры Православной.
Если мы откроем «Книгу Правил», представляющую собой собрание вероучительных и церковно-дисциплинарных правил Церкви Христовой Православной, то найдем там пять утвержденных Святыми Вселенскими Соборами вероучительных текстов (их названия даются по-церковнославянски):

  1. «Символ веры трех сот осминадесяти святых отец Перваго Вселенскаго Собора, Никейскаго» (325 г.).
  2. «Символ веры ста пятидесяти отец Втораго Вселенскаго Собора, Константинопольского» (381 г.).
  3. «Догмат шести сот тридесяти святых отец Четвертаго Вселенскаго Собора, Халкидонскаго „О двух естествах во Едином Лице Господа нашего Иисуса Христа“» (451 г.).
  4. «Догмат ста седмидесяти святых отец Шестаго Вселенскаго Собора, Константинопольскаго „О двух волях и действиях в Господе нашем Иисусе Христе“» (680 г.).
  5. «Догмат трех сот шестидесяти седми святых отец Седьмаго Вселенскаго Собора, Никейскаго „О иконопочитании“» (787 г.).

Догматическая деятельность всех семи Вселенских Соборов имеет полную взаимосвязанность. Второй Вселенский Собор пополнил вероизложение Первого Вселенского Собора, и утвержденное этим Собором вероизложение в настоящее время известно под именем Никео-Цареградского Символа веры. Слово «единосущный» в этом Символе веры навсегда отвергло опасность возрождения арианских заблуждений среди верных чад Церкви Христовой Православной. «Единосущный Отцу» — значит истинный Бог («Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного»).
Третий и Четвертый Вселенские Соборы единосущие Христа Сына Божия с Богом Отцом защитили против несториан и монофизитов, которые считали неразумной веру во Единого Господа Иисуса Христа как истинного Бога и совершенного Человека, во всем подобного нам, кроме греха. Отцы Четвертого Вселенского Собора согласно научили веровать в «Единого и Тогожде Христа, Сына, Господа Единороднаго, во двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого». Как написано в догматике 3-го гласа, «никакоже претерпевшаго изменения, или смешения, или разделения, но обою существу свойство цело сохраншаго». «Пятый и Шестой Соборы пополнили и уточнили христологические определения Третьего и Четвертого Соборов» («Богословские труды». № 4. М., 1968. С. 6).
Божественное откровение свидетельствует нам о Христе Спасителе: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1, 14); «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16).
Ум человеческий в силу своей ограниченности не может постичь тайны Троичности Божества и Богочеловечества Христа Спасителя, потому что Христос верою вселяется в сердца наши (Еф. 3, 17) и озаряет нас Троическим Светом: «Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, Нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть» (песнопение в конце Литургии).
Седьмой Вселенский Собор, на первый взгляд, кажется, имел особую догматическую тематику. Но по учению преподобного Иоанна Дамаскина († ок. 780), великого поборника иконопочитания, защита икон была защитой веры Церкви в истинное Боговоплощение, то есть также имело отношение к Христологии.
«Честь, воздаваемая образу (иконе), — определили святые отцы Седьмого Вселенского Собора, — преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, поклоняется существу изображенного на ней».
«Догмат иконопочитания завершает таким образом догматическую „диалектику“ эпохи Вселенских Соборов, сосредоточенную, как мы уже говорили, на двух основоположных темах христианского откровения: на учении о Троице и на учении о Богочеловечестве. В этом отношении „вера семи Вселенских Соборов и отцов“ есть вечный и непреложный фундамент Православия» (Протопресвитер Александр Шмеман. Исторический путь Православия. С. 253).
Как же литургически выражается эта спасительная вера Церкви, запечатленная отцами семи Вселенских Соборов в указанных догматических текстах?
Никео-Цареградский Символ веры мы всегда поем или читаем на Божественной Литургии, при совершении Таинства Крещения, в утренних домашних молитвах и на различных церковных чинопоследованиях.
Вероопределение Четвертого Вселенского Собора наиболее полное отображение получило в догматиках — песнопениях Октоиха, которые часто поются на церковных службах. Особое внимание следует обратить на догматики 3, 6, 7 и 8-го гласов.
Вероопределение Шестого Вселенского Собора отразилось в тропарях воскресных канонов (см., например, 1-й тропарь воскресного канона 5-го гласа).
Догмат об иконопочитании находит подробное отображение в службе «Недели первой Великого поста» (Торжества Православия), а также в службе «Святых отец Седьмаго Вселенского Собора», совершаемой в Воскресенье, ближайшее к 11 октября (по церковному календарю).
В указанных богослужебных текстах находится подробное литургическое раскрытие догматов, утвержденных святыми отцами семи Вселенских Соборов.
Издатели «Деяний Вселенских Соборов» (1908) в предисловии к четырехтомному собранию церковно-исторических документов, отражающих деятельность этих Соборов, дали следующую характеристику Вселенским Соборам: «Нет нужды много говорить об особенной важности их в Церкви. Каждый из них был выражением разума и голоса Вселенской Церкви, то есть всех мест и всех предыдущих времен христианства, а все вместе они составляют самое полное и живое свидетельство древней Церкви в отношениях догматическом, каноническом, иерархическом, нравственном. Они сами в себе выразили и утвердили на все последующие времена чистейшее, изначальное церковное предание, раскрыли и во всей точности определили и изложили догматы веры» («Деяния Вселенских Соборов». Т. 1. Репринт с изд. 1908 г. Казанской Духовной Академии. СПб., 1996. С. 3).

Вопросы и задания

  1. На каких церковных чинопоследованиях читается или поется Никео-Цареградский Символ веры?
  2. Сравните текст вероопределения Четвертого Вселенского Собора с текстами догматиков восьми гласов. Найдите соответствия вероопределения догматикам.
  3. Найдите в воскресных стихирах и канонах Октоиха тексты, отражающие вероопределения Шестого Вселенского Собора.
  4. Покажите, как в службе Недели первой Великого поста (Торжества Православия) и праздника Святых отцов Седьмого Вселенского Собора отразился догмат этого Собора об иконопочитании.

Литература

  1. «Книга Правил Святых Апостолов, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых отец». М., 1901. (Или иное издание.)
  2. Октоих.
  3. Триодь Постная.
  4. Минея Октябрь (служебная).
  5. «Деяния Вселенских Соборов». Т. 1–4. 5-е изд. СПб., 1996.

Предыдущая тема | Содержание | Следующая тема