Тема 11. Эпоха Вселенских Соборов


Предыдущая тема | Содержание | Следующая тема


После Миланского эдикта (313 г.) гонения на христиан в Римской империи законодательно были прекращены. Но Константин Великий не сразу стал единодержавным правителем всей Римской империи, до 323 года ему приходилось воевать со своими соперниками. На территориях, не подвластных Константину Великому, еще не везде установилось терпимое отношение к христианам. И по местам порой наблюдались вспышки гонений. На одной из окраин Римской империи (в Армении) на озере Севастийском около 320 года пострадали 40 мучеников, то есть спустя несколько лет после официальной отмены преследований христиан.
После прекращения гонений на христиан многие люди смогли беспрепятственно принимать крещение и становиться членами Церкви. Стали строиться многочисленные храмы. Стараниями матери императора Константина величественные храмы воздвигались в Вифлееме, Иерусалиме и в других местах Святой Земли.
Миссионеры шли с проповедью Евангелия к народам, соседствовавшим с Римской империей. В IV веке множество ревностных христиан устремилось в пустынные места к основателям монастырей и скитов. Египет и Палестина дали миру целый сонм великих подвижников веры и благочестия, которые до сего времени являются примером монашеской жизни.
Но самой отличительной чертой эпохи, последовавшей за эпохой гонений, стали Святые Вселенские Соборы. Эти Соборы созывались по примеру Апостольских, чтобы разрешить насущные проблемы церковной жизни (Деян. гл. 15). Известны Поместные Соборы II–III веков, которые решали вопросы, касавшиеся отдельных Поместных Церквей. В 325 году в Никее собрался Собор, получивший в Церковной истории наименование Первого Вселенского Собора. Причиной созыва его стала ересь пресвитера Ария из Александрии. Этот Собор осудил арианство, запечатлев в Символе веры спасительную веру Церкви.
В 381 году в Константинополе состоялся Второй Вселенский Собор, в 431 году в Ефесе — Третий, в 451 году в Халкидоне — Четвертый, в 553 году в Константинополе — Пятый, в 680 году в Константинополе же состоялся Шестой и в 787 году в Никее — Седьмой Вселенский Собор.
Каждый из этих Соборов собирался тогда, когда ереси или расколы приводили в расстройство церковную жизнь во многих Поместных Церквах и не было другой возможности уврачевать эти соблазны. На Соборы приезжали представители разных Церквей Востока и Запада, чтобы с Божией помощью прекратить разделения, отвергнуть ереси и утвердить правила веры и церковного устройства.
Решения Соборов не всегда сразу производили умиротворение. Например, после отвержения арианства в 325 году еще десятки лет арианские смуты обуревали некоторые Поместные Церкви Востока. После отвержения иконоборчества в 787 году через несколько лет вновь вспыхнули гонения на святые иконы. И только в 843 году в Константинополе утвердилось иконопочитание.
Следовательно, эпоху Вселенских Соборов (IV–VIII вв.) нельзя представлять как время безмятежного благоденствия в жизни церковной. Ереси и расколы стремились потопить церковный корабль, и святым подвижникам веры и благочестия нужно было прилагать много усилий, чтобы сохранить веру Церкви. Эпоха Вселенских Соборов дала Церкви целую плеяду защитников Православия, без которых нельзя представить Церковную историю того времени. Защищая веру Церкви, отцы Церкви эпохи Вселенских Соборов написали множество богословских трудов, которые стали драгоценным вкладом в сокровищницу церковного богословия.

Литература

  1. В.В.Болотов. Лекции по истории древней Церкви. Кн. 3 и 4. М., 1994.
  2. Протопресвитер Александр Шмеман. Исторический путь Православия. М., 1993.

Предыдущая тема | Содержание | Следующая тема