Тема 10. Церковь мучеников


Предыдущая тема | Содержание | Следующая тема


«Церковь послеапостольского периода была Церковь мучеников» (В.В.Болотов. Лекции по истории древней Церкви. Т. 2. М., 1994. С. 2). Мученичество — это самое характерное явление в церковной жизни первых трех веков христианства.
Апостолы называли себя «свидетелями Воскресения Христова» (Деян. 2, 32; 3, 15). Веру в распятого и воскресшего Христа Его посланники засвидетельствовали своей мученической смертью. Их добровольные страдания и смерть за Христа воплощали возвещенную Христом истину о бессмертии и жизни вечной.
Поэтому и смерть каждого мученика Церковь воспринимает как совершающуюся победу смерти Христовой. Мученики — это борцы веры, а мучение — церковный подвиг, продолжающий крестный подвиг Христа Спасителя, воскресшего из мертвых.
На церковном Богослужении мы часто слышим имена «святых славных и добропобедных мучеников», пострадавших за Христа в ту древнюю эпоху гонений на христиан. Мученики в молитвах церковных часто называются «победителями». Великомученик Георгий наименован Церковью Победоносцем. О какой же победе здесь говорится?
Христос воскрес из мертвых, «смертию смерть поправ». «Через Святое Крещение и Причащение уверовавшие во Христа приобщаются Христовым страданиям и крестной смерти» (Рим. 6, 3; Лк. 22, 19–20). Но, подобно большинству апостолов, христиане первых веков христианства становились участниками Христовых страданий не только священнотаинственно (благодатно) в Крещении и Причащении. Причастниками спасительных страданий и животворящей смерти Христа Спасителя они становились и непосредственно, следуя за Христом на крест, на костер, под меч или на растерзание к хищным зверям.
Причем «в мученичестве, под каковым словом должно разуметь только церковное мученичество, было влечение не к крови и к страданиям, всегда нетрезвенное, всегда лихорадочно исступленное и содержащее в себе жестокую чувственность самоистязания, а — тяга к новой, высшей реальности, ощущение в себе прорастающих семян иного бытия: „ибо семенем жизни стала смерть Христа“. Открылась новая жизнь, и, по мере распространения этого семени, ширится круг людей, причастных к опыту вечной жизни, и всё в большем числе представителей рода человеческого возникает ощущение бытия более полного и более крепкого, нежели самый мир» (Священник Павел Флоренский. Из богословского наследия // «Богословские труды». № 17. М.: Изд. Московской Патриархии, 1977. С. 167).
Победу Христа над смертью мученики воспринимали как свою. Вот слова современника и очевидца событий, происшедших в Карфагене 7 марта 203 года: «Настал день победы мучеников, и пошли они на амфитеатр, как на небо, веселые с лицами светлыми, трепеща не от страха, а от радости. Перпетуя шла поступью торжественною, как матрона Христова, как Богу возлюбленная, потупив светлые очи свои вниз. Радовалась и Фелицата, что родила благополучно, так что могла идти от бабки к сеточнику». Перед отданием зверям на женщин накидывались сети. Накидывавший назывался сеточником.
«Когда они приведены были к воротам, и стали принуждать их к тому, чтобы мужчины оделись в платья жрецов Сатурна, а женщины — в платья жриц Цереры, то они решительно отказались от этого. „Мы, — сказали они, — пришли сюда добровольно, чтобы свобода наша не была нарушена, для того мы и души наши полагаем, чтобы не делать нам чего-либо подобного“. На этот раз неправда признала правду. Трибун уступил, позволив ввести их в собственной одежде. Перпетуя пела псалмы, наступая уже на голову египтянина».
Это строки из древних мученических актов, свидетельствующих о страданиях карфагенских мучеников Перпетуи, Сатура, Ревоката, Сатурнина, Секундула и Фелицаты («Избранные жития святых» / Изд. Сергием (Спасским), архиепископом Владимирским. Владимир, 1893. С. 5–15). «Наступая на голову египтянина» — это пасхальное восприятие мучений за Христа. Ветхозаветная Пасха (победа над египтянином) была в глазах древних христиан прообразом победы Христа над смертью.
Когда мучеников поставили перед правителем, то они жестами показали ему — «ты нас, а тебя Бог» будет судить. Зрители, жаждущие крови, стали требовать, «чтобы строй охотников (натравлявших зверей) нанес им бичевания, а они радовались, что восприняли нечто от страстей Господних». Из Евангелия мы знаем, что Христа перед распятием подвергли бичеванию (Ин. 19, 1).
На мужчин выпустили леопарда, медведя, а затем кабана. Кабан, однако, напал вдруг «на самого натравлявшего охотника и тяжко ранил его, так что тот через день после зрелища умер. Сатур привязан был на мосту и предан медведю, но медведь не пошел на него из своей берлоги, и так и в другой раз он остался невредим».
О страданиях женщин-христианок очевидец писал следующее. «Женам диавол приготовил сверх обыкновения свирепейшую буйволицу. Их стали выводить раздетых и покрытых сетями. Народ, увидя юную жену и другую с текущим из грудей молоком после родов, поднял ропот. Их возвратили, одели и снова вывели. Буйволица бросила Перпетую вверх, она упала поясницею и, севши, стала покрывать разорванною своею одеждою свое бедро, более по стыдливости, чем по боли. Потом поправила свои растрепанные волосы, ибо неприлично было мученице страдать с распущенными волосами, дабы не показалось, что она печалится в своей славе. Затем она встала и, увидев Фелицату поверженною, подошла к ней, подала ей руку и подняла ее. Итак, они встали. Ярость народа утихла, и они уведены в ворота Санавиварийские (врата жизни). Там она принята оглашенным по имени Рустиком». Рустику она сказала: «Стойте в вере, и все друг друга любите».
Далее в мученических актах повествуется о том, как Сатур увещал уверовать во Христа воина Пуденса. Перед кончиной он сказал воину: «Прощай и помни мою веру, и пусть это тебя не устрашает, но укрепляет». Тех мучеников, которых не умертвили дикие звери, мучители секли мечом, как агнцев Христовых. Первым взошел на место усекновения Сатур, которому было небесное видение, и первым он предал дух свой Господу. Перпетую неопытный гладиатор не смог умертвить с первого удара, и был слышан ее крик от нестерпимой боли.
Древний переписчик этих мученических актов писал после описания смерти Перпетуи: «Здесь конец актам их. Мощи их погребены были христианами в Карфагене, и впоследствии на том месте воздвигнута церковь». Ежегодно в эту церковь в день памяти их устремлялось ­множество паломников. Память их Церковь Христова Православная совершает 1 февраля (14 февраля по н.ст.), в канун праздника Сретения Господня.
Это лишь одно из многочисленных свидетельств о мучениках первых трех веков Церковной истории. В церковном календаре редкий день не встречается память кого-либо из древних христианских мучеников. Многочтимых великомучеников, великомучениц Церковь поминает не только в дни их памяти, но часто и в другие дни. Это святые великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Мироточивый, Пантелеимон Целитель, великомученицы Варвара, Параскева, Анастасия и некоторые другие. С большой любовью христиане почитают память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Евсевий Памфил, очевидец гонений, в 8-й книге «Церковной истории» (IV в.), после описания ряда примеров мученичества, писал: «Зачем упоминать мне по именам остальных, пересчитывать множество людей или описывать многоразличные мучения дивных мучеников? Одних, как в Аравии, зарубили секирами; другим, как в Каппадокии, ломали ноги; иногда подвешивали головой вниз и разводили под ними слабый огонь, люди задыхались в дыму, поднимавшемуся от горячих сучьев, как случилось в Месопотамии; а иногда, как в Александрии, им отрезали носы, руки и уродовали другие члены и части тела. Вспоминать ли антиохийских мучеников, которых поджаривали на раскаленных решетках с расчетом не сразу их умертвить, а подольше мучить; другие предпочитали положить в огонь правую руку, чем прикоснуться к мерзкой жертве» (Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993. С. 302–303).
Готовые принести себя в жертву за имя Христово, мученики не хотели даже прикасаться к жертвам идольским. Прославляя святых мучениц, Церковь называет их агницами, закланными за Христа: «Агница Твоя, Иисусе», — так начинается тропарь святым мученицам. А в тропаре мученикам Церковь прославляет их как победителей. «Мученик Твой, Господи, (имя мученика) во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего, имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи».
В начале эпохи гонений нередко слышался вопль язычников: «Христиан — ко львам!» К концу эпохи гонений в амфитеатрах можно было услышать другие возгласы: «Велик Бог христианский!»
«Венцы мученичества сплетаются смертью», — говорил святитель Иоанн Златоуст. На гробницах святых мучеников древние христиане совершали Божественную Литургию. На месте их страдания или погребения устраивались храмы. Мощи их Церковь хранит как великую святыню. Иконы святых мучеников известны с самых древнейших времен. Мученические акты, содержащие свидетельства об их подвигах, стали основой для написания их Житий. В честь мучеников христиане дают имена своим детям, веруя в их покровительство. Мученикам посвящено множество церковных служб, молитв и песнопений.
Христиане последующих столетий в лице древних мучеников всегда видели пример для подражания. По словам протопресвитера Александра Шмемана (†1983), для Церкви гонения — не трагическое недоразумение, а лучший залог победы (Протопресвитер Александр Шмеман. Исторический путь Православия. М., 1993. С. 63). «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5, 4).

Вопросы и задания

  1. Какие из многочтимых Церковью мучеников и мучениц пострадали за Христа в эпоху гонений в период до 313 года?
  2. Прочтите о гонениях на христиан в «Церковной истории» Евсевия Памфила.
  3. Прочтите о гонениях на христиан в «Очерках из истории Церкви» священника Сергия Мансурова.

Предыдущая тема | Содержание | Следующая тема