Тема 9. Причины гонений на христиан в древней Церкви


Предыдущая тема | Содержание | Следующая тема


Основная причина гонений на христиан в древней Церкви была уже указана в предыдущем занятии. Глава Церкви Христос (Еф. 1, 22) Сам претерпел гонения, мучения и крестную смерть, и путь крестоношения заповедал Своим последователям (Ин. 15, 18–21; 2 Тим. 3, 12). Причем, если всякое благодеяние, сделанное человеком ближнему, Христос относит к Себе Самому, то и гонения на христиан Он воспринимает как гонение на Него Самого. «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9, 4) — обращается Воскресший Христос к гонителю христиан Савлу на его пути в Дамаск.
Вслед за апостолами, непосредственными учениками Иисуса Христа, святые мученики первых веков христианства несли миру благую весть — Евангелие. Через Евангелие Христово они возвещали новую жизнь и потому были гонимы за Христа.
Зная эту основную причину гонений на христиан в древней Церкви, церковные историки старались объяснить и другие причины гонений. Рассмотрение этих причин помогает понять веру и жизнь христиан первых трех веков христианства.
Профессор В.В.Болотов рассматривает гонения на христиан со стороны простого народа, со стороны правительства Римской империи, а также нападки со стороны интеллигенции. Кроме того, он излагает юридические основания преследований христиан и форму судопроизводства над ними (Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 2. С. 10–44).
Профессор А.П.Лебедев (†1908) также рассматривает причины гонений: государственных, религиозных, общественных (Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в грекоримском мире при Константине Великом. С. 5–36).
Обозревая один и тот же период и пользуясь в большинстве случаев одними и теми же источниками, оба историографа стараются дать ответ на вопросы, почему же возникли гонения в древнехристианскую эпоху и каков был характер этих гонений.
Почему возникли преследования христиан со стороны народа? В.В.Болотов считает, что простолюдин наиболее сохранил остатки прежней языческой веры. «Теоретические вопросы: есть ли Бог? и те боги, которых чтит государство, заслуживают ли почитания? — лежат вне народного кругозора. Народу было ясно только одно, что существует нечто, посылающее благо или зло, чаще — зло, поэтому это нечто следует задабривать, а задабривать можно только традиционными средствами — исполнением тех или других церемоний. Раз явилось христианство, препятствовавшее исполнению этих постановлений, народу стало ясно, что боги ввиду этого прогневаются и накажут не одних только христиан, но и всю империю».
Христиан обвиняли в безбожии, потому что они не кланялись языческим богам и не имели храмов. Слухи о христианских Таинствах подавали повод к обвинению христиан в самых худых и скверных грехах. Христиане, подозреваемые в многочисленных преступлениях против языческих обычаев и нравственности, в глазах простого народа представлялись ненавистными для богов. В Африке даже сложилась поговорка, гласящая, что если «не дают боги дождя, так пойдем на христиан». Угрожает Тибр страшным наводнением — «христиан ко львам!».
Со стороны правительства Римской империи гонения, как считает В.В.Болотов, «не были ни уличной бойней, ни народной травлей; и не всякий встречный и поперечный мог делать что ему угодно; напротив, с точки зрения римского уголовного права, преследования были облечены в форму судебного приговора, а всякий суд с его модификациями совершался по закону».
Христиане отрицали римских богов, а в Римской империи сложилось устойчивое представление, что религия — это дело по преимуществу государственное, а не только личное. И культ Рима, и культ императоров — все это переплеталось с почитанием сонма языческих богов. «Сама государственность, следовательно, сделалась предметом религиозного почитания. Отмена религии, казалось, грозила падением славному римскому государству» (В.В.Болотов). Когда Тиберий однажды во время наводнения не обратился к Сивиллиным книгам, то возникло народное волнение. Публично объявлялись несчастливые дни месяца, и для всех это имело форму религиозного предписания: отменялись даже народные собрания.
Меценат однажды дал Августу следующий совет: «Почитай богов сам по обычаю предков и других понуждай к тому же, ненавидь и наказывай тех, кто вводит чужих богов».
Римляне допускали религии других народов, но то были такие же политеистические верования. Веру ветхозаветных иудеев римляне лишь терпели как древнюю, как религию одного народа.
А христианство явилось в мир со всемирной проповедью. «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19–20), — заповедал Христос Своим апостолам. И христиане говорили: «Един Свят, един Господь — Иисус Христос!» Не могли они назвать Господом римского императора и воздавать божеские почести его гению. То, что они при этом были добросовестными гражданами, честными чиновниками, доблестными воинами, далеко не всегда защищало их от преследований. Государственная и военная служба была сопряжена с участием в публичных языческих жертвоприношениях, и тогда тайные христиане становились явными исповедниками христианской веры.
Образованные люди в Римской империи полагали, что поддержка государственной религии — дело политической необходимости. И поэтому многие из них, не имея личной вражды к христианам, считали их за суеверных и вредных для государства людей.
В.В.Болотов подмечает неравномерность гонений за рассматриваемый период (конец I века – 313 год): «Мы видим, что волны против христиан воздвигаются, но разделяются на две половины. Если возбуждался против христиан народ, то вступалось за христиан государство, и наоборот. С полною массою врагов Церковь никогда не имела дела, исключая времени Диоклетиана, когда язычество в последний раз и во всей силе выступило против христианства».
А.П.Лебедев прежде всего рассматривает причины гонений со стороны государства. И отмечает «замечательный факт» — систематические гонения на христиан поднимали «именно те государи, которые отличались наибольшей рассудительностью, наибольшим пониманием положения дел государственных, которые лучше других императоров понимали нужды времени, каковы: Траян, Марк Аврелий, Декий, Диоклетиан». Они чувствовали, какую огромную перемену в жизнь народа несет христианство, и в верности языческим верованиям хотели видеть залог прочности государства. Религиозное преступление виделось преступлением политическим.
Говоря о причинах общественных, А.П.Лебедев пишет: «Общество языческое римское было так настроено, что христиане не могли ожидать себе мира и покоя. Все, начиная с самого императора и до последнего подданного, чемнибудь да были недовольны христианами. Император, как первый член общества, считал их плохими верноподданными; классы интеллигентные и административные смотрели на них как на врагов цивилизации и негодных граждан; народ, масса считали христиан главной причиной общественных несчастий, полагая, что боги гневаются на распространение такого нечестия, как христианство».
О подвиге мученичества, которым Церковь отвечала на воздвигнутые гонения, свидетельствуют конкретные церковноисторические источники — мученические акты, жития святых мучеников.


Предыдущая тема | Содержание | Следующая тема