Тема 8. Эпоха гонений в древней Церкви


Предыдущая тема | Содержание | Следующая тема


Как свидетельствует книга Деяний святых апостолов, гонения на Церковь Христову и ее чад последовали почти сразу же после Новозаветной Пятидесятницы. За проповедь о Воскресении Христа его учеников Петра и Иоанна взяли под стражу (Деян. 4, 1–4). Пострадали за Христа первомученик архидиакон Стефан и апостол Иаков. Много гонений испытал от иудеев и язычников святой апостол Павел.
Гонения продолжались весь апостольский век. Церковное предание гласит, что почти все апостолы засвидетельствовали истинность своей проповеди мученической кончиной.
Греческое слово μάρτυς означает прежде всего ‘свидетель’. На церковнославянский язык оно было переведено еще как ‘мученик’. Мученическая кончина христиан была свидетельством за веру Христову. О высоте подвига мучеников говорит то, что Сам Иисус Христос именует Себя в Откровении μάρτυς — «свидетелем верным» (Откр. 3, 14). И посланники Христовы свою миссию называют «свидетельством Иисуса Христа» (Откр. 1, 2). По словам авторитетнейшего русского церковного историка профессора В.В.Болотова (†1900), мученичество есть продолжение апостольского служения в мире: «Мученики были проповедниками христианства, продолжателями апостольского служения, и эту миссию они исполняли именно как μάρτυρες, то есть являясь свидетелями» (В.В.Болотов. Лекции по истории древней Церкви. Т. 2. М., 1994. С. 5).
Иисус Христос учил апостолов, а в их лице и всех Своих последователей:
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5, 11–12).
«Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня» (Ин. 15, 18–21).
По словам В.В.Болотова, «христианство явилось в мир как Царство не от мира сего, то есть как Церковь. Оно не принесло с собой никакой политической программы, но в принципе должно было уживаться со всеми формами государственного устройства» (В.В.Болотов. Лекции по истории древней Церкви. С. 14). И все же на Церковь Христову и на христиан сразу же воздвигаются различные гонения: то со стороны отдельных правителей, то со стороны народной толпы, то нападки со стороны языческих философов, то со всех сторон сразу. Принято считать, что эпоха гонений в древней Церкви простирается до 313 года, то есть до выхода Миланского эдикта, которым воспрещались гонения на христиан, однако по местам гонения продолжались еще более десятка лет. Если мы откроем настольный церковный календарь, то увидим там множество имен святых мучеников, великомучеников, священномучеников, мучениц и великомучениц, пострадавших за Христа в эту эпоху.
Вина христианства заключалась в том, что оно, ни много ни мало, требовало от своих последователей полной перемены жизни. Эта перемена не могла оставаться совсем незамеченной для мира, и мир восставал на Церковь Христову. Но одним из важнейших результатов этой борьбы стало обращение ко Христу все новых и новых последователей. По словам древнего писателя Тертуллиана, именно кровь мучеников становилась семенем христианства.
Почитание святых угодников Божиих в Церкви Христовой расширялось прежде всего через прославление страданий мучеников Христовых. Недаром в тропаре всем святым, от века Богу угодившим, прославляются святые мученики: «Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом кровьми Церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти, Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, мир жительству Твоему даруй и душам нашим велию милость».
Мартирологи, то есть письменные свидетельства о мучениях и мученической кончине древних мучеников, послужили одним из важнейших церковноисторических источников. Святые мощи многих из них стали драгоценнейшей святыней Церкви Христовой. Божественная Литургия в эпоху гонений часто совершалась на гробницах мучеников. В честь многих древнехристианских мучеников христиане носят имена.
Таким образом, эпоха гонений на христиан — это особо ценная страница в Церковной истории. И поэтому так важно знать те свидетельства, которые Церковь сохранила нам от тех страшных и славных времен.

Литература

  1. В.В.Болотов. Лекции по истории древней Церкви. Т. 2. М., 1994.
  2. А.П.Лебедев. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в грекоримском мире при Константине Великом. М., 1994.

Предыдущая тема | Содержание | Следующая тема