Тема 7. Благовестнические труды святого апостола Павла


Предыдущая тема | Содержание | Следующая тема


Если всю Церковную историю представить как историю распространения Евангелия — «благовестия Христова», то книга Деяний святых апостолов показывает нам миссионерский подвиг того апостола, который более других потрудился «во благовестии Христове». Об этом великий Павел, бывший гонитель Церкви, а после призвания — апостол Иисуса Христа, сам свидетельствовал в Первом послании к коринфским христианам: «Я наименьший из апостолов, и недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15, 9–10).

Призвание

Обращение Савла (Савл — прежнее имя апостола Павла) ко Христу совершилось после чудесного явления ему Христа на пути в Дамаск.
После описания убиения святого апостола и перводиакона Стефана дееписатель Лука первый раз говорит о Савле. Савл одобрял убиение Стефана (Деян. 8, 1). А когда началось великое гонение на Церковь в Иерусалиме, и последователи Христа рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии, то «Савл терзал Церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» (Деян. 8, 3).
Более того, гонитель Савл пришел к первосвященнику и выпросил у него письма к начальникам синагог в Дамаске, чтобы оттуда приводить последовавших учению Иисуса Христа в Иерусалим. И вот, когда он, дыша угрозами, спешил в Дамаск, ему явился Сам Господь Иисус Христос.
В книге Деяний святых апостолов обращение Савла ко Христу описано дважды: сначала в пересказе святого апостола Луки (Деян. 9, 1–19), а затем словами самого великого апостола Павла в его защитительной речи перед царем Агриппой (Деян. 26, 2–19). Второе описание является более выразительным.
Среди дня на дороге в Дамаск Савл увидел с неба свет, «превосходящий солнечное сияние» (Деян. 26, 13). Когда Савл и спутники его упали от страха на землю, то голос с неба сказал будущему апостолу: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 26, 14).
Савл спросил: «Кто Ты, Господи?»
Божественный голос ответил Савлу: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе» (Деян. 26, 15–16).
Шедшие с Савлом и слышавшие небесный голос стояли в оцепенении. А когда Савл встал с земли, то стоял с открытыми глазами и никого не видел. «И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деян. 9, 8–9).
В Дамаске же был ученик Христов, именем Анания. Ему Господь в видении повелел идти к ослепшему Савлу и призвать его ко крещению. Здесь святой Лука приводит удивительное свидетельство о будущем апостольском служении Павла. Господь сказал Анании: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян. 9, 15). Анания пошел в дом, где находился бывший гонитель учеников Христовых, возложил на него руки и сказал: «Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и встав, крестился, и, приняв пищи, укрепился» (Деян. 9, 17–19).
Пробыв несколько дней с учениками в Дамаске, Савл «тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий» (Деян. 9, 20).
Так совершилось обращение и призвание на апостольское служение того благовестника, который больше всех апостолов потрудился в проповеди Христа язычникам.

Об апостольском служении святого Павла

Книга Деяний святых апостолов охватывает первые три десятилетия Церковной истории. И большая часть этой книги посвящена благовестническим трудам святого апостола Павла. Если к этому важнейшему церковно-историческому источнику прибавить еще четырнадцать Посланий апостола Павла, то получится, что о его апостольском служении Церковь Христова сохранила наиболее подробные сведения из всей апостольской эпохи.
Святой апостол Павел проповедовал Христа иудеям и язычникам. Первым он свидетельствовал, что на Иисусе из Назарета исполнились все ветхозаветные мессианские пророчества и Он есть ожидаемый Мессия. Вторым он проповедовал веру во Единого Истинного Бога и Его Единородного Сына — Господа Иисуса Христа, пострадавшего за людей и воскресшего в третий день, и имеющего прийти снова на землю, чтобы судить живых и мертвых. Всех он призывал к покаянию и крещению по вере во Христа Спасителя мира.
Проповедь апостола Павла имела великую силу, потому что сопровождалась многими знамениями и чудесами. Он был проповедником благодати — силы Божией, которая дается для спасения каждому уверовавшему во Христа. Его послания были отеческими увещаниями юным христианским Поместным Церквам, только утверждавшимся в вере Церкви. Его жизнь была постоянным страданием за Христа — «сораспятием Христу».
Вот одно из свидетельств самого апостола о его крестном миссионерском служении. Когда его упрекнули, что он не настоящий апостол, то он написал коринфским христианам: «Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор. 11, 23–27).
И в дополнение ко всем этим испытаниям — ежедневное стечение множества людей и забота о всех основанных им Поместных Церквах.
Апостол Павел имел «премногую благодать» от Бога. Но за эту премногую благодать он имел и великие испытания (2 Кор. 12, 7–8). Трижды апостол молил Господа о том, чтобы лютые искушения отступили от него. Но Господь сказал ему: «Довольно для тебя благодати Моей; ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9).
Крестный путь величайшего миссионера Церкви Христовой запечатлелся исповедническим и мученическим подвигом. По преданию в гонение на христиан при Нероне он был обезглавлен и вместе с апостолом Петром удостоен Церковью именования «первоверховный апостол».

Миссионерские путешествия апостола Павла

Проповедуя Евангелие Христово, святой апостол Павел основал Поместные Церкви в главных городах Малой Азии, Македонии, Греции и Риме. Из этих древнейших церковных центров проповедь Евангелия распространялась по всем областям грекоримской империи.
Во многих изданиях Библии имеются приложения, и среди этих приложений помещается карта миссионерских путешествий святого апостола Павла. Имея под руками такую карту и читая книгу Деяний святых апостолов, можно увидеть, как велико было миссионерское поприще «апостола языков». По книге Деяний можно проследить три законченных миссионерских путешествия и четвертое путешествие — в Рим, где узник Павел, смерти которого так сильно желали враги его проповеди, еще целых два года в ожидании суда кесаря благовествовал Царствие Божие и учил о Господе Иисусе Христе «со всяким дерзновением невозбранно» (Деян. 28, 31).
Каждое из этих путешествий является ярким свидетельством церковной жизни апостольской эпохи. Между первым и вторым миссионерскими путешествиями в Иерусалиме был Апостольский Собор. Он довольно подробно описан в книге Деяний святых апостолов (Деян. гл. 15).
Когда некоторые из фарисеев, уверовавших во Христа, стали говорить, «что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев» (Деян. 15, 5), то апостолы собрались вместе для рассмотрения этого вопроса. Апостол Павел и его первый спутник Варнава рассказали участникам Собора о тех знамениях и чудесах, которые «сотворил Бог через них среди язычников» (Деян. 15, 12), которых они не склоняли к исполнению ветхозаветного обрядового закона.
Тогда по предложению апостола Иакова Апостольский Собор постановил «не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян. 15, 19–20).
Дверь церковная была широко открыта для всех уверовавших во Христа и стремящихся ко крещению. В Церковь вливались все, независимо от того, исполнял прежде или не исполнял уверовавший обрядовые, по существу прообразовательные, предписания закона Моисеева. Во второе миссионерское путешествие апостол Павел отправился с новыми спутниками — Силой и Тимофеем. Проходя по городам, «они предавали верным соблюдать определения (в греческом тексте — δόγματα), постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме. И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом» (Деян. 16, 4–5).
Во время второго миссионерского путешествия святой апостол Павел прибыл в Афины, где в Ареопаге сказал знаменитую речь язычникам о неведомом им Едином Истинном Боге, о происхождении рода человеческого, о великой цели человечества и о Воскресении Христовом (Деян. 17, 16–34).
В третьем миссионерском путешествии проповедь апостола Павла встречает всё большие препятствия со стороны враждовавших против него иудеев и язычников. Умилительным было прощание апостола Павла с ефесскими пресвитерами в Милите (Деян. 20, 17–36). Миссионерским заветом всем церковным пастырям стали слова великого апостола, сказанные им в Милите: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20, 28).
Из Послания к Римлянам (Рим. 15, 24, 28) видно, что апостол Павел намеревался отправиться в Испанию для проповеди Евангелия. И сохранилось предание, что после освобождения из первого римского заключения он посетил Испанию, а пострадал после вторичного заключения в Риме.
За время своего миссионерского служения святой апостол Павел приготовил себе преемников. Одному из них — ученику своему Тимофею — апостол Павел писал: «Ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4, 5–8).
Всем христианам святой апостол Павел оставил завет: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 11, 1).
В «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца имеется примечательное свидетельство о том, что проповедь апостола Павла, проходившего Иллирик, коснулась и предков славян. Следовательно, по Нестору Летописцу, он является первоапостолом славянских народов.
Вместе с другими учениками Христовыми святой апостол Павел утвердил вселенское значение христианства. В век апостольский Церковь Божия расширялась и укреплялась перед лицом грядущих великих гонений на христиан.

Задание

Напишите реферат на тему: «Проповедь святого апостола Павла язычникам по его Посланиям и книге Деяний святых апостолов».


Предыдущая тема | Содержание | Следующая тема