Тема 6. Церковная жизнь по книге Деяний святых апостолов


Предыдущая тема | Содержание | Следующая тема


Книга Деяний святых апостолов, по словам основателя Алтайской Духовной Миссии архимандрита Макария (Глухарева), являет нам «подобный небесам образ первой (то есть первоначальной) Церкви Христовой… которому Христианская Церковь должна подражать во всяком веке». Поэтому церковная жизнь, как она описана в Деяниях святых апостолов, представляет для изучающих Церковную историю особый интерес.
Проповедуя Христа, воскресшего из мертвых, апостолы свидетельствовали о Нем, что «Он есть камень», пренебреженный зиждущими, «но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 11–12).
«В основу первохристианства легла вера в Воскресшего Христа. Но этого мало сказать, особенно если под верой разуметь отвлеченное убеждение. Строилась жизнь, а не отвлеченная система мысли, строилась так, чтобы жизненно примыкать к этому Краеугольному Камню, прильнуть к Нему не когданибудь там, после общего воскресения, а сейчас, здесь, на земле. „Приступая к Нему, Камню Живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни“, христиане должны были устроять из себя „дом духовный“ (1 Пет. 2, 4–5) сейчас, здесь, на земле» (Священник Сергий Мансуров. Очерки из истории Церкви. М., 1994. С. 73–74).
Благодатное Царство Божие распространялось на земле через проповедь апостолов и святую жизнь обращенных ими первых членов Церкви Христовой. Все они до некоторого времени назывались учениками Христовыми, а потом «в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян. 11, 26).
Многие люди ждали пришествия в мир Спасителя мира. Христиане веровали во Христа Спасителя и проповедовали спасение во Христе. Многие желали перемены жизни к лучшему, а христиане на собственном примере показывали, что жизнь изменилась с Воскресением Христовым. Радость о прощении грехов в крещении, радость общения в Евхаристии, радость надежды на грядущее воскресение и жизнь вечную переполняла сердца первых христиан, и эта радость привлекала к Церкви новых людей.
Апостолы радовались даже тогда, когда по приказанию синедриона «за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян. 5, 41). Апостолы радовались как победители, веруя, что их победа — это победа Распятого Христа, Воскресение Которого они проповедуют.
Главными признаками церковной жизни первых христиан были: постоянные евхаристические собрания, непрестанная молитва, обучение духовной жизни под руководством апостолов, взаимная помощь, единодушие и желание всех обратить на путь спасения.
«И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2, 42–47).
Из этого свидетельства апостола Луки видно, что сначала первые члены Церкви Христовой собирались ежедневно на молитву в храме Иерусалимском, где всё богослужение основывалось на пророчествах и прообразах, касающихся Мессии. Но Христос уже явился в мир и исполнил все мессианские пророчества. Поэтому ветхозаветного богослужения первым христианам было недостаточно. И они собирались в особые, уже свои, христианские собрания, чтобы совершать главную службу — Евхаристию, «преломляя по домам хлеб» (Деян. 2, 46). И чем больше они укреплялись в «познании Господа нашего Иисуса Христа» (2 Пет. 1, 8), тем более отходило от них прежнее служение ветхозаветное (Евр. 8, 5–13).
«Вот путь первых христиан: поверить, покаяться, креститься во Имя Иисуса Христа и получить дар Святого Духа. Дар Святого Духа, о котором говорит в своей первой проповеди в Иерусалиме апостол Петр, — это, прежде всего, способность „спасаться от развращенного рода“ (Деян. 2, 40), жить свято, жить с Богом и для Бога, то есть служить Богу и друг другу „каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители благодати Божией“ (1 Пет. 4, 10)» (Священник Сергий Мансуров. Очерки из истории Церкви… С. 71–72).
Не только литургические собрания, но и вся жизнь первых христиан была проникнута молитвой. Об этом в книге Деяний имеется множество свидетельств. Евхаристия и молитва являлись средоточием церковной жизни первых христиан. Крещение было дверью в Церковь для обратившихся ко Христу.
Книга Деяний святых апостолов представляет нам величественную картину распространения Евангелия среди разных народов и умножения Поместных Церквей. Проповедь апостолов усиливается знамениями и чудесами, происходившими по молитвам апостолов. Вскоре начинаются гонения на учеников и всех последователей Христа. Камнями побивают первого диакона — святого апостола Стефана, затем умерщвляется за Христа апостол Иаков. Гонитель Церкви Савл обращается к свету Христову и становится величайшим проповедником Евангелия Христова среди язычников — апостолом Павлом. Когда возникает необходимость разрешить вопрос о том, как вступающим через крещение в Церковь язычникам относиться к прообразовательным ветхозаветным обрядам, в Иерусалиме происходит первый Церковный Собор. Движимый силою Божией, апостол Павел направляется в миссионерские путешествия, чтобы принести свидетельство о воскресшем Христе народам Азии и Европы.
В книге Деяний святых апостолов нет заметных разделений на какиелибо части или отделы. Но при внимательном прочтении этой книги можно обнаружить, что, заканчивая описание того или иного тематического раздела, евангелист Лука подчеркивает, что благовествование продолжалось, что слово Божие росло и число уверовавших умножалось. Таким образом, вся книга Деяний представляется историей проповеди Евангелия Христова — то есть историей первоначального миссионерства.
В этом отношении книга Деяний отражает всю дальнейшую Церковную историю, начавшуюся повелением Иисуса Христа апостолам — «проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15), всем народам (Мф. 28, 19) — и имеющую завершиться Вторым пришествием Христовым, после того как «проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф. 24, 14).
Как писал преподобный Макарий (Глухарев), первоапостол Алтайский, в одном из своих писем, внешние выражения жизни церковной в разные времена могут быть разными, «но самый дух истинной Церкви Христовой всегда один и тот же — любовь к Богу и к человекам во Христе Иисусе». И чем больше жизни и света Христова в Церкви, «тем в ней более ревности, усердия и способности к распространению благодатного Царствия Божия на земле, тем в ней имя Церкви Апостольской плодоноснее».

Задание

Изучив текст книги Деяний святых апостолов, отметьте те разделы книги, которые заканчиваются словами дееписателя о распространении благовестия Христова — о том, что «слово Божие росло» и число уверовавших умножалось, что проповедь Царствия Божия продолжалась.


Предыдущая тема | Содержание | Следующая тема