Тема 5. Книга Деяний как свидетельство проповеди святых апостолов о Воскресении Иисуса Христа


Предыдущая тема | Содержание | Следующая тема


Всемирная проповедь Евангелия Христова началась в день сошествия Святого Духа на апостолов (Деян. гл. 2).
Ради празднования ветхозаветной Пятидесятницы в Иерусалим собрались набожные люди не только со всей Иудеи, но и из Месопотамии, Каппадокии, Понта и Асии, Египта и Ливии, паломники из Рима, с Крита, из Аравии, это были иудеи и прозелиты, то есть люди разных национальностей, верующие во Единого Истинного Бога и ожидающие спасения от Бога. Тогда все эти люди услышали апостолов, проповедующих о Христе на разных наречиях, причем представитель каждой страны узнавал свой язык.
О чем же была проповедь святых апостолов? Апостолы благовествовали миру Воскресение Христово! О Христе Спасителе они говорили, что уже явился в мир Тот, о Котором предвозвещали пророки. Он и есть истинный Помазанник! Через Него пришло спасение от Бога.
Среди слушателей этой богодухновенной проповеди были и те, кто кричали «Распни Его!», и те, кто смотрели, как распинали Христа на Голгофе. Рядом с ними проповедь апостолов слушали их братья и сестры по плоти и по вере. Обращаясь ко всем, святой апостол Петр сказал: «Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Деян. 2, 22–24).
Говоря о Давиде и его пророчествах, апостол Петр вновь благовествует Воскресение Христово: «Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» (Деян. 2, 30–32).
Заканчивая свою проповедь, апостол Петр вновь благовествует Воскресение распятого Христа: «Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян. 2, 36).
Умилившихся сердцем и уверовавших во Христа Спасителя апостол призвал к покаянию и ко крещению. «Охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2, 41). Люди пришли в Иерусалим почтить закон, данный через Моисея, а получили во святом крещении Божественную благодать через Иисуса Христа (см. Ин. 1, 17). Так ветхозаветная Пятидесятница стала Новозаветной.
Далее книга Деяний святых апостолов повествует о продолжении апостольской проповеди и крещении новообращенных. «…Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2, 47).
Когда апостолы Петр и Иоанн силою Христовою исцелили хромого у Красных ворот храма, и изумленный народ сбежался в притвор Соломонов, то раздалась новая проповедь о Воскресении Христовом. «Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели» (Деян. 3, 13–15). Оканчивая проповедь, апостол вновь говорит о Воскресении Христовом: «Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших» (Деян. 3, 26). Уверовавших в тот день было уже больше — около пяти тысяч (Деян. 4, 4).
Первое гонение на апостолов было из-за проповеди о Воскресении Иисуса Христа. Священники и начальники стражи при храме, вместе с саддукеями, которые не верили в воскресение, досадуя, что апостолы «учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых», взяли их под стражу (Деян. 4, 2–3). И на другой день апостол Петр благовествовал Христа воскресшего их мертвых уже самим начальникам, старейшинам и книжникам (Деян. 4, 10). Эта проповедь была настолько сильной, что судьи растерялись и решились только на то, что запретили апостолам проповедовать о Христе.
Вся книга Деяний показывает нам, что проповедь апостолов была проповедью о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их» (Деян. 4, 33).
Проповедуя в Кесарии в доме Корнилия, сотника Италийского полка, апостол Петр говорил о Христе так: «…мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых» (Деян. 10, 39–41).
Святой апостол Павел сначала раскрывал пред слушавшими его иудеями смысл ветхозаветной Священной истории (Деян. 13, 16–41), а затем, говоря о спасении через Христа, проповедовал Крест и Воскресение: «…жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу, и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его. Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб. Но Бог воскресил Его из мертвых. Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом. И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса» (Деян. 13, 27–32).
В зависимости от того, к кому обращали свою проповедь апостолы — к язычникам или иудеям, — они строили ее поразному.
Иудеям апостол Павел всегда изъяснял Священное Писание Ветхого Завета, «открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых» (Деян. 17, 3), что Иисус из Назарета и есть ожидаемый израильским народом Мессия. Язычникам апостолы проповедовали неведомого им Бога (Деян. 17, 23). Они говорили сначала о миротворении, о творении Богом человека и о Промысле Божием. Затем следовал призыв к покаянию и вере во Христа Воскресшего. «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян. 17, 30–31). Слово о воскресении для многих было нестерпимым, и они стали насмехаться над благовестником. Другие язвительно говорили: «об этом послушаем тебя в другое время». А некоторые уверовали проповеди апостола Павла и стали христианами (Деян. 17, 32–34).
Проповедуя Христа, Воскресшего из мертвых, апостолы проповедовали тем самым и грядущее воскресение людей. Защищаясь от неправедного суда синедриона, апостол Павел говорил: «…за чаяние воскресения мертвых меня судят» (Деян. 23, 6; 24, 21).
В проповеди царю Агриппе апостол Павел также говорил о воскресшем Спасителе мира. «Получив помощь от Бога, я до сего дня стою, свидетельствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили, что это будет, то есть Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам» (Деян. 26, 22–23).
Итак, «проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе» (Деян. 28, 31), апостолы обязательно свидетельствовали о Воскресении Христовом. Вся книга Деяний святых апостолов проникнута светом Воскресения Христова. Каждая записанная в Деяниях проповедь апостольская имеет своим основанием благовестие о Воскресении Христовом. «Христос Воскресе!» — вот самое краткое изложение апостольской проповеди о спасении во Христе.
Вот почему Церковь Христова Православная имеет обычай в Великую Субботу вечером, в канун светоносного Воскресения Христова, читать посреди храма перед плащаницей книгу Деяний святых апостолов. А затем по церковному Уставу эта книга вся прочитывается за Литургиями, начиная с ночной пасхальной Литургии и заканчивая Литургией перед Пятидесятницей. Этот период в 91-м правиле святителя Василия Великого представляется пасхальным периодом, потому что «…вся Пятидесятница есть напоминание воскресения, ожидаемого в будущем веке». Церковь, празднуя Христово Воскресение, ежедневно за Божественной Литургией предлагает нашему слуху книгу Деяний святых апостолов, являющуюся самым ярким свидетельством апостольской проповеди о Воскресении Христовом.

Вопросы и задания

  1. Расскажите о содержании проповеди святых апостолов (по книге Деяний).
  2. Читая книгу Деяний, выпишите все примеры проповеди апостолов о Воскресении Иисуса Христа.
  3. Какова разница в проповеди апостолов иудеям и язычникам?
  4. Почему книга Деяний святых апостолов читается в храме накануне светоносного дня Воскресения Христова и на Литургии в весь пасхальный период — до праздника Святой Троицы?

Предыдущая тема | Содержание | Следующая тема