Тема 4. Книга Деяний святых апостолов как важнейший церковно-исторический источник


Предыдущая тема | Содержание | Следующая тема


Книга Деяний святых апостолов — одна из двадцати семи книг Священного Писания Нового Завета. В составе новозаветных священных книг она располагается сразу за Четвероевангелием.
По свидетельству древних церковных писателей и отцов Церкви, книга Деяний святых апостолов была написана евангелистом Лукой. Так писали священномученик Ириней Лионский, Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген и другие писатели 2–3 столетий. Апостол Лука был спутником великого благовестника — святого апостола Павла. Вспоминая совместные путешествия, святой Лука пишет об апостоле Павле и о себе — «мы». Поэтому значительную часть событий дееписатель (так принято называть евангелиста Луку, когда речь идет о книге Деяний) описывал как очевидец. Другие сведения он заимствовал от иных апостолов, в частности, от своего учителя — апостола Павла.
Первоначально книга Деяний, как и Евангелие от Луки, предназначалась некоему Феофилу (Деян. 1, 1; Лк. 1, 3). Цель написания указана дееписателем в самом начале книги: «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1, 1–3).
Первая книга — Евангелие от Луки. Вторая — это книга Деяний святых апостолов, составляющая продолжение Священной истории Нового Завета.
Повествование книги Деяний начинается с описания Вознесения Иисуса Христа на небо. В конце повествования апостол Лука пишет о проповеди апостола Павла в Риме, когда он в узах ожидал суда кесаря. Поскольку о мученической кончине апостола Павла в книге не упоминается, а, по преданию церковному, кончина его последовала в 63 или 64 году, то можно сказать, что книга Деяний святых апостолов охватывает примерно первые тридцать лет Церковной истории.
В книге Деяний нет упоминаний о разрушении Иерусалима (70 год), а такие сооружения, как притвор Соломонов и крепость Антониева, упоминаются как существующие.
Блаженный Иероним утверждает, что эта книга была написана в Риме. Предположительное время написания — самое начало 70-х годов 1-го столетия.
Значение книги Деяний святых апостолов для Церковной истории переоценить невозможно. Она содержит самое полное свидетельство о том, как началась проповедь Евангелия, как крестились в день Новозаветной Пятидесятницы первые обращенные ко Христу люди, как впоследствии через Крещение прилагал Господь спасаемых к Церкви, как воспринималась людьми проповедь о Воскресшем Христе, какие возникли препятствия на пути евангельской проповеди и многое другое из первоначальной истории Церкви Христовой.
В толкованиях на книгу Деяний обычно помещают свидетельство святителя Иоанна Златоуста об этой книге: «Многие не знают даже и того, что эта книга существует, не знают ни самой книги, ни того, кто ее написал и составил. Посему-то в особенности я и рассудил заняться этим сочинением, дабы и научить незнающих, и не допустить, чтобы такое сокровище таилось и оставалось в неизвестности. Эта книга может принести нам пользы не меньше самого Евангелия!».
«Деяния апостольские повествуют нам, — пишет современный историк Церкви, — как ученики Христовы, облекшись в день Пятидесятницы силою свыше, то есть крещением от Духа приобщившись Царствию Божию, понесли в мир это примирение с Богом и эту жизнь с Богом. Здесь мы узнаём, как под водительством и главенством Христовым — или через непосредственное Его явление, или через внушение Духа Святого — они проповедовали и насаждали Царствие Божие, убеждая людей покаяться, креститься, принять Духа Святого и отныне жить не по воле греховной, диавольской, а по воле Божией, под водительством Божиим. Они учреждали нужные для этого таинства, нравственные правила, ставили для руководства епископов, отвращали от лжеучителей-еретиков, собирали людей на молитву, побуждали на милостыню, отсекали лжебратию. Словом, они возвещали людям всю волю Божию, „день и ночь непрестанно со слезами“ (Деян. 20, 31), уча каждого всенародно и по домам, приобщая человечество благодати Духа, созидая Царствие Божие — Святую и Единую Церковь» (Священник Сергий Мансуров. Очерки из истории Церкви. М., 1994. С. 25–26).
Важность книги Деяний святых апостолов как церковноисторического источника заключается не только в том, что она сохранила нам наибольшее число свидетельств о древнейшем периоде Церковной истории. Эта книга как зеркало, в которое следует смотреть всем чадам Церкви в любой период Церковной истории, в том числе и настоящий. В ней начертан подобный небесам образ первой Церкви Христовой, которому Церковь должна соответствовать во всякое время. Соответствие должно быть и в церковной жизни, а книга Деяний прекрасно показывает, какова была церковная жизнь при апостолах.
Книгу Деяний особенно хорошо понимали миссионеры Русской Православной Церкви. Основатель Алтайской Духовной Миссии архимандрит Макарий (Глухарев; †1947), пламенно желавший видеть Русскую Церковь в сугубом качестве Церкви Апостольской, писал: «Созерцая подобный небесам образ первой Церкви Христовой, начертанный в книге Деяний Апостольских, мы видим, что она вся была Апостольской, что дружина действователей не ограничивалась ни числом двенадцати, ни числом семидесяти апостолов, но возрастала с удивительною быстротою; что все верные или действовали непосредственно как апостолы, или содействовали и помогали апостолам; что между тем как святой Петр, скованный двумя цепями, находился в темнице, из которой потом изведен чудотворною десницею ангела, Церковь прилежно молилась о нем Богу; что все принимали живейшее участие в деле Иисуса Христа, которое было своим для каждого, и между тем как одни приобретали Ему новых учеников, другие принимали на себя обязанность пещись о бедных между новыми братиями; что не только все вещественное было у верных общим, но и сердце одно, единого ищущее и единого любящее, и душа одна, исполненная одних чувствований и помышлений, одних склонностей и отвращений, одних радостей и печалей, происходивших от живого сознания во всех и каждом общего всем назначения. Как чада света по самому свойству света, который неминуемо сообщает себя всему тому, в чем противления не находит или в чем побеждает противление, они светили Христовым светом своей окружности, находились ли среди братий и в церкви, назидая и утешая друг друга и меняясь друг с другом разными благотворениями, или действовали на внешних, или действователям служили. Но как Господь Иисус Христос во веки Един и Той же и обещался не разлучаться с Своими до скончания века, то первая Церковь Его есть образец, которому Христианская Церковь должна подражать во всяком веке. И хотя внешние выражения, в которых открывается дух Евангелия, могут принимать изменения, но самый дух истинной Церкви Христовой всегда один и тот же — любовь к Богу и к человекам во Христе Иисусе. Чем изобильнее и явственнее сей дух чистой любви Божией в Христианской Церкви, тем более жизни и света Христова в сей Церкви. А чем более жизни и света Христова в Церкви, тем в ней более ревности, усердия и способности к распространению благодатного Царствия Божия на земле, тем в ней имя Церкви Апостольской плодоноснее» («Письма архимандрита Макария (Глухарева), основателя Алтайской Миссии» / Под ред. К.В.Харламповича. Казань, 1905. С. 162–163).
Вот почему на все времена книга Деяний святых апостолов останется самым важным церковно-историческим источником.

Литература

  1. «Деяния апостолов на славянском и русском наречии с предисловиями и подробными объяснительными примечаниями Епископа Михаила». Киев, 1897.
  2. Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых апостолов. СПб., 1994.
  3. Священник Сергий Мансуров. Очерки из истории Церкви. М., 1994. С. 57–88 (первые три главы).

Предыдущая тема | Содержание | Следующая тема