Тема 3. Периодизация истории Русской Православной Церкви


Предыдущая тема | Содержание | Следующая тема


Ряд систематических работ по отечественной церковной истории открывает вышедшая в свет в 1805 году «Краткая Российская церковная история» митрополита Московского Платона (Левшина; †1812). В ней автор следует летописному расположению исторического материала. Поэтому митрополита Платона иногда называли «предтечею русской церковно-исторической науки». Большую работу по собиранию исторических источников и составлению различных описаний проделал митрополит Киевский Евгений (Болховитинов; †1837), которого справедливо считают одним из основоположников науки краеведения.
Создание основ истории Русской Православной Церкви выпало на долю четырех ученых 19-го столетия, которые и разработали принципы ее периодизации. Вот имена этих великих тружеников русской церковно-исторической науки:
Архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский; †1866) — член Императорской Академии наук, создатель «Истории Русской Церкви» (Рига-М., 1847–1848).
Профессор-протоиерей Александр Васильевич Горский (†1875) — ректор Московской Духовной Академии, член-корреспондент Императорской Академии наук, знаменитый археограф и автор целого ряда монографий и статей по древнерусской церковной истории.
Митрополит Московский Макарий (Булгаков; †1882) — академик Императорской Академии наук, создатель «Истории Русской Церкви» (в 12-ти томах. 1857–1883).
Евгений Евстигнеевич Голубинский (†1912) — академик Императорской Академии наук, автор «Истории Русской Церкви» (М., 1880).

Периодизация по архиепископу Филарету

Широкую известность получила периодизация истории Русской Православной Церкви, предложенная архиепископом Филаретом (Гумилевским). Его «История Русской Церкви» обнимала период с 988 по 1826 год и делилась на пять периодов: до нашествия монголов, до разделения митрополии, до учреждения Патриаршества на Руси, период Патриаршества и Синодальный период.

Периодизация по митрополиту Макарию

С 1845 года в журнале «Христианское чтение» начали публиковаться очерки архимандрита Макария (Булгакова), впоследствии — митрополита Московского, по древнейшей истории христианства в России. В 1846 году отдельным изданием вышли его лекции под заглавием: «История христианства в России до святого Владимира как введение в историю Русской Церкви». Историю христианства при князе Владимире он называл «самым входом во святилище русской церковной истории».
На Крещение Руси митрополит Макарий смотрел как на просвещение Отечества нашего. (В церковной терминологии слова крещение и просвещение — синонимы.) Поэтому перед разделом «История христианства собственно в царстве Русском до происхождения Русской Церкви при равноапостольном князе Владимире» в качестве эпиграфа митрополит Макарий приводит слова Крестителя Руси: «Благословен Господь Иисус Христос, Иже возлюби новыя люди, Русскую землю, просвети ю Крещением святым!» (из Лаврентьевской летописи).
Русская Православная Церковь в ее историческом развитии митрополиту Макарию представлялась в трех видах: сначала как Церковь, находящаяся в полной зависимости от Константинопольского Патриархата, потом как Церковь, постепенно приобретающая самостоятельность, и наконец, как самостоятельная отрасль — одна из Поместных Церквей в ряду других православных патриархатов. Вот эти три периода: Греческий, или Византийский (с 988 года), Греко-Русский (с 1240 года) и Русский (с 1589 года). В качестве вывода следовало, что «Русская Церковь — часть Церкви Вселенской, и отношения Русской Церкви ко Вселенской — основной смысл истории Русской Церкви, если не вообще русской истории».
По мнению митрополита Макария, Русь и Русская Церковь были особо отмечены промыслом Божиим: «Разом, почти в один год, положены были первые основы Русского государства и Русской Церкви; разом потом, как бы рука об руку, устроялись они мало-помалу в продолжение целого столетия; почти разом получили они и полное, окончательное образование. А если вспомним (а историк должен помнить всегда), если вспомним, что и здесь, как и во всех других происшествиях мира, несмотря на всю разность по видимости, был один невидимый, главнейший действователь — Бог, Который все движет и направляет к одной высокой цели, хотя и неодинаковыми путями, — то можем ли не прийти к вопросу: что же значит такое точное совпадение двух важнейших событий, совершившихся в одном и том же народе?.. Зачем это угодно было Господу, чтобы наше Отечество и наша Церковь возымели и образовались вместе? Не хотел ли Он таким образом сочетать их между собою еще с первой минуты самыми неразрывными узами, как сочетавает душу с телом в человеке? Не хотел ли Он, чтобы с тех пор, подобно душе с телом, они составляли как бы одно нераздельное существо, жили одной общей жизнью, всецело сохраняя и свои отличительные свойства?»

Периодизация по Е.Е.Голубинскому

Академик Е.Е.Голубинский более других связывает периодизацию русской церковной истории с историей гражданской. В русской церковной жизни он выделяет три периода: Киевский, Московский и Петербургский. «Если периоды в историях обществ суть пространства времен, отличные один от других не какиминибудь внешними и случайными признаками, а самой жизнью обществ и ее характером, то таких действительных, а не воображаемых периодов в истории Русской Церкви — три: Киевский, Московский и текущий Петербургский».

* * *

При всем разнообразии подходов к периодизации истории Русской Церкви у всех вышеназванных историков можно найти и точки соприкосновения. При большой разнице в методологии исторического исследования все они оставили по себе славу как первооткрыватели неведомых до них источников и собиратели огромнейшего церковноисторического материала. Они нередко по-разному писали об одних и тех же событиях, но теперь мы видим, как труды их дополняли друг друга.
Последующие труженики на ниве церковно-исторической науки пользовались вышеуказанными примерами периодизации истории Русской Православной Церкви, иногда немного видоизменяя или детализируя схемы своих великих предшественников.
Любая периодизация всегда в той или иной степени условна. Поэтому, обозревая историю Русской Церкви, можно рассматривать важнейшие вехи в истории церковной жизни на Руси.

988 год — Крещение Руси

Важнейшей исторической вехой для нас является Крещение Руси. По довлеющему свидетельству древнерусского летописания Крещение Руси совершилось в 988 году. Главным церковным центром на Руси стал Киев, где находилась кафедра митрополита Киевского, поставляемого на эту кафедру Константинопольским патриархом. Иногда принято называть 988 год началом канонического бытия Русской Православной Церкви. Тогда предшествующий период будет являться предысторией Русской Церкви. Здесь также можно указать свои вехи: пришествие святого апостола Андрея Первозванного на место будущего Киева, так называемое «Фотиево Крещение» россов в 860 или 861 году, проповедь святого Кирилла, первоучителя славян в Крыму, и наконец, миссионерская деятельность святой равноапостольной Ольги (†869).

1448 год — автокефалия Русской Православной Церкви

До 1448 года Русская Церковь продолжала оставаться митрополией Церкви Константинопольской. Быстро росло число церквей, епархий, монастырей. Русская Церковь старалась мирить князей, ослаблявших землю Русскую в междоусобных бранях. Иногда случалось так, что митрополиты Киевские поставлялись из русских архиереев (митрополит Иларион, митрополит Климент Смолятич).
Флорентийская уния 1439 года вызвала недоверие к высшему церковному руководству Константинополя со стороны русских. Принявшего унию митрополита Исидора, как предателя, сначала заточили, а потом изгнали. В 1448 году русскими архипастырями был избран и поставлен на Московскую митрополию святитель Иона (†1461). Принято считать, что с этого началась автокефалия (то есть самовозглавление) Русской Православной Церкви. Падение Константинополя в 1453 году еще более ослабило Константинопольский Патриархат.

1589 год — учреждение Патриаршества на Руси

В 1589 году на Руси было учреждено Патриаршество. Русскую Церковь стал возглавлять уже не митрополит Московский, а Патриарх Московский и всея Руси. Первым Патриархом Московским был избран святитель Иов (†1605). Избрание Патриарха имело огромное значение в преддверии начинающейся великой Смуты. Для спасения России определяющее значение имел исповеднический и мученический подвиг Святейшего Патриарха Ермогена (†1612). Завершился этот первый в истории России патриарший период кончиной в 1700 году десятого по счету Патриарха Адриана.

1721 год — учреждение Святейшего Синода

Петр I не допустил избрания нового Патриарха, а повелел ввести в Русской Церкви коллегиальное управление. В 1721 году был учрежден Святейший Синод. Поэтому период с 1721 года до 1917 года (когда было восстановлено Патриаршество) принято называть Синодальным периодом, или правильнее — периодом синодального управления Русской Православной Церкви. «Синод» в переводе с греческого означает собор. Но Церковных Соборов в Синодальный период как раз и не было, что не способствовало нормальному течению церковной жизни в России. Данный период, в частности, характеризуется возрождением монашества и расширением миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.

1917 год — восстановление Патриаршества на Руси

Всероссийский Поместный Собор, начавшийся в августе 1917 года, восстановил Патриаршество на Руси. В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы на этом Соборе на патриарший престол был избран митрополит Московский Тихон. После его кончины (†1925) новый Патриарх не мог быть избран, так как в это время продолжались жестокие гонения на Церковь. Заместителем одного из трех определенных Патриархом Тихоном Местоблюстителей стал митрополит Сергий. В 1943 году он был возведен в сан Патриарха Московского и всея Руси. С 1945 по 1970 год Русскую Православную Церковь возглавлял Святейший Патриарх Алексий I, а с 1971 года по 1990 год — Святейший Патриарх Пимен.

1988 год — празднование 1000-летия Крещения Руси

В 1988 году Русская Православная Церковь торжественно праздновала 1000-летие Крещения Руси. Это празднование оказалось новой знаменательной вехой в отечественной церковной истории. С этого времени стала заметно меняться церковнообщественная жизнь в России: стали созидаться храмы, восстанавливаться монастыри, открываться духовные школы, воскресные школы, церковные библиотеки, появляться церковные газеты и журналы, издаваться в достаточном количестве церковные книги.
10 июня 1990 года на Поместном Соборе на патриарший престол был избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
После празднования 1000-летия Крещения Руси наступил период возрождения Православия в России. Это благодатное и очень ответственное время. Теперь православные христиане России могут заниматься миссионерской, образовательной и благотворительной деятельностью. Но этот дар Божий, полученный благодаря жертвенному подвигу новомучеников и исповедников Русской Церкви, мы рискуем растерять в борьбе между собой, когда церковное единство приносим в жертву разделениям и расколам.

2000-летие Рождества Христова

В 2000 году весь христианский мир праздновал великий юбилей Рождества Христова. Как символ духовного возрождения России был восстановлен Храм Христа Спасителя.
В 2000 году состоялся Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором в сонме новомучеников и исповедников было прославлено более 1000 священнослужителей, монашествующих и мирян, пострадавших в годы страшного гонения XX века.
На Соборе были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в которых изложены базовые положения по вопросам церковно-государственных отношений и по целому ряду современных общественно значимых проблем.
17 мая 2007 года состоялось историческое воссоединение Русской Православной Церкви в Отечестве и за рубежом: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Митрополит Лавр подписали Акт о восстановлении канонического общения двух частей Русской Церкви.
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 27–28 января 2009 года на Предстоятельское служение был избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В 2014 году исполнилось 700 лет со дня рождения преподобного Сер­гия Радонежского, великого светильника Земли Русской, собирателя Московской Руси, внесшего огромный вклад в освобождение Руси от трех­сотлетнего ига, в ее духовное и хозяйственное возрождение.
В 2015 году православный мир отметил еще один великий юбилей — 1000 лет со дня кончины равноапостольного князя Влади­ми­ра, Крес­ти­теля Руси, сделавшего для нас главный цивилизационный выбор.
Будем верить, что Господь по молитвам Богородицы и всех святых, в земле Русской просиявших, сохранит Церковь и страну нашу в мире и благоденствии.
«Русь Святая! Храни Веру Православную, в нейже тебе утверждение» (из стихиры русским святым).

Литература

  1. Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928 (о русской церковноисторической науке см. на стр. 43–53.)
  2. А.П. Митрополит Макарий Булгаков и академик Е.Е.Голубинский. Из истории русской церковноисторической науки // ЖМП. 1973. № 6. С. 66–78.

Предыдущая тема | Содержание | Следующая тема