Тема 2. Периодизация Церковной истории


Предыдущая тема | Содержание | Следующая тема


Для чего нужна периодизация истории вообще? При изучении истории принципы деления на отдельные периоды определяются методологией исторического исследования. Какие-то исторические события выделяются как наиболее важные, может быть, определяющие для всех последующих событий на протяжении какого-либо нового отрезка времени. Эти события, как вехи, помогают обозревать всемирную историю или историю того или иного государства в соответствии с намеченным историографом планом.
В целом периодизация зависит, с одной стороны, от сложившейся в историографии традиции, а с другой — от цели и задач, которые ставит перед собой тот или иной исследователь.
Церковноисторическая наука также имеет свои историографические традиции. Тема настоящего занятия — периодизация общей Церковной истории, а на последующем занятии будет рассмотрена периодизация истории Русской Православной Церкви.
1. Первым и наиважнейшим церковноисторическим источником для нас является книга Деяний святых апостолов, которая обнимает примерно тридцатилетний период Церковной истории, начиная со дня Новозаветной Пятидесятницы. По заповеди своего Божественного Учителя (Мф. 28, 19–20) апостолы пошли на всемирную проповедь Евангелия Христова. Проповедуя Христа, воскресшего из мертвых, апостолы крестили уверовавших, устраивали первые церковные общины, рукополагали преемников по церковному служению и почти все засвидетельствовали свою веру страданиями и смертью за Христа. По церковному преданию, святой апостол и евангелист Иоанн Богослов скончался в самом конце I века или даже в начале II века. Следовательно, I век по Рождестве Христовом можно наименовать веком апостольским. Самая характерная его черта — быстрое распространение Евангелия среди народов земли. Стали исполняться слова пророческие: «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» (Пс. 18, 5).
2. В I веке начались и гонения на христиан. Много христиан пострадало за Христа в 64 году при императоре Нероне. Со II века начались систематические преследования христиан. Иногда они имели жестокий характер, иногда христиан только лишали имущества или отправляли в ссылку. Исторические источники свидетельствуют, что особенно сильные гонения на христиан были при римских императорах Траяне (начало 2-го столетия), Декии (середина 3-го столетия) и Диоклитиане (в последние годы его правления — 303–305).
Миланским эдиктом 313 года гонения на христиан были отменены, по крайней мере как государственная политика. Указанный период — II век – начало IV века — принято называть эпохой гонений. Самая характерная черта этой эпохи — свидетельство о Христе Воскресшем через подвиги мученичества и исповедничества и умножение Поместных Церквей на территории Римской империи и даже за ее пределами. Поскольку XX век явил миру беспримерное гонение на христиан, то для обозначения указанной эпохи можно сделать уточнение: «Эпоха гонений на христиан в древней Церкви».
3. Термин «древняя Церковь» церковными историками понимается неоднозначно. Но чаще всего в это понятие включаются две эпохи — эпоха гонений на христиан и эпоха Вселенских Соборов (IV–IX века). Самой примечательной чертой этого периода были святые Вселенские Соборы. Первый из них происходил в Никее в 325 году, а седьмой — также в Никее в 787 году. Характерные черты этой эпохи: утверждение веры Церкви на Вселенских Соборах в борьбе с ересями и расколами, расцвет церковного богословия, монашества, церковного искусства, концентрация церковной жизни вокруг великих духовных центров — Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима. Продолжалась и миссионерская деятельность Церкви — новые народы принимали христианство. Эпилогом эпохи Вселенских Соборов стало Торжество Православия в 843 году, когда после очередной вспышки иконоборчества утвердилось церковное почитание святых икон.
4. В IX веке Евангелие Христово успешно проповедуется среди славянских народов. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий просвещают светом Христовой истины моравов, а затем соседние с ними славянские народы. Ученики святых солунских братьев проповедуют Евангелие болгарам, а затем благодаря греческим миссионерам проповедь Евангелия достигает и восточных славян. Создание святыми Кириллом и Мефодием славянской письменности и подготовка переводов священных и богослужебных книг способствовали скорому просвещению восточных славян, в том числе и наших предков. К середине XI века большинство славянских народов приняли Православие. Поэтому IX–XI века мы можем именовать эпохой Кирилла и Мефодия, миссионерская деятельность которых имела поистине всемирно-историчекое значение. Православное просвещение славян послужило распространению евангельской проповеди для окружающих славян народов Европы и Азии.
5. В IX веке наступает первый серьезный разрыв между Константинополем и Римом. Римский престол претендует на абсолютную власть во всей Церкви, желая быть единоличным арбитром при рассмотрении межцерковных споров. Но в IX веке обозначившийся разрыв получает уврачевание. На Константинопольском Соборе, проходившем в кон. 879 – нач. 880 годах, представители Константинополя и Рима, опираясь на общецерковную практику предшествовавших веков, находят согласие. В середине XI века, а именно — в 1054 году, новые споры между римской и константинопольской кафедрами приводят к окончательному их разрыву. Изза крестовых походов и попыток навязать Константинопольскому Патриархату унию (подчинение папе), расхождение между православным Востоком и римо-католическим Западом все более и более углублялось. Таким образом, отделившись от Вселенского Православия, Рим встал на свой исторический путь. Церковь же Христова Православная благодаря миссионерской деятельности еще более расширялась, и в настоящее время представляет собой единую церковную семью, состоящую из 15 автокефальных (самовозглавляющихся) Поместных Церквей.
Далее для нас наибольший интерес представляет история Русской Православной Церкви, периодизации которой будет посвящено следующее занятие.

Вопросы и задания

  1. На какие периоды можно разделить Церковную историю, и чем характерен каждый период?
  2. Учитывая вышеприведенную периодизацию, познакомьтесь с таблицей по истории Церкви, составленной священником Сергием Мансуровым (Священник Сергий Мансуров. Очерки из истории Церкви. М., 1994. С. 37–56). Выпишите из таблицы сведения, которые подтверждают характеристику указанных периодов с I по XI век.

Предыдущая тема | Содержание | Следующая тема