Епископ Гатчинский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии, о преподавании «Основ православной культуре» в школе

13 марта 2012 года в Санкт-Петербурге прошла пресс-конференции по введению в средней школе нового образовательного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», организованная радио Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров» и Социальным пресс-клубом.

28 января 2012 года распоряжением премьер-министра Владимира Владимировича Путина утвержден план мероприятий по введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных школах в 2012-2013 годах. Напомню, что в состав этого курса входит 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы иудейской культуры, основы буддистской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики.

Много лет тому назад РПЦ выступила главным инициатором введения культурологического предмета, который имел бы своей целью воспитать не только культурного и образованного человека, но и воспитать человека на основе традиционных нравственных ценностей, которые прежде всего укоренены в религиозных культурах. Для России это прежде всего в культуре православной. Было много дебатов на протяжении многих лет.

Пока велись эти дебаты, мы получили, к сожалению, в школах то, что есть. Буквально сегодня я говорил с уполномоченным по правам ребенка в Ленинградской области, недавно Духовную Академию посетил уполномоченный по правам ребенка в РФ Павел Астахов. Статистика ужасающая.

Это говорит о том, что разрушен институт семьи, а в школах кроме голых знаний не дается абсолютно никакого воспитания.

В результате пришли к тому, что создали некую альтернативу. Действительно, существуют основы нескольких религиозных культур в связи с тем, что на территории РФ представлены именно эти традиционные культуры, а также еще два модуля, которые я перечислил.

Каково отношение Русской Православной Церкви и мое отношение как священнослужителя к тем предметам, которые сейчас лидируют в Санкт-Петербурге? По крайней мере, принято считать, что они лидируют – это основы мировых религиозных культур и основы светской этики. Конечно же, в рамках 4 класса в этом возрасте, в 12 лет, изучить основы мировых религиозных культур практически невозможно. Думаю, что не всякий студент вуза способен глубоко разобраться в этих мировоззренческих вопросах. Тем более, для этого нужно иметь уже какую-то платформу. Для этого нужно быть уже сформировавшимся человеком.

Поэтому, конечно, говорить о серьезном восприятии этого предмета просто не приходится. Что касается основ светской этики, очень  часто этику наши родители почему-то путают с этикетом и думают, что основы светской этики – это некий предмет, который учит детей хорошим светским манерам. На самом деле, конечно, это не так.

Моя обеспокоенность как священнослужителя уходит еще глубже. Если мы говорим о ценностях, которые уже заложены в традиционных культурах, мы знаем эти ценности. Они сформулированы в 10 заповедях, и эти заповеди в той или иной форме проповедуются нашими традиционными религиями и религиозными культурами. Что касается светской этики, то здесь человек может строить свою жизнь впоследствии по шкале тех ценностей, которые ему будет предлагать либо общество, либо он создавать сам.

Не буду приводить много примеров, но вот один из последних нашумевших примеров – это безобразие в Храме Христа Спасителя, которое произошло. Сейчас ведется в СМИ много разных споров о том, хорошо это или плохо, позволительно или непозволительно. Вы знаете, что самое удивительное? Что некоторые говорят: «А что в этом плохого? А что в этом страшного? Это толерантно. А почему человек не может выразить вот так свое мнение?» То есть, понимаете, граница между добром и злом, между тем, что плохо, действительно стирается.

И мне думается, что имена та шкала ценностей, которая будет задаваться в этом предмете, и приведет к стиранию границ. Это, может быть, резкое заявление, но я говорю его честно. Как представитель Русской Православной Церкви я считаю, что мы должны быть честными везде, и в том числе в своей деятельности. Не бояться потерять кресло, служить Богу, людям, обществу.

Действительно, в Ленинградской области были созданы условия для родителей. Условия, которые предполагают выбор из этих 6 модулей. Вводятся основы религиозной культуры и светской этики. Но там, как я сказал, есть 6 модулей. И родители имеют право, и они должны знать об этом праве, в своей школе для своего ребенка выбирать один из этих 6 модулей. Очень часто получается в некоторых местах России, да и у нас здесь в городе так, что родители просто не знают о таком своем праве, и на родительском собрании им об этом не говорят. Может быть, и родительские собрания не проводятся.

Мы против того, чтобы навязывать любой из этих модулей. Мы против того, чтобы насильно навязывался такой предмет, как основы светской этики, либо навязывался такой предмет, как основы мировых религиозных культур. Мы против того, чтобы навязывали насильно основы православной культуры. Это должен быть добровольный выбор родителей. Но об этом выборе родители должны знать, и они должны иметь право этот выбор осуществить. А школа должна предоставить возможность ребенку изучать тот предмет, выбор в пользу которого сделали родители вместе со своим ребенком.